Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Логика мифологического мышления



Как возникают мифы? Хотя они наполнены вымыслом, это не значит, что люди создают их произвольно или в зависимости от чисто случайной игры воображения.

Любой миф связан с какими-то наблюдаемыми фактами. Данные непосредственных чувственных наблюдений всегда присутствуют в содержании мифа. Объяснение смены времен года смертью и воскрешением бога Озириса в древнеегипетском мифе фантастично, но сама смена времен года есть факт, а не фантазия. Существование Луны на небе - наблюдаемый факт, а вот объяснение этого факта забрасыванием на небо сандалии африканского колдуна – это вымысел. Мифологические вымыслы и возникают в умах людей для того, чтобы дать объяснение наблюдаемым явлениям. Мифотворчество предполагает переход от наблюдений к объясняющему их вымыслу – переход, совершающийся по определенным принципам.

Первый из этих принципов – принцип антропоморфизма. Слово «антропоморфизм» (от греч. anthroposчеловек и morpheформа) буквально означает «человекоподобие». Принцип антропоморфизма состоит в том, что все в мире уподобляется человеку, мыслится по «образу и подобию» человека. Познавать новые явления мы можем, лишь опираясь на предварительно накопленные знания. Но на фоне еще очень малых знаний об окружающем мире наиболее знакомым для первобытного человека предметом был он сам, поэтому представления о других предметах строились, исходя из знаний о себе самом. Не осознавая того, первобытные люди так или иначе наделяли какими-то человеческими чертами все вещи и явления, действительно существующие или воображаемые. Разнообразные вещи и явления «оживляются» и «одушевляются». Мир оказывается наполненными не только «телами», но и «духами», населяется фантастическими существами и мифическими богами, которые тоже, подобно человеку, имеют тело и душу. Вся эта «живность» - боги, духи, животные, растения и наделенные жизнью предметы – ведет себя «по-человечьи»: разговаривает, ест и пьет, рождает потомство, совершает добрые и злые поступки, о чем и рассказывают мифы.

Следствием антропоморфизма является и типичная для мифа артефактизация вещей и явлений: они представляются не возникшими сами собой, а артефактами, т.е. специально кем-то созданными. Земля и солнце, свет и ветер, сам человек и происходящие с ним события трактуются как результаты чьей-то деятельности.

Дуга японских островов в мифе создается богом Изанаги, который, гуляя по радуге, окунул в море свое копье и стряхнул с него капли; упав в море, они застыли – так и образовалась «Земля Восходящего Солнца». Когда в одном из африканских племен кто-то падает с пальмы, то никто не сомневается, что пальма это специально сделала, и ее наказывают - срубают и сжигают.

Отзвуки антропоморфизма в различных формах дошли до наших дней. И ныне мы склонны иногда наделять предметы реальности человеческими свойствами (например, компьютер «думает», «спрашивает», «отвечает» и «нарочно зависает»).

Второй принцип мифологического мышления – это «закон сопричастности». Так исследователь первобытного мышления Л.Леви-Брюль назвал принцип, с помощью которого оно строило ассоциации и связи представлений. «Сопричастность», по Леви-Брюлю, есть особое, мистическое единство вещей [52], обусловленное «общностью душ». Явления, находящиеся в этом единстве, «сопричастны» одной духовной силе, ими управляет некий общий дух.

Согласно принципу «сопричастности» все, что происходит с какой-нибудь вещью, воздействует на «сопричастные» с нею другие вещи. А так как воздействие это происходит в силу мистического «сопричастия», первобытные люди не интересуются конкретными механизмами физического взаимодействия.

Леви-Брюль полагает, что выводы о сопричастности делались на основании самых различных, часто случайных обстоятельств: внешнего сходства, соприкосновения, следования друг за другом во времени. «Сопричастность» чего-то могла быть и результатом специальных магических действий. Важнейшим логическим средством установления «сопричастности» была аналогия: если предметы по каким-то признакам сходны, то, значит, они «сопричастны». Изображение человека или животного во всех примитивных культурах считается находящимся в мистической связи с оригиналом, поэтому манипуляции рисунками или фигурками использовались как средство воздействия на людей и животных. Основанный на аналогии принцип «подобное вызывает подобное» - краеугольный камень многих магических действий.

Иногда первобытное мышление улавливало действительные связи явлений. Но чаще всего оно приходило к несуразным с современной точки зрения суждениям. В Конго однажды туземцы причиной засухи объявили шляпы европейцев-миссионеров (поля шляп, де, перегородили дорогу дождю). В Древнем Китае не видели ничего необычного в том, что вдова рождает ребенка от глиняной статуи мужа. Не менее абсурдные «сопричастия» получались путем умозаключений по принципу «после этого – значит вследствие этого».

Путешественник Ф.Сагар рассказывает о североамериканских индейцах: «Однажды вечером, когда мы беседовали о животных страны, я, желая показать туземцам, что у нас, во Франции, водятся зайцы и кролики, при помощи теней моих пальцев изобразил против света на стене фигуры этих животных. По чистой случайности туземцы назавтра наловили рыбы больше обыкновенного. И они решили, что причиной богатого улова были именно те фигурки, которые я им показывал. В простоте своей туземцы приняли упрашивать меня, чтобы я каждый вечер взял на себя труд делать то же самое...»[53]

Мифологическое мышление сходно с мышлением маленьких детей. Ж.Пиаже на основании исследований выявил следующие особенности детского мышления:

1) эгоцентризм - маленький ребенок чувствует себя центром всего мира и не может еще понять, как выглядят какие-то обстоятельства с точки зрения других людей;

2) «детский анимизм» - ребенок наделяет все предметы жизнью, разумом, «душой»;

3) «артефициализм» - ребенок склонен думать, что все предметы и явления природы кто-то делает (например, ребенок говорит: «Какая противная дверь: она меня специально ударила!» или спрашивает: «Кто сделал луну?»).

Поскольку эти особенности напоминают черты мифологического мышления, некоторые ученые полагают, что биологический закон, согласно которому в ходе развития индивида воспроизводится в сжатом виде развитие вида, относится и к человеческому интеллекту: в детском возрасте человек проходит через стадию умственного развития, на которой он мыслит подобно тому, как мыслили древние люди.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1331 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...