Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные элементы религии



Рассмотрим основные элементы, которые имеются в разных религиях и потому, можно думать, характеризуют сущность религии вообще.

1. Вера в Бога (или богов). Это главный признак религии. Без богов религии нет. В разных религиях – разные боги, но есть нечто общее в представлениях о них. Во-первых, Бог есть личность, субъект, существо. Во-вторых, Бог есть существо (а) разумное, (б) бессмертное, (в) обладающее сверхъестественными способностями, (г) непостижимое для человека, превосходящее человеческое разумение. Все это свойства, которые имеются у человека, но взятые в преувеличенном, абсолютизированном виде. Человек обладает разумом, способностями, жизнью, но обладает в конечной степени. У Бога же – бесконечный разум, бесконечные способности, бесконечная жизнь. Сходство между человеком и Богом объясняется в рамках религии тем, что Бог создал человека «по своему образу и подобию». А с точки зрения атеистов, человек создает образ Бога, олицетворяя в нем собственные лучшие качества, доведенные до высшего совершенства.

По мысли Л.Фейербаха, религиозное представление о Боге – это зеркало, в котором отражается мечта человека о том, каким он хотел бы стать. А Вольтерсо свойственным ему остроумием выразился по этому поводу так: «Бог создал человека, а человек отплатил ему тем же».

2. Эмоциональное отношение к Богу. Указанное выше сходство человека и Бога делает возможным человеческое общение с Божеством. Поскольку Бог есть существо, подобно человеку обладающее разумом, с ним можно говорить, к нему можно обращаться с молитвой, его можно просить, убеждать, уговаривать. Бог – очень удобный собеседник: он всегда рядом. С ним человек преодолевает чувство одиночества. Вера в Бога – это не просто рациональная убежденность в его существовании, а религиозное чувство. Верующий относится к Богу эмоционально – с любовью, страхом, надеждой, чувствами вины и раскаяния, и верит, что Богу тоже свойственны эмоции – Бог проявляет любовь и милосердие, гневается на грешников, вознаграждает праведников. Эмоциональное общение с Богом образует особого рода «духовный опыт».

По отношению к злым божествам в язычестве, дьяволу, чертям в христианстве и исламе допускаются и негативные чувства. Верующие должны бояться и ненавидеть их, тогда как глубокая и искренняя любовь к Богу – главное требование к верующим.

3. Вероучение. Во всякий религии имеются священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования (Библия, Коран). В них речь идет о Боге и его деяниях, о пророке-основателе религии, о святых праведниках, о сотворении мира и его устройстве, о правилах жизни общества и человека, о чудесах, которые совершают боги, пророки, святые и которые служат свидетельствами божественного могущества.

Обычно первичные священные тексты рассматриваются как «божественное откровение», и авторство их приписывается либо самому Богу, либо основателю религии. К священным текстам со временем добавляются их толкования, сочиненные выдающимися деятелями религии. На основе священных текстов и их канонизированных толкований строится религиозная наука – богословие (теология). На наиболее общем уровне вероучение приобретает истолкование в религиозной философии.

4. Религиозный культ. Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Во всех религиях от верующих, как правило, требуется личное обращение к Богу с молитвами, участие в коллективных богослужениях, освящение рождения, смерти, бракосочетания. Праздники связаны со знаменательными событиями, описанными в священных текстах, и предполагают совершение соответствующих церемоний.

Важной стороной религиозного культа является символика. Культовые предметы, действия, жесты – это символический язык, на котором происходит диалог человека с Богом. В символической форме верующий, с одной стороны, выражает свои чувства и мысли в освященных, допустимых для обращения к Божеству формах, а с другой – приобщается к Богу, получает от него поддержку и помощь.

Так, крест – знак Иисуса Христа. Он возвышается над церковным храмом, изображается на одежде священника, его носят на теле христиане, воспроизводят крест движением руки. Крест символически выражает связь с Христом, принадлежность, посвященность, преданность ему.

5. Организация верующих. Религия по природе своей коллективна. Она предполагает не только связь индивида с Богом, но и связь верующих в этого Бога индивидов, единоверцев. Может быть индивидуальная вера, но не может быть индивидуальной религии. Великие основатели религий - Будда, Христос, Мухаммед - проповедовали свои идеи, и эти идеи становились религией только тогда, когда у них набиралось много сторонников. Общество признает в качестве религии только достаточно распространенную среди людей веру.

Любая религия сплачивает единоверцев, объединяет их индивидуальные «Я» в некое единое «Мы». Организация нужна единоверцам, чтобы находить взаимную поддержку в своей вере. Коллективное отправление культа способствует укреплению единой веры. Типичной формой организации верующих является церковь. Церковь состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов. По словам Иоанна Златоуста, церковь – это корабль, в котором верующие спасаются среди волн житейского моря. Так же понимают роль религиозных общин и другие религии.

Функции религии

Вырастая из мифологии, религия наследует от нее основополагающее место в культуре. Вместе с тем в обществе развитом, где существуют искусство, философия, наука, идеология, политика, право религия становится их общей, системообразующей духовной основой. Отсюда вытекает особая роль религии в обществе, которую она выполняет вплоть до нашего времени. Хотя в ХХ в. из центра духовной жизни общества она перемещается к периферии, ее влияние на жизнь общества и ныне остается большим.

Можно выделить следующие функции, в которых проявляется роль религии как фундаментального фактора общественной жизни.

1. «Душеспасительная» функция (по отношению к личности). Повседневная жизненная суета затягивает людей в вереницу практических дел и ведет к утрате духовных интересов, к подавлению личности. Религия же отрывает человека от повседневности. Она требует обращения к божественному, т.е. к вечному и бесконечному, напоминает о высших идеалах, о том, что человек создан «по образу и подобию» Божиему. Она дает ему пищу для размышлений и для высоких чувств, заставляет «остановиться и оглянуться», задуматься о смысле жизни, о «спасении души».

Религия служит психотерапевтическим средством адаптации людей к трудностям жизни. Она утешает слабых, помогает им пережить трудности жизни. Верующий, подобно ребенку, видит в Боге любящего, заботливого и всемогущего защитника и строгого воспитателя, указующего, что следует и чего не следует делать. Он надеется получить от Бога награду за послушание. Религия утешает человека в несчастьях, вселяет надежду на то, что справедливость в конце концов восторжествует, и после смерти праведники будут вознаграждены, а грешников постигнет божья кара.

2. «Духовная» функция (по отношению к культуре). Религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. В религиозном вероучении задается картина мира, иерархия ценностей, на вершине которой стоит Бог. Тем самым она подчиняет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя.

В культуре, возникающей на базе определенной религии, все существующее получает единое объяснение и обоснование. Искусство использует религиозные темы. Философия и наука исходят из освященных представлений о Боге, природе, обществе, человеке. Основой культуры становится единый религиозный менталитет, который определяет образ мышления и поведения людей во всех их делах.

Религия является общедоступной формой духовного развития людей. Занятия искусством, философией, наукой требуют серьезной подготовки, образования и времени. Религия же общедоступна. Степень проникновения в мир религиозных истин может быть различной, но чтобы вступить в этот мир, совсем не обязательно подниматься на уровень богословской науки.

Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху Средневековья. Однако всевластие религии над культурой и духовным развитием людей ограничивает свободу мысли. В Средние века вольнодумцы считались опасными еретиками. Целостность и устойчивость «храма знания», построенного на религиозном фундаменте, обеспечивается тем, что сам фундамент объявляется неприкасаемым. Все противоречия и трудности снимаются указанием на слабость человеческого разума, не способного понять божественную мудрость. Научная мысль стала интенсивно развиваться только тогда, когда она освободилась от власти церкви. В настоящее время наука строит свое знание независимо от религии.

Двойственное влияние оказывает религия на искусство. С одной стороны, под ее влиянием получили развитие те его формы, которые связаны с религиозным культом. Но в то же время господство религии сдерживает свободу художественного творчества, сужает тематику произведений искусства, а иногда ставит под запрет целые его отрасли.

3. «Мирская» функция (по отношению к обществу). Религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Единая вера сплачивает людей, внедряет в их сознание общие для всех нормы поведения. Включенность в религиозную общину, коллективное отправление обрядов, страх перед наказанием Божиим за грехи дисциплинируют верующих. Выполнение требований религиозной морали делает поведение верующих стабильным и предсказуемым.

Как правило, распространение в стране определенной религии поддерживается господствующими в обществе силами. Государство обычно использует ее для освящения, обоснования и укрепления власти. Церковь чаще всего стремится поддерживать установленный в стране режим, если только он не преследует и не подавляет ее. Стабилизирующая и организующая роль религии с особой силой проявляется в периоды смуты, социально-политических неурядиц и потрясений, когда страна оказывается в состоянии упадка. Но история свидетельствует, что религиозные разногласия нередко приводили к разжиганию вражды между людьми и военным конфликтам. Если вспомнить, сколько «неверных» убито христианами, мусульманами и представителями других религий, то, как сказал Стендаль, «извинить Бога может только то, он не существует».

Согласно К.Марксу, религия внушает трудящимся убеждение в справедливости исходящих от Бога общественных порядков, в необходимости подчиняться им и терпеть испытания, ниспосланные свыше. Она тем самым ориентирует угнетенных на пассивность и повиновение, а не на активную борьбу за свои права.

Роль религии по отношению к личности, культуре и обществу нельзя однозначно оценивать как положительную или отрицательную. Эта роль двояка.

Религия играет позитивную роль, когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но роль ее становится негативной, когда она претендует на безраздельное господство в умах людей, в культуре, в обществе и эти идеалы пытается навязать людям силой. Рассказанная Достоевскимлегенда о Великом инквизиторе, который хотел привести людей к счастью помимо их воли, – это предупреждение тем, кто ставит слепую веру выше свободы, выше самостоятельного разумного рассуждения.

Три мировые религии – буддизм, христианство и ислам – охватывают почти две трети человечества. Рассмотрим вкратце основные особенности культурных систем, базирующихся на них.

Буддизм

Учение Будды

Учение Будды (Сиддхартхи, Гаутамы) появилось в VI в. до н.э. в историко-культурном контексте древнеиндийской цивилизации, которая к тому времени насчитывала уже около двух с половиной тысячелетий. Традиционные религиозно-мифологические воззрения того времени называют брахманизмом. Согласно брахманизму, в основе мироздания лежит единая мировая душа - Атман (или Брахман), которая является источником индивидуальных человеческих душ. Общество делится на четыре касты, или варны(сословия): брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне, ремесленники) и шудры (слуги); вне варн остаются парии – изгои, лишенные всяких прав. После смерти души людей переселяются в другие тела; согласно закону кармы – посмертного воздаяния за поступки при жизни – душа может возродиться в человеке из более высокой или низкой варны или даже в животном. В сансаре – круге преходящих событий земной жизни – вращается переселяющаяся из тела в тело душа, пока после всех перевоплощений не достигнет нирваны – состояния высшего совершенства и блаженства, которое достигается в результате воссоединения ее с Атманом.

Основные положения буддизма («великие истины»), изложенные Буддой в его Бенаресской проповеди [55], таковы:

1. «Святая истина о страданиях»: жизнь наполнена страданиями. Их доставляет нам наша пятикратная привязанность к земному бытию: «рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, соединение с немилым есть страдание, разлука с милым есть страдание, недостижение желаемого есть страдание».

2. «Святая истина об источнике страданий»: причиной страданий являются наши желания – «жажда бытия, жажда наслаждений, жажда могущества». Даже смерть не может избавить нас от страданий, потому что душа наша опять вернется в сансару.

3. «Святая истина о прекращении страданий»: чтобы избавиться от страданий, надо освободиться от желаний. Необходимо «полное уничтожение желаний, чтобы они совсем ушли».

4. «Святая истина о пути к прекращению страданий»: восьмеричный путь самосовершенствования, который «открывает глаза, открывает и ум, ведет к покою, к познанию, к просветлению, к нирване». Он предполагает овладение искусством

· праведно понимать (иметь глубокую веру в святые истины);

· праведно решать (принимать решения на основе этой веры);

· праведно говорить (не лгать, не грубить);

· праведно действовать (не вредить живому);

· вести праведный образ жизни (честным трудом);

· праведно нацеливать волю (на борьбу с соблазнами);

· праведно направлять внимание (на духовное совершенствование, отрешаясь от всего земного, чувственного);

· праведно самоуглубляться (сосредотачивать мысль на внутреннем постижении высших истин).

Конечный идеал буддизма – нирвана. Это слово на санскрите означает буквально «затухание», «остывание». Но нирвана – не смерть, а состояние, запредельное и жизни и смерти. В этом состоянии человек перестает существовать как личность, как «Я»; его душа, возвратившись в Атман, растворяется в нем и обретает высшее, абсолютное существование. Тот, кто сумеет пройти все стадии восьмеричного пути и достичь нирваны, становится буддой – «просветленным». Будды – это боги буддийской религии. Их много. На земле существуют также бодисатвы - святые, почти дошедшие до нирваны, но оставшиеся жить земной жизнью. Они помощники будд, творящие добро.

Брахманисты учили, что достичь нирваны могут только представители варны брахманов, а остальные должны совершенствовать свою карму путем аскетизма, чтобы через ряд перерождений души воплотиться в брахмане. В отличие от этого буддизм утверждал равенство всех людей и возможность для любого, к какой варне он бы ни принадлежал, достичь «просветления», стать бодисатвой или буддой.

Буддизм впервые создал небывалое до того братство людей из разных каст и народностей, духовно объединенных общей системой идей. Достоинство человека в сообществе последователей Будды стало определяться не его знатностью, богатством или властью, а внутренним выбором духовного идеала и стремлением к его осуществлению.

Для буддистов и земные радости, и земные страдания представляются «чувственным обманом», а потому они встречают и то, и другое с безразличием. Буддизм требует не аскетизма, а лишь равнодушия к мирским благам и невзгодам. Буддист не отказывается от вкусной пищи и не огорчается из-за того, что питается впроголодь. Он не опускается до того, чтобы видеть в еде источник удовольствия или страдания. «Срединный путь» буддизма требует во всем избегать крайностей, не предъявлять чересчур жестких требований к людям. На этом основана система буддийского воспитания личности.

Однако, как замечает Вл.Соловьев, идеал буддизма внутренне противоречив. С одной стороны, он провозглашает милосердие ко всем живым существам, иногда доходящее до самопожертвования ради них. Но, с другой стороны, Будда утверждает призрачность земного бытия, проповедует полное отрешение от него. И низменная жажда наслаждений, и самые благородные порывы одинаково принадлежат к иллюзорному и пустому миру желаний и страданий. Спасти других от их кармы посторонняя помощь не может: каждый должен спасаться собственными силами. Никакое милосердие не может нарушить закон кармы. Поэтому облегчать другим их страдания бессмысленно. Идея жизненной активности, «деятельностного самопожертвования» вступает в противоречие с принципом полного безразличия к миру сансары со всеми его призрачными удовольствиями и невзгодами.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 17482 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...