Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Словарь терминов по теории культуры 6 страница



2.СЛОВАРЬ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

2.2.Персоналии отечественной культуры.

АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621 — 1682), глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, протопоп, писатель. В 1646-47 член «Кружка ревнителей благочестия». Выступил против реформы Никона. По царскому указу сожжен.

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817-1900). живописец - маринист. Всеобщую известность Айвазовскому принесли произведения, с романтическим пафосом воссоздающие величие и мощь морской стихли («Девятый вал», «Черное море», «Чесменский бой»).

АНДРЕЙ РУБЛЕВ, русский художник конца 14 — первой трети 15 в., создатель фресок, икон, миниатюр, преподобный (канонизирован в 1988, память 17 июля). Был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 в. В 16 в. его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора 1551).

АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716-95), русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, ягавописные приемы барокко (портрет Петра III, 1762) «Портрет А. М. Измайловой», «Портрет А. Л. Апраксиной»

АРГУНОВЫ, русские живописцы-портретисты, крепостные графов Шереметевых:1) Иван Петрович (1729-1802). отец Николая Ивановича. Автор репрезентативных парадных портретов в стиле барокко (посмертные портреты Б.П. и А.П. Шереметевых. 1768, Музей керамики и «Усадьба Кусково XVII века»). Один из создателей камерного портрета в России (портреты К.А. и X.М. Хрипуновых, 1757, Музей Останкино; «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», 1784. Третьяковская галерея). («Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».

2) Николай Иванович (1771 — после 1829, Москва), сын и ученик Ивана Петровича. Испытал влияние классицизма. Автор ряда портретов представителей крепостной интеллигенции, в том числе Т.В. Шлыковой-Гранатовой (1789), П.И. Ковалевой-Жемчуговой, 1802-03, «П.И. Жемчугова»

АХМАТОВА Анна Андреевна (1889—1966), русская поэтесса. Примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки». 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А.С. Пушкине.

БАЖЕНОВ Василий Иванович (1737 или 1738- 1799)., русский архитектор, график, теоретик архитектуры, один из основоположников русского классицизма. В 1780-1790 Баженов выполнил ряд частных заказов, в том числе одно из совершенных произведений русского архитектурного классицизма — дом Пашкова (1784 -1786); ныне старое здание Российской государственной библиотеки, Москва). При проектировании здания архитектору удалось в какой-то мере осуществить свои градостроительные идеи, связанные с неосуществленным проектом перестройки Московского Кремля.

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37-1910), композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Глава «Могучей кучки». «Увертюра на темы трех русских песен» (1858; 2-я редакция 1881). симфонические поэмы «Тамара» (1882). «Русь» (1887), «В Чехии» (3905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен.

БЕЛЛИНСГАУЗЕН Фаддей Фаддеевич (1778-1852). русский мореплаватель, адмирал (1843). Участник 1-го российского кругосветного плавания 1803-06. В 1819-21 руководитель 3-й российской антарктической (кругосветной) экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный», открывшей в январе 1820 Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948). русский религиозный философ. Участвовал в сборниках «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 — во Франции, издавал религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925-40). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигаемся в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения (переведены на многие языки): «Смысл творчества» (1916), «Миросозерцание Достоевского» (1923). «Философия свободного духа» (т. 1-2, 1927-28), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949).

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857-1927), врач, психоневролог. Образование получил в вятской гимназии и С.-Петербургской медико-хирургической академии. По окончании курса (1878), Бехтерев посвятил себя изучению душевных и нервных болезней и для этой цели работал при клинике проф. И. П. Мержеевского. В 1879 году Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. По защите докторской диссертации (4 апреля 1981 г.) утверждён приват-доцентом Петербургской медико-хирургической академии, а с 1885 г. состоял профессором Казанского университета и заведующим психиатрической клиникой окружной казанской лечебницы. Во время работы в Казанском университете создал психофизиологическую лабораторию и основал Казанское общество невропатологов и психиатров. В 1893 г. возглавил кафедру нервных и душевных болезней Медико-хирургической академии. Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. В 1900 Бехтерев был избран председателем Русского общества нормальной и патологической психологии. После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева как ученого стали привлекать проблемы психологии. Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и, прежде всего, на учение о сочетательных (условных) рефлексах. В 1907—1910 годах Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология». Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации. В 1908 г. в Петербурге начинает работу основанный Бехтеревым Психоневрологический институт. В мае 1918 году Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре Институт открылся, и его директором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев. В 1927 ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

БЛОК Александр Александрович (1880— 1921), русский поэт. Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности)) близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришел к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918), публицистике.

БОВЕ Осип Иванович (1784-1834, представитель московского классицизма в архитектуре.. Им созданы ансамбль Театральной площади с Большим театром и Манеж.

БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757-1825), живописец - портретист. В его работах наиболее ярко в русском изобразительном искусстве воплощаются черты сентиментализма (портреты: М.И. Лопухиной, В.И. Арсеньевой).

БОРОДИН Александр Порфирьевич (1833-1887), русский композитор к ученый-химик. Член «Могучей кучки». Опера «Князь Игорь» (завершена Н.А. Римским-Корсаковым н А.К. Глазуновым, 1890) — образец национального героического эпоса в музыке. Один из создателей русской классической симфонии (2-я, «Богатырская», 1876, открывшая героико-эпическое направление в русском симфонизме; симфоническая картина «В Средней Азии», 1 1980), русского классического струнного квартета. Мастер вокальной лирики («Для берегов отчизны дальней»); ввел в романс образы богатырского эпоса, воплотил освободительные идеи 1860-х годов («Спящая княжна», «Песня темного леса»).

БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799-1852), русский живописец и рисовальщик. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением

чувственно-пластической красоты человека («Вирсавия», 1832), драматической напряженностью образов («Последний день Помпеи», 1830-33), реалистическими тенденциями, тонким психологизмом (портрет М. Ланчи, 1851, автопортрет. 1848). Блестящий мастер парадного портрета («Всадница», 1832).

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926), русский живописец. Передвижник. Жанровые картины («С квартиры на квартиру» 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Алёнушка». 1881, «Богатыри», 1881-98). Выступал как театральный художник («Снегурочка» А. Н. Островского. 1882. 1886) и живописец-монументалист росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-96).

ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780-1847). русский живописец. Один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые сцены, поргреты-типы крестьян; «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно». «Спящий пастушок»).

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904), русский живописец. По направленности своего творчества был близок к передвижникам. Создал серии картин («Туркестанская», «Балканская»). В картинах «Смертельно раненный», «Перш; атакой. Под Плевной» показал жестокие будни войны. Философским размышлением о войне стала работа «Апофеоз войны».

ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945), российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания.

ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759-1814), русский архитектор, представитель ампира. Произведения в Санкт-Петербурге — Казанский собор (1801-11). положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806-1811) - отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-19I0). русский живописец. Произведения («Демон», 1890, «Сирень». 1900) отмечены драматической напряженностью колорита, «кристаллической» четкостью, конструктивностью рисунка. тяготением к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску. Иллюстрации (к «Демону» М. Ю. Лермонтова, 1890-91), росписи (Кирилловской церкви в Киеве, 1S84-89), произведения декоративно-прикладного искусства (эскизы для майоликовой скульптуры и др.), близкие к стилю модерн.

ВУЧЕТИЧ Евгений Викторович (1908 — 1974), скульптор. Среди произведений; памятник - ансамбль воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом, в Трептов - парке в Берлине, статуя «Перекуём мечи на орала» у здания ООН в Нью- Йорке.

ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869-1945), русская писательница. Идеолог символизма. В сборниках лирических стихов — мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого самоутверждения личности (1904, 1910). В рассказах (сборники. «Алый меч», 1906; «Лунные муравьи», 1912 и др.) — нравственно-философская проблематика. Роман «Чертова кукла» (1911). Критические статьи (книга (Литературный дневник». 1908; псевдоним Антон Крайний). В сборнике «Последние стихи» (1918), в произведениях, написанных в эмиграции (с 1920), — резкое неприятие революции.

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857). русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер. «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848). «Испанские увертюры» («Арагонская охота»- 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851). заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой первого варианта государственного гимна Российской Федерации.

ДАЛЬ Владимир Иванович (3801-72), русский писатель, лексикограф, этнограф. Очерки (30-40-е гг.) в духе натуральной школы под псевдонимом Казак Луганский. Сборник «Пословицы русского народа» (1861-62). Создал «Толковый словарь живого великорусского языка» (т. 1 -4, 1863-66).

ДЕРЖАВИН Гаврила Романович (1743-1816), русский поэт. Представитель русского классицизма. Торжественные оды. проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, религиозно-философские размышления («Фелица», 1782; «Вельможа», 1774-94; «Бог», 1784; «Водопад». 1791 -94); лирические стихи.

ДИОНИСИЙ (ок. 1440- после 1502)), русский живописец. Иконам Дионисия, с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми, грациозными фигурами» присущи нарядность и торжественность («Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Распятие»).

ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич (1761 — 1811). архитектор. Представитель ампира Главное произведение Захарова — здание Адмиралтейства а Петербурге.

ИВАНОВ Александр Андреевич (1806-58), русский живописец. Философские проблемы, романтические религиозно-нравственные утопии духовного возрождения человечества составляют основное содержание монументального полотна «Явление Христа народу» (1837-57, многочисленные этюды). В поздних произведениях («Библейские эскизы») Иванов, сохраняя связь с традициями классического монументализма, достигает необычайной глубины философского обобщения и истолкования темы.

ИЛАРИОН (? — 1067 или после 1073), киевский митрополит (1051—1054/55), древнерусский писатель, оратор, церковно-политический деятель. Иларион — родоначальник традиции торжественного (эпидиктического) красноречия на Руси. В конце 30-х гг. 11 в. он создает «Слово о законе и благодати» — выдающееся произведение древнерусской ораторской прозы. Основой идейно-политического содержания «Слова» является апология Руси, влившейся после принятия христианства в семью европейских народов. Автор стремится проникнуть в смысл и значение событий далекого прошлого славян и дать всестороннюю оценку современной ему действительности.

КАЗАКОВ Матвей Федорович (1738-1812), русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-87), университет (1786-93), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801). дома-усадьбы Демидова (1779-91), Губина (1790-е гг.) псевдоготический Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775-82). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов).

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866-1944), русский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных гатей и ломаных линий («Смутное», 1917).

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич (1708-44), князь, русский поэт, дипломат. Просветитель-рационалист, один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (1782-1836), русский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов Кипренского — духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность («Автопортрет с кистями за ухом», ок. 1808-09; «А.А. Челищев», ок. 1809 или 1810-11, «Е.П. Ростопчина», 1809; «А.С. Пушкин», 1827).

КЛОДТ Петр Карлович (1805 — 1867), русский скульптор. Представитель позднего классицизма. Анималистические монументальные и камерные станковые произведения отмечены точностью передачи повадок животных, главным образом лошадей (4 конные группы на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, 1830-е гг., установлены в 1849-50).

КЛЮЧЕВСКИН Василий Осипович (1841-1911), российский историк. Труды: «Курс русской истории» (ч. 1-5, 1904-22), «Боярская дума Древней Руси» (1882), по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии.

КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-87), русский живописец. Один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, утверждавший принципы реалистического искусства. Замечательны по глубине социальной и психологической характеристики портреты деятелей русской культуры («Л.Н Толстой», 1873; «Некрасов». 1877-78) и крестьян («Полесовщик», 1874). Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам («Христос в пустыне». 1872), раскрытию сложных душевных движений («Неутешное горе», 1884).

КРУЗЕНШТЕРН Иван (Адам) Федорович (1770-1846), русский мореплаватель, один из основоположников отечественной океанологии. Начальник первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов на кораблях «Надежда» и «Нева». Впервые нанес на карту около тысячи км восточного, северного и северо-западного берега острова Сахалин. Автор «Атласа Южного моря» (т. 1-2, 1823-1826).

КУИНДЖИ Архип Иванович (1841 —1910), русский живописец-пейзажист. Художник стремился передать наиболее выразительные по освещению состояния природы и достигал почти полной оптической иллюзии освещения: «Украинская ночь», 1876; «Березовая роща», 1879; «После грозы», 1879; «Ночь на Днепре», 1880. Для получения в своих пейзажах панорамных эффектов Куинджи применял различные композиционные приемы, например высокий горизонт. Его картины, прежде всего «Ночь на Днепре», произвели неизгладимое впечатление на современников, особенно на художников, и принесли Куинджи широкую известность. Со временем, однако, многие из полотен художника потеряли первоначальный вид: краски потускнели, цвет их изменился.

КУЛИБИН Иван Петрович (1735-1818), российский механик-самоучка. Изобрел много различных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Нева пролетом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный телеграф и много др.

ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900), русский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворенность образа («Над вечным покоем», 1893-94), обретающая в картине «Владимирка» (1892) социально-критическую окраску. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись.

ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (ок. 1735-1822), русский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством («Кокоринов», 1769-70. серая портретов воспитанниц Смольного института, 1772-76); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты («М.А. Дьякова-Львова», 1778). В поздний период Левицкий отчасти воспринял влияние классицизма («Екатерина II, 1783).

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935), российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма («Черный квадрат», 1915). С нач. 1920-х гг. занимался научно-преподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. обратился к реалистической живописи («Автопортрет», 1933).

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891-1938), русский поэт. Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1923), цикл ((Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии.

МАРТОС Иван Петрович (1754-1835), русский скульптор. Представитель классицизма; В мемориальной пластике Мартоса (надгробия М. П. Собакиной, 1782, Е. С. Куракиной, 1792, Е. И. Гагариной. 1803) гармонично сочетаются гражданский пафос, идеальная возвышенность, обаяние и жизненность образов. Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804-18).

МИКЕШИН Михаил Осипович (1835-96), русский скульптор. Проекты памятников: «Тысячелетие России» в Новгороде (1862), Богдану Хмельницкому в Киеве (1870-88), памятник Екатерине Второй в Петербурге. МОЖАЙСКИЙ Александр Федорович (1825-90), российский изобретатель, контр-адмирал (1886). Получил в 1881 привилегию на изобретенный им «воздухоплавательный снаряд» (самолет), который был построен в натуральную величину в 1883.

МОНФЕРРАН Август Августович (1786—1858). русский архитектор, декоратор и рисовальщик. Представитель позднего классицизма, его творчество знаменует переход от классицизма к эклектизму. По происхождению француз. С 1816 работал в России. Такие настройки Монферрана, как Исаакиевский собор и Александровская колонна, сыграли значительную роль в формировании ансамблей центра Петербурга.

МОЧАЛОВ Павел Степанович (1800-48), российский актер. Крупнейший представитель романтизма в русском театре. С 1817 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Прославился в трагедиях У. Шекспира (Гамлет — «Гамлет»), Ф. Шиллера (Карл Моор, Фердинанд — «Разбойники», «Коварства и любовь»).

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-1881), русский композитор, член «Могучей кучки». Создал монументальные народные музыкальные драмы «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872) и «Хованщина» (1872-1880, завершена Н.А. Римским-Корсаковым. 1883). Среди сочинений: опера «Сорочинская ярмарка» (1874-1880. окончена Ц.А. Кюи, 1916), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874). вокальные циклы «Детская» (1872). «Без солнца» (3874), «Песни и пляски смерти» (1877).

МУХИНА Вера Игнатьевна (1889 — 1953), скульптор. Главное ее произведение — группа «Рабочий и колхозницам ставшая символом советского общества.

МЯСОЕДОВ Григорий Григорьевич (1834— 1911) русский живописец. Один из создателей Товарищества передвижников. Деятельно участвовал во всех выставках товарищества, постоянно заботился о его независимости и жизенности. Правдиво изображал крестьянскую жизнь («Земство обедает», 1872: Третьяковская галерея: «Косцы». 1887), обращался к историческим («Чтение манифеста 19 феараля 1961 года», 1873: «Самосжигатели». 1884) и литературным темам. Писал много пейзажей, преимущественно крымских. Бытовые и пейзажный сюжеты довольно разнообразны. Изредка писал и портреты (Н.II Бекетова. И.И. Шишкина и др.). Занимался также и гравированием.

НЕВЕЛЬСКОЙ Геннадий Иванович (1813-76). русский исследователь Дальнего Востока, адмирал-(1874). В 1848-49 и 1850-55 исследовал Сахалин (установил, что это остров), низовья р. Амур. Татарский пролив. Основал Николаевский пост (1850, ныне Николаевск-на-Амуре.

НИКОН (Минов Никита) (1605-81). русский патриарх с 1652. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. В 1658 оставил патриаршество. Собор 1666-67 снял с него сан патриарха. Сослан на Север.

ОПЕКУШИН Александр Михайлович (1838 - 1923), русский скульптор. Самым значительным его произведением стал памятник А.С. Пушкину в Москве на Тверской улице.

ОРЛОВСКИЙ Борис Иванович (1796 — 1837). русский скульптор. Перед Казанским собором в Петербурге поставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли, выполненные Б.И. Орловским. Фигура ангела, держащего крест на Александровской колонне на Дворцовой площади — также работа мастера.

ПАВЛОВ Иван Петрович. (1849-1936) физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, крупнейший физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований. Академик СПБ. Академии наук (1907 г.). Классический труд по физиологии кровообращения и пищеварения. Нобелевская премия (1904 г.). Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. Разработал метод условных рефлексов, с помощью него установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследовал типы нервной системы и работы больших полушарий мозга.

ПЕРОВ Василий Григорьевич (1834—1882). русский живописец, один из организаторов Товарищества передвижников. Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861). проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника». 1865, «Тройка». 1866), психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М-Достоевский», 1872).

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич (1844-1927); русский живописец. Продолжая традиции лирического пейзажа, привнес в картину живую непосредственность этюда («Московский дворик-», «Заросший пруд»).

ПОЛЗУНОВ Иван Иванович (1728-66), российский теплотехник. В 1763 разработал проект универсального парового двигателя — первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия, осуществить который ему не удалось. В 1765 построил по другому проекту первую в России паросиловую установку для заводских нужд, проработавшую 43 дня; за неделю до ее пробного пуска Ползунов скончался.

ПУКИРЕВ Василий Владимирович (1832 — 1890), русский живописец. Среди обличительных произведений наиболее значительна вызвавшая большой общественный резонанс картина «Неравный брак».

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802), русский мыслитель, писатель. Ода «Вольность» (1783), повесть «Житие Ф. В. Ушакова» (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) — широкий, круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении (1797) в своих проектах юридических реформ (1801-02) вновь выступил за отмену крепостного права; угроза новых репрессий привела его к самоубийству.

РАСТРЕЛЛИ Бартоломее Карло (1675-1744), скульптор. По происхождению итальянец. С 1736 работал в Санкт-Петербурге. Произведениям свойственны барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала («Императрица Анна Иоанновна с арапчонком», 1733-41).

РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич (1700-71), русский архитектор. Представитель барокко. Сын Б.К. Растрелли. Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой: Смольный монастырь (1748-54) и Зимний дворец (1754-62) в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-52), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-57).

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930), русский живописец, передвижник, Вскрывал противоречия действительности («(Крестный ход в Курской губернии», 18S0-83). работал над темой революционного движения («Арест пропагандиста», 1880-92; «Не ждали», 1884-88). В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты («Иван Грозный и сын его Иван», 1885), создал яркие вольнолюбивые образы («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане («М. П. Мусоргский», 1881),

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908), русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта: немаловажна роль и образов Востока, 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907), «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) к другие, сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен,

РОКОТОВ Федор Степанович (1735(?) — 1808). русский живописец. Тонкие по живописи, интимные, глубоко поэтичные портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека («Неизвестная в розовом платье», 1770-е гг.; «Б. Е. Новосильцова». 1780).

РОССИ Карл Иванович (1775-1849), русский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт-Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города (Ансамбль Главного Штаба. Здания Сената и Синода). Градостроительные идеи Росси явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.

САВРАСОВ Алексей Кондратьевич (1830 — 1897), русский живописец, передвижник. Центральное произведение Саврасова — «Грачи прилетели» стало этапом в развитии русской пейзажной живописи.

СЕРОВ Валентин Александрович (1865 — 1911), русский живописец и график. Передвижник, член «Мира искусства». Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения («Девочка с персиками». 1887; («Девушка, освещенная солнцем», 1988). Портретам зрелого периода присущи отточенная выразительность и лаконизм, подчеркнутая острота характеристик («М.Н. Ермолова», 1905; «В.О. Гиршман», 1910-1911); произведения на темы сельской жизни («Октябрь. Домотканово», 1895), исторические композиция («Петр I». 1907). Отдельные поздние произведения близки к стилю модерн («Ида Рубинштейн», 1910). Мастер рисунка («Басни Крылова», 1S95-19! 1). Его творчество виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангарда





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...