Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Тойнби отмечает, что самые ранние из известных нам цивилизаций появились около шести тысяч лет назад, а человеческий род существует уже более 300 тысяч лет. Эпоха цивилизаций занимает менее 2% времени существования человечества.[138] В масштабах этой временной шкалы различия в возрасте между цивилизациями разных поколений становятся несущественными, и все цивилизации можно считать одновременными. Следовательно, в течение почти всей истории человечества цивилизаций не было, и люди жили в обществах иного вида – примитивных обществах.
Примитивные общества - этонебольшие по количеству своих членов племена, занимающие ограниченную территорию и имеющие сравнительно короткий срок жизни. В отличие от примитивных обществ цивилизации охватывают большие множества людей и обширные территории, сохраняясь в течение столетий и даже тысячелетий. Но главное различие между примитивными обществами и цивилизациями Тойнби видит в том, что первые статичны, тогда как вторые динамичны. Объясняя это различие, он указывает, что важным фактором жизни любого общества является мимесис - социальное подражание, благодаря которому в обществе распространяются ценности и нормы поведения. В примитивном обществе мимесис направлен на воспроизведение и сохранение образа действий предков, обычаев и традиций прошлого. Поэтому изменения в нем происходят медленно. В цивилизациях же мимесис ориентирован на творческих личностей, на восприятие новаций. Поэтому они нацелены на изменения и рост.
Сила инерции, воплощенная в обычае, объясняет долгое пребывание человечества на примитивном уровне. Почему же примерно 6 тысячелетий назад эта инерция была преодолена? Какая сила преодолела ее? Видимо, пришел в действие какой-то механизм, работа которого обуславливает переход общества из статического состояния в динамическое движение, генезис и рост цивилизаций. Открытие и описание этого механизма Тойнби считает своим важнейшим научным достижением.
Вызов-и-Ответ
Утверждение, что благоприятные природные и социальные условия способствуют общественному развитию, кажется очевидной истиной. Но Тойнби доказывает обратное: «слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста».[139]
«Благоприятные условия враждебны цивилизации».[140] Чтобы общество вышло из статического состояния, оно должно получить стимул к изменению - резкое ухудшение условий его жизни. Это ухудшение представляет собою вызов - постановку задачи, которую общество должно решить. Найденное обществом решение есть его ответ на вызов. Успешным ответом на вызов будет такое изменение общества, которое обеспечит его дальнейшее существование в новых условиях. Действие механизма Вызова-и-Ответа - так называет его Тойнби - и является фактором, противостоящим силе инерции. История любой цивилизации представляет собою последовательность актов Вызова-и-Ответа. Всякий раз вызов побуждает общество к совершенствованию, а нахождение адекватного ответа означает его подъем на более высокую ступень. Наоборот, отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию. А неспособность общества найти адекватный ответ на сделанный ему Вызов ввергает его в кризис и ставит под угрозу его дальнейшее существование.
Первые вызовы, стимулировавшие генезис цивилизаций, – климатические изменения, приведшие к иссушению земель. Это был вызов, на который общины охотников и собирателей ответили по-разному. Одни изменили образ жизни и превратились в земледельцев, вступив в борьбу с природой и создав новую, земледельческую культуру. В результате такого ответа возникли египетская, шумерская, индская цивилизации. Другие, сохраняя привычный образ жизни, двинулись к северу (что столкнуло их с новым вызовом - вызовом холода). Общины, не изменившие ни образа жизни, ни местопребывания, поплатились за это полным вымиранием. История дает и другие примеры вызовов, бросаемых обществу природной средой. Переход к новому типу хозяйства, строительство ирригационных сооружений, создание мощных структур власти, возникновение новых религий, научные открытия и технические достижения - все это ответы, которыми общество реагирует на вызовы.
Наряду с вызовами природы существуют также вызовы человеческой среды. Тойнби выделяет среди них «стимул удара», «стимул давления», «стимул социального ущемления».
Удар - это неожиданное, внезапное нападение. Классический пример: угроза порабощения Эллады персами в V до н.э. вызвала героический подъем духа греков. Они одержали победу, за которой последовал небывалый расцвет культуры в греческих городах.
Другая форма вызова человеческой среды - непрерывное, длительное внешнее давление - нашла выражение в истории западной цивилизации: постоянное напряжение стимулировало рост ее жизненных сил. Давление сыграло стимулирующую роль и в развитии православно-христианской цивилизации на Руси: сначала давление соседних языческих народов, затем - сильный и продолжительный напор кочевников Великой Степи. Результатом ответа Руси на этот вызов явилось формирование нового образа жизни и новой социально-политической организации. А в начале XVIII века Петр Iответил на западное давление, утвердившись на побережье Финского залива и сделав основанный им Санкт-Петербург новой столицей России.
Социальное ущемление вызывается рабством, бедностью, классовым неравенством, расовой, национальной или религиозной дискриминацией. «Социальная группа, слой, класс, в чем либо ущемленные… либо волей случая утратив нечто жизненно важное, направляют свою энергию на выработку свойства, возмещающего потерю, в чем, как правило, достигают немалых успехов. Так лоза, подрезанная ножом садовника, отвечает бурным ростом новых побегов».[141]
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 481 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!