Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Идеалы определяют цели, на которые следует направлять человеческую деятельность. Они указывают, какие возможности изменения материальной и духовной среды заслуживают реализации, какие инновации должны быть внесены в общество, чтобы удовлетворить желания и потребности живущих в нем людей.
Воплощение идеалов в действительность может идти как путем реализации существующих в культуре идеалов, так и посредством создания новых идеалов и действий по их воплощению в жизнь, вызывающих обычно сопротивление.
Судьба социокультурного идеала от его появления до исчезновения из живой культуры описана В.П.Бранским[128]. На первом этапе новый идеал постепенно завоевывает общественное признание и достигает триумфа. Это рождает впечатление его величия. Но возможности идеала исчерпываются, и наступает этап его упадка, на котором возникает и усиливается ощущение трагической безысходности. Крушение идеала вначале воспринимается как трагедия, а затем – как фарс: над обанкротившимся идеалом смеются. А потом устаревший и осмеянный идеал забывается и сдается в архив. По выражению К.Ясперса, история – это кладбище идеалов.
Прослеживая судьбу идеалов, В.П.Бранскийпоказывает, что торжество нового идеала, как правило, сопровождается не просто отказом от старого, а превращением его в антиидеал – предмет отвращения и ненависти. Вместе с этим и ценности, высшим выражением которых старый идеал являлся, превращаются в антиценности, вызывающие лишь неприятные чувства.
Борьба идеалов – не чисто академический спор. Идеал, подобно языческому идолу, требует жертвоприношений: во имя своих идеалов люди должны идти на жертвы - «нести свой крест», как это делал Иисус, всходя на Голгофу. Ради идеалов идут на смерть: ведь для человека, видящего в стремлении к идеалу смысл своей жизни, ущемление идеала ставит по угрозу смысл самого его существования. Борьба идеалов ведет к наращиванию масштаба жертвоприношений. В жертву идеалам люди приносят не только собственную жизнь, но и жизни других людей. Развитие жертвенности в ходе столкновения идеалов ведет, в конце концов, к конфликту между идеалом и моралью. Нравственность приносится в жертву идеалу. Любое преступление против морали вплоть до убийства невинных людей перестает в глазах фанатиков быть таковым, если оно совершается в борьбе за «святыни», и люди могут проявлять непостижимо чудовищную жестокость, будучи в то же время убежденными, что делают благое дело.
Крушение идеала оказывается возмездием за нарушение общечеловеческой морали. Отвергая идеал, общество восстанавливает подорванную в ходе его реализации мораль. Это акт самозащиты общества, в котором проявляется его способность к саморегуляции и самоорганизации.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 347 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!