Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
С конца I в. христианство, для которого «нет ни Еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и всем Христос» (Посл. к колоссянам 3, 11), приобрело межнациональный характер и стало быстро распространяться по миру. Апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн написали Евангелия, рассказывающие о деяниях Иисуса. Апостол Павелначал дело создания единой христианской церкви. Со временем влияние христианства росло, и в начале IV в. при императоре Константине христианская церковь получила государственное признание и превратилась господствующую церковь Римской империи.
Получив признание властей, христианская церковь предприняла шаги к объединению церковных образований в разных странах под эгидой римского первосвященника. На Первом и Втором Вселенских соборах был утвержден основной догмат христианства – Символ веры. В целях искоренения ересей христианству постепенно придавалась строгая догматическая форма: утверждался канонический текст Священного писания, единая система основоположений, единая форма культа, ритуалов, символики и пр. Инакомыслящие, не подчиняющиеся принятым канонам, объявлялись еретиками и отлучались от церкви.
Самый большой раскол наметился после разделения Римской империи на Западную с центром в Риме и Восточную (Византийскую) с центром в Константинополе (395 г.). Соперничество между Римскими папами и Константинопольскими патриархами в итоге привело к образованию двух направлений внутри христианства: западного («латинского») католичества и восточного («греческого») православия. В 1054 г. между ними произошел окончательный раскол.
С XVI в. в Европе начинается движение Реформации. Недовольство верующих церковными злоупотреблениями и корыстолюбием священнослужителей привело к массовой поддержке выступлений М.Лютера в Германии и Ж.Кальвина во Франции против католической церкви. Под лозунгами Реформации родилось новое направление в христианстве, отколовшееся от католичества – протестантизм. Различные виды протестантизма распространились по всем странам Европы. Преследование Римской церковью заставило многих протестантов в XVI-XVIII вв. покинуть родину и переселиться в далекую Америку, где протестантские общины стали основой нового государства. Протестантизм объявляет главными условиями спасения души веру и добродетельное поведение, и считает, что посредники между людьми и Богом в лице священнослужителей истинно верующим не нужны. Иерархия церковных чинов, монашество, пышные богослужения, индульгенции, алтари, иконы и прочие внешние атрибуты культа отвергаются. Все обряды упрощаются. Право толковать Священное Писание признается не только за священниками, но и за простыми прихожанами.
Расхождения между тремя ветвями христианства – католичеством, православием и протестантизмом затрагивают организационные, богословские, культовые и др. вопросы (см. табл. 7.1).
Католичество | Православие | Протестантизм | |
Организация | Единая церковь, возглавляемая Римским папой | Совокупность самостоятельных (автокефальных) церквей | Отсутствие единой организации, отмена церковной иерархии |
Богословские вопросы | Святой дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-сына. Церковь является хранителем и распорядителем Святого духа, а потому выше светских властей и непогрешима | Святой дух исходит только от Бога-отца | Посредники между людьми и Богом не нужны. Право толковать Священное Писание имеют не только священники, но и простые прихожане |
Душа после смерти | Попадает в огненное чистилище, время пребывания в котором можно сократить (индульгенции) | Попадает в рай либо в ад | Главные условия спасения души – вера и добродетельное поведение. |
В области культа | Крестятся слева направо Причащение хлебом Крещение обливанием Миропомазание в 7-8 лет Главный праздник – Рождество (рождение Иисуса как человека) | Крестятся справа налево Причащение хлебом и вином Крещение окунанием Миропомазание при крещении Главный праздник – Пасха (конец земной жизни Иисуса) | Признание только двухтаинств – крещения и причащения, отмена пышных богослужений, индульгенций, икон, упрощение обрядов |
Для священников | Обет безбрачия (цедибат) | Можно иметь семью | Отмена монашества |
Особенности системы ценностей | Подчеркивание человеческой сущности Христа, стремление к улучшению земной жизни | Акцент на божественности Христа, на стремлении к спасению души | Хозяйственная деятельность угодна Богу; приумножение богатств - богоугодное дело; стимулирование развития экономики |
Табл. 7.1
В истории русского православия существенную роль сыграло падение Византийской империи в 1453 г., после которого русское государство стало единственной независимой православной страной. В 1589 г. русская церковь стала патриархатом. Православие на Руси впитало в себя некоторые элементы языческих культов и в народном сознании стало выступать как «национальная религия русских». В XVII в. патриарх Никонначал церковную реформу, связанную с исправлением ошибок, накопившихся в русских церковных книгах и обрядах. Однако значительное число верующих не согласилось принять «еретические» никонианские книги. Произошел раскол – от русской православной церкви отошло старообрядчество (староверие).
Петр I, недовольный оппозиционными настроениями консервативных церковных верхов, заменил патриаршество Святейшим Синодом и запретил созыв церковных соборов. После падения самодержавия в 1917-1918 гг. был проведен поместный собор, на котором был вновь избран патриарх. Но при советской власти церковь подверглась притеснениям и была поставлена под полный контроль партийно-государственных органов. В постсоветское время началось ее возрождение. Современная русская православная церковь переживает трудный процесс адаптации к условиям российской действительности на рубеже XXI в.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 915 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!