Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Западноевропейская философия



XIX века: поиски общих законов истории

Сен-Симон и Конт

В учении К.Сен-Симона(1760-1825) и О.Конта(1798-1857) общественный прогресс толковался как движение от низших форм общества к высшим, проходящее через три основные ступени: «детство», «юность» и «зрелость». Разум человечества, как и индивидуальное сознание, развивается, последовательно проходя через детское, юношеское и взрослое «состояние ума». Каждая стадия характеризуется специфическим содержанием культуры: на первой, теологической ступени базисом культуры является религия, на второй, метафизической – философия, а на третьей, позитивной ступени главное место в культуре занимает наука, которая добывает практически полезные знания, позволяющие развивать промышленность и рационально обустраивать общественную жизнь.

Гегель

В трудах классика немецкой философии Гегеля(1770-1831) была предложена концепция всемирной истории как закономерного процесса, ход которого обусловлен саморазвитием мирового духа - Абсолютной Идеи. Смысл истории - в создании условий для свободной деятельности человеческого разума, посредством которой Абсолютная Идея, воплощаясь в нем, познает сама себя. С точки зрения Гегеля, исторический прогресс состоит в развитии сознания свободы как условия развития духа. Мировой дух движется с Востока на Запад, вселяясь по пути то в один, то в другой народ и поднимаясь через них все выше к вершинам свободного самопознания. Народ-избранник мирового духа возглавляет развитие человечества на некотором этапе всемирной истории и, выполнив свою великую миссию, передает ее другому народу, который делает следующий шаг в понимании и реализации свободы.

Гегель делит всю историю на 4 этапа: 1) восточный, на котором мировой дух проходит через Китай, Индию, Персию, Египет, 2) греческий, 3) римский, 4) германский. Древний Восток - это младенчество духа, Греция - его юность, Рим - зрелость, германский мир – мудрая старость. Страны Древнего Востока еще не знали подлинной свободы, ибо все люди были рабами властелина, а сам он – рабом своих желаний. В греческом мире свободными осознавали себя не все, а только некоторые. В Риме были разработаны формальные юридические основы принципа свободы, но и это была свобода не для всех. Вместе с христианством дух, наконец, входит в германский мир. «Восток знал и по настоящее время знает, что только один свободен: греческий и римский мир знал, что некоторые свободны; германский мир знает, что все свободны».[130] Остальные народы, обойденные мировым духом, выступают на арене мировой истории, по Гегелю, лишь в качестве статистов.

Марксизм

Центральными идеями материалистического понимания истории, разработанного К.Марксом(1818-1883) и Ф.Энгельсом(1820-1895), являются:

1. Закономерность исторического процесса - существование объективных законов, по которым он совершается. Законы истории представляют собою внутреннюю логику, необходимую связь и последовательность общественных явлений, которая складывается независимо от воли и желания людей.

2. Определяющая роль материального производства в развитии общества. Совершенствование способа производства материальных благ - технический прогресс - обуславливает социально-экономическое развитие общества. Революционные изменения способа производства влекут за собой и революционные преобразования в общественной жизни. На основе совершенствования способа производства общество движется по пути социально-экономического прогресса, хотя ход его неравномерен и зигзагообразен.

3. Зависимость общественного сознания от общественного бытия. Бытие - объективные условия жизни людей - определяет их сознание. Отсюда следует, что духовная культура вторична по отношению к материальной культуре. Прогресс духовной культуры зависит от прогресса культуры материальной.

Маркс и Энгельс сформулировали понятие общественно-экономической формации - исторического типа общества, который определяется способом производства. Каждая общественно-экономическая формация обладает специфическими особенностями социальной структуры, политической организации, правовой системы, специфическим типом культуры.

Среди марксистов вошло в традицию выделять пять различных способов производства и, соответственно, пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую. Эти формации исторически следуют друг за другом и выступают как ступени общественного прогресса. Переход от одной формации к другой предполагает культурную революцию, в ходе которой возникает новая культура, заимствующая из прежней все ценное и отвергающая отжившее, служившее интересам господствовавших прежде классов. Так происходит прогресс культуры.

2.4. Итоги: развитие культуры в зеркале европейской культуры XIX века

Несмотря на принципиальные различия рассмотренных выше концепций, их объединяет свойственный европейской культуре XIX в. образ мышления. Во всех рассмотренных философских учениях утверждается:

1. Существуют объективные законы истории, в соответствии с которыми человечество идет по пути исторического, в т.ч. культурного прогресса.

2. Исторический прогресс однолинеен: он представляют собою движение вперед по единой, общей для всего человечества магистрали. Человеческое общество проходит ряд закономерно сменяющих друг друга стадий, каждая из которых характеризуется определенным уровнем развития культуры. Переходя от одной стадии к другой, общество постепенно поднимается на все более высокий уровень культуры.

3. В каждую историческую эпоху существуют народы, находящиеся на разных стадиях прогресса. Поэтому уровень культурного развития народов различен: есть народы отсталые и передовые. Отсталым народам необходимо поднять свою культуру до уровня передовых.

4. Наиболее высоко по лестнице прогресса поднялись европейские народы. Поэтому европейская культура - наиболее передовая культура эпохи, и до ее уровня дальнейший прогресс должен поднять культуру всего неевропейского мира.

Комплекс идей, связанных с последним из перечисленных положений, называют европоцентризмом. Он является порождением европейской (западной) цивилизации и выражает ее собственную самооценку. Объявляя Европу центром мировой цивилизации, он проповедует превосходство ее культуры над всеми остальными и необходимость распространения ее во все регионы земного шара. Однако уже в XIX в. изучение культур различных народов порождает сомнения в возможности выстроить их в одну шеренгу «по росту» их уровня развития. Одним из первых попытался найти новый подход к пониманию культурно-исторического процесса Н.Данилевский. А в ХХ в. появился ряд культурологических теорий, основанных на отказе от всех приведенных выше положений, характеризующих установки европейского сознания XIX в.

§3. Н.Данилевский: Россия и Европа





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 431 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...