Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Для идеалистической культуры - культуры смешанного типа - характерна сбалансированная интеграция идеационных и сенсетивных элементов. Она является промежуточной между двумя основными типами культуры и в ходе истории выступает как переходная форма от одного из них к другому. В Древней Греции ее расцвет приходится на V-IV вв. до н.э. - это «золотой век» античной культуры. В Европе идеалистическая культура доминирует в XII-XIV столетиях - эпоху зарождения Ренессанса, знаменующую переход от идеационного Средневековья к сенсетивному обществу более позднего времени.
а) Мировоззрение. Исходным принципом является представление, что реальная действительность многообразна, в ней есть как чувственная, так и сверхчувственная сторона. В западноевропейской культуре XII-XIV вв. при этом подразумевалось, что в чувственном, материальном мире все изменчиво и преходяще, а сверхчувственное, духовное, божественное начало - неизменно и вечно.
б) Система истины. Главная роль в постижении истины отводится разуму, но признаются также ссылки на чувственный опыт. В античности наиболее отчетливо эта позиция выражена в философии Аристотеля. Европейские философы-схоласты XII-XIV вв. полагали, что «истина разума» должна согласовываться с «истиной веры» и корректироваться в соответствии с божественными откровениями и Священным Писанием.
В сфере науки ведущее место занимает логика. Большое внимание уделяется гуманитарным вопросам, касающимся, главным образом, человеческой души. Опытное исследование природы, однако, продвигается слабо. Общие системы знаний, формируемые в идеалистической культуре, воплощаются обычно в форму философских учений.
в) Формы искусства и эстетические ценности. В искусстве видят не только средство выражения религиозных, нравственных и гражданских ценностей, но и самостоятельную духовную ценность. Оно насыщается как церковным, так и светским содержанием. Его задачей считают изображение разумного и прекрасного в мире. В художественных произведениях преобладают аллегорические и идеализированные образы. Персонажами произведений становятся благородные, героические личности. Негативные явления жизни показываются только ради того, чтобы в контрасте с ними ярче высветить позитивные идеалы.
В идеалистической культуре достигается гармония чувственного и духовного, красоты и смысла. Особенным богатством отличается музыка идеалистического типа (она появляется в Западной Европе позже других элементов идеалистической культуры - лишь с XV века - и достигает расцвета в XVII-XVIII веках). Достаточно назвать имена таких ее представителей, как Бах, Моцарт, Бетховен. Музыка выходит за пределы храмов и монастырей в светские гостиные и концертные залы.
В искусстве идеалистического периода автор обращается к аудитории, приглашает ее к сотрудничеству в истолковании произведения. В идеационном искусстве, где произведение не нуждается в одобрении публики, и в сенсетивном с его активной нацеленностью на публичное признание зрителю, слушателю, читателю предоставляется быть объектом, на который оказывают воздействие; в идеалистическом же искусстве он должен стать активным субъектом, партнером автора.
г) Этические ценности и принципы. Идеалистическая этика сочетает идеационные и сенсетивные ценности. Она требует от человека служения Богу, но вместе с тем полагает, именно это и должно вести к земному счастью. Главные ее принципы считаются данными свыше, абсолютными и неизменными. Вторичные же принципы являются продуктами человеческого разума и могут изменяться.
д) Правовая система. Здесь также происходит сочетание идеационных и сенсетивных элементов. Предполагается, что основные принципы права - от Бога, делом же человека является их конкретное воплощение в юридических кодексах.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 599 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!