Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ритмика культурных процессов



Возможны различные модели культурной динамики. Самая простая – изображение культурного процесса как вздымающейся вверх непрерывной прямой, состоящей из следующих друг за другом точек-новаций. Однако в действительности все сложнее: одни времена наполнены значительными культурными событиями, тогда как в другие ничего примечательного в культуре не происходит. Противоположная крайность – представление о совершенной хаотичности культурной жизни общества, отрицающее возможность существования каких-либо динамических закономерностей.

Согласно синергетике, эволюция любой сложной диссипативной структуры протекает во взаимодействии порядка и хаоса. Так происходит и с культурой. В ней одновременно совершается множество процессов, каждый из которых представляет собою сплетение больших и малых событий. Одни из них сознательно планируются и осуществляются, другие рождающихся неожиданно по воле случая. Но прослеживая серии культурных событий в течение какого-то периода времени, можно заметить в них некоторые, более или менее устойчивые тенденции и закономерности.

Есть общие тенденции, существующие на протяжении всей истории человечества – например, рост объема знаний, увеличение словарного состава языка. Есть и частные, действующие в культуре какого-то народа сравнительно недолго – например, ослабление нравственности в итальянском обществе эпохи Возрождения, распространение французского языка среди русской знати с конца XVIII до начала XX в. В истории культуры часто рост какого-либо параметра постепенно затухает и затем начинается его уменьшение, и наоборот. В результате образуются волны и циклы.

Н.Д.Кондратьевупринадлежит открытие циклов в развитии экономики длительностью в 48-55 лет («длинные волны» Кондратьева)[121]. На протяжении каждого цикла экономический подъем сменяется спадом. При этом существует тенденция исторического роста экономики. На рис. 12.1 изображены хронологические рамки кондратьевских волн[122].

  1780-1890 1844-1851 1890-1895 1933-1938 1975-1985 1810-1817 1870-1875 1914-1920 1945-1955 2000-2010


Рис. 12.1

Волны, подобные кондратьевским в развитии экономики, наблюдаются и в развитии различных областей культуры. Й.Шумпетери Л.Лоусвязали открытые Кондратьевымциклы с волнами изобретательской активности. Так, во время первого кондратьевского цикла (1780-е – 1840-е гг.) произошла замена водяного колеса паровой машиной, древесины – углем и железом, возникла текстильная промышленность; во втором цикле (1840-е - 1890-е гг.) в жизнь вошли железные дороги и пароходы, железо стало уступать место стали; третий цикл (1890-е –1930-е гг.) связан с повсеместным применением электричества, созданием двигателя внутреннего сгорания, развитием химии.

Интересный подход к проблеме «волн истории» был предложен С.Ю.Масловым[123]. Он провел параллель между информационными процессами в обществе и в мозгу человека и выдвинул гипотезу о том, что в общественном сознании чередуются периоды доминирования «левополушарного» и «правополушарного» способов обработки информации. Масловописал и два типа общественного сознания – аналитический (при доминировании «левого комплекса» в культуре) и синтетический (при доминировании «правого комплекса»).

Анализ исторических данных с этой точки зрения выявил циклы длиной около 50 лет, проявляющиеся, например, в смене художественных стилей. Так, «левому» комплексу в культуре соответствует тяга к классицизму, а «правому комплексу» - к барокко. Аналогичные 50-летние циклы В.М.Петровобнаружил в музыкальном искусстве Вслед за Масловым Петров выделил критерии для определения аналитического («левого») и синтетического («правого») комплексов в социально-политическом (или социально-психологическом) климате общества. Например, открытость общества, рост импорта товаров, преобладание договорных начал, высокий престиж образования и знаний – признаки доминирования «левого комплекса»; замкнутость, сепаратизм, падение импорта, преобладание авторитарного стиля, низкий престиж образования и знаний – признаки доминирования «правого комплекса». Оказалось, что чередование аналитических и синтетических периодов в социально-политическом климате достаточно точно описывает характер происходивших в истории нашей страны процессов.

Фазы волн Кондратьевав экономике и волн Масловав культуре хронологически приблизительно совпадают. По-видимому, за этим совпадением кроются какие-то общие закономерности, определяющие ход исторических процессов и нуждающиеся в дальнейшем исследовании.

Циклический характер культурной динамики не означает, что каждый новый цикл является простым повторением предыдущего. Процесс развития культуры сочетает циклическую повторяемость с необратимостью и направленностью. Инновации, имеющие место в каждом цикле, вносят в него новое содержание и делают его в чем-то непохожим на предшествующие.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 420 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...