Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Словарь терминов по теории культуры 5 страница



РОДЕН Огюст (1840-1917). французский скульптор. Смелость реалистических исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы (роднящие творчество Родена с импрессионизмом) сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским обобщениям («Бронзовый век», 1876; «Граждане Кале», 1884-88; работы для «Врат ада», с 1880, в т. ч. «Мыслитель»).

РОЛЛАИ Ромен (1866-1944), французский писатель.. В романе-эпопее «Жан Кристоф» (1904-12) духовные искания и метания гениального музыканта на фоне картины упадка культуры Европы накануне 1-й мировой войны. Антивоенная публицистика (сборник «Над схваткой», 1915). Сочувствовал социалистическим идеям, выступал в защиту СССР (при том, что отвергал все формы революционного насилия), в котором длительное время видел «оплот социальной справедливости». Роман «Очарованная душа» (1922-33), в центре которого сложный внутренний мир героини, посвящен нравственным поискам интеллигенции, попыткам найти свое место в общественном движении масс. Художественно-мемуарные книги о Б. Микеланджело (1907), Л.Н. Толстом (1931), М. Ганди (1923), цикл музыковедческих трудов о Л. Бетховене (1928-1944). Трагедия «Робеспьер» (1939), Нобелевская премия (1915).

РОТТЕРДАМСКИЙ Эразм (1466 —1536), нидерландский писатель и гуманист, автор широко известной сатиры «Похвала глупости», в которой звучит протест против церковной схоластики и прославляются радости жизни.

РУБЕНС Питер Пауль (1577—1640), фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621), историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625). проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портреты («Камеристка», около 1625).

САНД Жорж (1804-1876), французская писательница. В ее многочисленных романах и повестях идеи освобождения личности (в том числе эмансипация женщины), демократизм и реализм сочетаются с социально-утопическими взглядами: «Индиана» (1832), «Орас» (1841-1842). Бунтарский романтизм, пафос национально- освободительной борьбы в лучшем романе «Консуэло» (1842-1843). Мемуары «История моей жизни» (J 854-1855).

САРТР Жан Поль (1905-80). французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. Участник Движения Сопротивления. Под влиянием Э. Гуссерля и М Хайдеггера построил «феноменологическую онтологию», в основе которой — противопоставление объективности и субъективности, свободы и необходимости («Бытие и ничто», 1943); пытался дополнить марксизм экзистенциальной антропологией («Критика диалектического разума», 1960). Основные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия. Незавершенная тетралогия «Дороги свободы» (1945-1949), пьесы-притчи «Мухи» (1943), «Дьявол и господь Бог» (1951) и др. В конце 1960-х гг. выступил как идеолог леворадикального экстремизма. В 1964 Сартру присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он отказался.

СВИФТ Джонатан (1667-1745). английский писатель, политический деятель. В памфлете «Сказка бочки» (3704) борьба католической, англиканской н пуританской церквей изображена в духе пародийного «жития». Памфлеты «Письма суконщика» (1723-24) и «Скромное предложение» (1729) осуждают угнетение ирландского народа. «Путешествия Гулливера» (т. 3-2, 1726). Желчная сатира Свифта неотделима от гуманистического пафоса его творчества, развивавшегося в русле Просвещения, утверждавшего необходимость искоренения частных и общественных пороков. Традиции свифтовской сатиры — в ряду самых плодотворных в мировой литературе.

СЕЗАНН Поль (1839-1906). французский живописец. Представитель постимпрессионизма. В натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета: устойчивых композиционных построений неизменные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм («Берега Марны», I8R8; «Персики и груши», 1888-90).

СЕРВАНТЕС Сааведра Мигель де (1547-1616), испанский писатель. Пасторальный роман «Галатея» (1585). патриотическая трагедия «Нумансия», «Назидательные новеллы» (1613), «Новые восемь комедий и интермедий» (1615), любовно-приключенческий роман «Странствия Персилеса и Сихизмунды» (опубликован 1617). Главное произведение — роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» («Дон Кихот», ч. I, 1605, ч. 2. 1615). в котором органически сочетаются реализм, героика и романтика — одно из выдающихся сочинений эпохи Возрождения, оказавшее большое влияние на мировую культуру. Пародируя рыцарский роман, Сервантес дал широкую картину жизни Испании, трагикомически изобразил мир непрактичного духа и бездуховной практики. Образы странствующего рыцаря Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы стали нарицательными.

СИБЕЛИУС Ян (1865-1957), финский композитор, глава национальной музыкальной школы. Крупнейший симфонист. 7 симфоний, программные оркестровые сочинения, в т. ч. симфонические поэмы «Финляндия» (1899), «Дочь Севера» (1906), «Тапиола» (1926) и др., многие на сюжет «Калевалы» («Туонельский лебедь», 1893); концерт для скрипки с оркестром (1903). «Грустный вальса; инструментальные ансамбли и пьесы, песни.

СКОТТ, сэр Вальтер (1771—1832), шотландский писатель. Он автор знаменитых романов «Уэверли», «Роб Рой», «Анвенго»: «Квентин Дорвард», «Пуритане», «Эдинбургская темница». Сюжеты их посвящены, как правило, истории шотландских родовых кланов.

СОКРАТ (ок. 470-399 до н. э.)- древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов — т. н. сократического метода (см. Майевтика). Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Излагал свое учение устно; главный источник — сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии -— самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

СОФОКЛ (ок. 496-406 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, один из трех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. Мировоззрение и мастерство Софокла отмечены стремлением к равновесию нового и старою: славя мощь свободного человека, предостерегал против нарушения «божеских законов», т. е. традиционных религиозных и гражданских норм жизни; усложняя психологические характеристики, сохранял общую монументальность образов и композиции. Трагедии Софокла («Эдип-царь». «Антигона)), «Электра» и др.) — классический образец жанра.

СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632-77), нидерландский философ, пантеист. Мир, по Спинозе. — закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом. — единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя; мышление н протяжение — атрибуты (неотъемлемые свойства) субстанции; отдельные вещи и идеи —- ее модусы' (единичные проявления). Человек часть природы, душа его — модус мышления, тело — модус протяжения. Воля совпадает с разумом, все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. Сочинения: «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1677).

СТАЛЬ Жермена де (1766 —-1817). французская писательница. Ее заслуга — обоснование принципов романтизма (романы «Дельфина». «Коринна»). Писательница защищала право женщин на свободу чувств.

СТЕНДАЛЬ (1783-1842), французский писатель. Книга «Расин и Шекспир» (1823-25) — первый манифест реалистической школы. Мастерством психологического анализа, реалистическим изображением общественных противоречий отмечены романы: «Красное и черное» (1831) о трагической карьере «плебея», переживающего конфликт честолюбия в чести; «Пармская обитель» (1839) — поэтизация свободного чувства, обличение политической реакции после наполеоновских войн. В романе «Люсьен Левей» (опубликован 1855. полностью в 1929) показана Франция периода Июльской монархии. Автор «Истории живописи в Италии» 1817), «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1817), психологического трактата «О любви» (1822), новеллы «Ванина Ванюш» (1829), цикла новелл «Итальянские хроники» (издан 1855).

СУРБАРАН Франсиско (1598-1664), испанский живописец. Представитель севильской школы. Строгий монументализм композиций и образов тонко сочетал с тщательностью в передаче предметной фактуры, теплотой цветовой гаммы, светотеневой моделировкой (цикл картин из жизни св. Бонавентуры: 1629).

ТВЕН Марк (1835-1910), американский писатель. Рассказы 60-70-х гг. — комическое, подчас гротескное описание провинциальной Америки (сборник «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», 1867). Сатирический роман «Позолоченный век» (1873; совместно с Ч. Уорнером) о финансово-политической коррупции; лирико-биографическая книга «Жизнь на Миссисипи» (I883). Роман «Приключения Гекльберри Финна» (1884) знаменует зрелый социальный критицизм, открытие той Америки, в которой поэтическое (жизненная крепость, дерзкий юмор, душевная отзывчивость) соседствует с бесчеловечной утилитарностью и жестокостью. Мир социальной иерархии отвергается в фантастической повести «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889). Поздние произведения проникнуты сарказмом и скепсисом (повесть «Таинственный незнакомец», опубликована 1916). Произведения о мальчишках (в т. ч. «Приключения Тома Сойера», 1876) стали классикой детской литературы.

ТИНТОРЕТТО (1518-94), итальянский живописец. Наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Паоло Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианской школы 15-16 вв. Драматические монументальные полотна насыщены динамикой, контрастами света и тени, повышенной одухотворенностью образов (цикл панно в Скуола ди Сан-Рокко в Венеции, 1565-88). «Каин убивает Авеля»

ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) («ж 1489/90-1576), итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. Безмятежная ясность («Любовь земная и небесная», ок. 1514-15), пафос и динамика монументальных композиции («Ассунта» 1516-18) сменяются напряженным драматизмом («Се человек», ок. 1543). психологической остротой образов («И. Риминальди»гок. 1548), их беспощадной правдивостью («Павел III с Алессандро и От-тавио Фарнезе» 1545-46). Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даиая», ок. 1554; «Венера и Адонис», 1554). В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев («Оплакивание Христа», 1573-76). Тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета.

ТУТАНХАМОН (правил 1347- 1338 до н. э.). фараон XVIII династии Древнего Египта, муж одной из дочерей Эхнатона - знаменитого фараона-реформатора. Тутанхамон. умерший 18-ти лет от роду, стал одним из самых известных владык Древнего Египта благодаря тому обстоятельству, что его гробница оказалась единственным царским погребением, дошедшим до нас неразграбленным.

УЭЛЛС Герберт Джордж (1866-1946); английский писатель. Классик научно-фантастической литературы. В романах «Машина времени» (1895). «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898) опирался на новейшие естественно-научные концепции. Прогнозы научного и технического прогресса Уэллса в романах «Когда спящий проснется» (1899) и «В дни кометы» (1906). Сторонник фабианства (см. «Фабианское общество»), В 1914, 1920 и 1932 посещал Россию (книги «Россия во мгле». 1920; «Опыт автобиографии», 1934).

ФАЛЬКОНЕ Этьен Морис (I716—1791), французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма середины — второй половины 18 в. Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы. Самое знаменитое творение Фальконе — памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге.

ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804-72), немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха — человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид (см. Антропологизм). Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого — чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Основные сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии».

ФЕЙХТВАНГЕР Лион (1884—1958). немецкий писатель. Начало литературной деятельности Фейхтвангера относится к 1901; книга «Одинокие», содержащая два рассказа, филологические исследования, театральные рецензии. В 1905-1907 гг. Фейхтвангер написал два тома «Маленьких драм» и роман «Глиняный бог» (1910). Антивоенные взгляды писатель выразил в стихотворении «Песнь павших» (1915), в пьесе «Военнопленные» (1915) и в пьесе «Мир» (1918). В годы войны много работал над пьесой «Уоррен Гастингс» (1936) и набросками романа «Еврей Зюсс» (1918). В ноябре 1918 писатель стал свидетелем революции в Баварии. Все пережитое и увиденное им нашло отражение в драматическом романе «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» (1920). В 1922 Фейхтвангер в соавторстве с Б. Брехтом опубликовал пьесу «Эдуард II». Второй роман Фейхтвангера — «Еврей Зюсс» (написан между 1920/22). Третий роман Фейхтвангера —- «Безобразная герцогиня» (1923), действие которого относится к 14 в.

ФИДИЙ (нач. 5 в. до н. з, — ок. 432-431 до н. э.); древнегреческий скульптор периода высокой классики. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи — Афины Промахос на Акрополе (бронза, ок. 460 до н. э.), Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (обе — золото, слоновая кость) — не сохранились. Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона. Творчество Фидия — одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и красотой.

ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1:7624814). немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794-99), был вынужден оставить его из-за обвинения в атеизме. В «Речах к немецкой нации» (1808) призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Профессор (1810) и первый выборный ректор Берлинского университета. Отверг кантовскую «вещь в себе»; центральное понятие «учения о науке» Фихте (цикл сочинений «Наукоучение») -— деятельность безличного всеобщего «самосознания», «Я», полагающего себя и свою противоположность — мир объектов, «не-Я», Диалектика бесконечного процесса творческого самопологания «Я» в переработанном виде была воспринята Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем.

ФИЦДЖЕРАЛЬД Фрэнсис Скотт (1896-1940), американский писатель. Психологический роман «Великий Гэтсби» (1925) нравственно развенчивает «американскую мечту» — идею социального преуспеяния; роман «Ночь нежна» (1934) о таланте, загубленном богатством и богемой. Неоконченный социально-политический роман «Последний магнат» о Голливуде («фабрике грез»). Новеллы, автобиографическая проза.

ФЛОБЕР Гюстав (1821-80). французский писатель. Реалистическая картина нравов общества нарисована в романе «Госпожа Бовари» (1857) — страдания женской души, засасываемой рутиной провинциальной жизни, и романе «Воспитание чувств» (1869) — история неудач и разочарований молодого человека. Историческая проза (романы «Саламбо» 1862; «Иродиада», 1877), ярко реконструирующая разные исторические эпохи, опиралась на современные политические ассоциации и представление о неизменном биологическом начале человеческой природы. Неоконченный сатирический роман «Бувар и Пекюше» (издан 1881). пародийный «Лексикон прописных истин» (издан 1910). Блестящий стилист, Флобер оказал влияние на развитие реализма в мировой литературе.

ФОЛКНЕР Уильям (1897-1962), американский писатель. Серия романов «Сарторис» (1929), «Шум и ярость» (1929), «Свет в августе» (1932), «Авессалом. Авессалом!» (1936); трилогия «Поселок» (1940), «Город» (1957). «Особняк» (1959); философский роман «Притча» (1954); повести и рассказы (книга «Сойди. Моисей». 1942) Разбросанное действие, трудно мотивируемые поступки, затаенные душевные терзания, трагические и трагикомические конфликты складываются в исполненную драматизма, но эпически осмысленную картину мира, где человек стоически противостоит обстоятельствам, не теряя надежды. Реалист 20 в.. Фолкнер сочетает обращение к традиции (Библия, У. Шекспир, Ф. М. Достоевский) с современным формотворчеством (прерывность сюжета, поток сознания, глубинный психологизм, символика). Нобелевская премия (1949).

ФОМА АКВИНСКИИ (1225 или 1226-1274), философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма (учение об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции и г. д.). Доминиканец. Сформулировал 5 доказательств бытия бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т. п. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума (концепция естественного права и др.), утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении. Основные сочинения" «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Учение Фомы Аквинского лежит в основе томизма и неотомизма.

ФРАНС Анатоль (1844-1924), французский писатель. В романах «Преступление Сильвестра Боннара» (1881). «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) скептическая ирония по отношению к современной действительности, критика которой углубляется в серии романов «Современная история» (1897-1901) — сатирическом обозрении Франции кон, 19 в. В гротескно-фантастическом романе «Остров пингвинов» (1908) и «Восстание ангелов» (1914) —антирелигиозная и политическая сатира. Исторический роман «Боги жаждут». 1912. о Великой французской революции. Сборники новелл, критических статей; в публицистике — сочувствие идеям социализма. Нобелевская премия (1921).

ФУКИДИД (ок. 460-400 до н. э.), древнегреческий историк. Автор «Истории» (в 8 кн.) — труда, посещенного истории Пелопоннесской войны (до 411 до н. э.); это сочинение считается вершиной античной историографии. ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1976). немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности; постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру. с осознанием бренности человеческого существования («Бытие.и время», 1927). Темы работ позднего Хайдеггера - происхождение «метафизического» способа мышления, поиск пути к «истине бытия».

ХАММУРАПИ (правил в 1792-50 до н. э.), правитель Вавилона, из Аморейской династии, величайший владыка Древнего Востока, в царствование которого был составлен первый известный нам письменный свод законов, т. н. Кодекс Хаммурапи.

ХАНТИГТОН Сэмюэл (р. 18 апреля 1927. Нью-Йорк), американский политолог и социолог, автор книги «Столкновение цивилизаций» (1996), в которой высказал концепцию этнокультурного разделения человеческих цивилизации. Высказал мнение о неизбежности, противостояния исламского и западного миров, которое придет на смену советско-американскому противоборству.

ХЕМИНГУЭЙ Эрнест Миллер (1899-1961), американский писатель. В романах «Фиеста» (1926), «Прощай оружие» (1929) — умонастроения «потерянного поколения». В романе «По ком звонит колокол» (1940) гражданская воина в Испании 1936-39 предстает национальной и общечеловеческой трагедией, обусловленной цепной реакцией насилия Повесть-притча «Старик и море» (1952) посвящена заветной авторской идее — «трагическому стоицизму»: перед лицом нецеленаправленной жестокости мира человек, даже проигрывая,.обязан сохранить мужество и достоинство. Обогатил жанр новеллы (сборник «В наше время», 1925). Прозу отличают внешняя простота, строгая объективность, сдержанный лиризм, содержательный подтекст, скрытонапряженный диалог. Нобелевская премия (1954).

ЦВЕЙГ Стефан (1881-1942), австрийский писатель. Мастер психологической новеллы (сборники «Амок», 1922, «Смятение чувств», 1927, и др.) и портрета (Стендаль, 3. Фрейд, Ф. Ницше, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Ф. Магеллан, Ж. Фуше и мн. др.), романизированной биографии («Мария Антуанетта», 1932, «Триумф и трагизм Эразма Роттердамского», 1934. «Бальзак», опубликован 1946).

ШАРДЕН Жан Батист Симеон (1699-1779), французский живописец. Натюрморты, бытовые сцены из жизни третьего сословия, портреты отмечены естественностью образов, мастерской передачей света и воздуха, материальности предметов («Медный бак», ок. 1733; «Прачка», ок. 1737)

ШЕКСПИР Уильям (1564 -[616), английский драматург, поэт; был актером королевской труппы. Поэмы «Венера и Адонис» (1593) — на мифологический сюжет, (Лукреция» (1594) — из римской истории. «Шекспировский канон» (бесспорно принадлежащие ему пьесы) включает 37 драм. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом: комедии «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Много шума из ничего» (1598). Трагедия о любви и верности ценою жизни «Ромео и Джульетта» (1595). В исторических хрониках («Ричард Ш», 1593; «Генрих IV», 1597-98), трагедиях («Гамлет», 1601; «Отелло», 1604; «Король Лир», 1605; «Макбет», 1606), в «римских трагедиях» (политических — «Юлий Цезарь», 1599; «Антонии и Клеопатра». 1607; «Кориолан». 1607). лирико-философских «Сонетах» (1592-1600, опубликованы в 1609) нравственные, общественные и политические конфликты -эпохи осмыслил как вечные, неустранимые, как законы мироустройства, при которых высшие человеческие ценности — добро, достоинство, честь, справедливость — неизбежно извращаются и терпят трагическое поражение Трагедии Шекспира — величайшие образцы трагического в мировой литературе.

ШЕЛЛИ Перси Биш (1792-1822), английский поэт-романтик. В аллегорической поэме «Королева Маб» (1813) разоблачал порочность современного ему общества и политических институтов. Оправдание насильственного свержения деспотии в поэме «Восстание Ислама» (1818). Философское осмысление проблем тирании и свободы в трагедии «Ченчи» (1819) и в лирической драме «Освобожденный Прометен» (1820). Стихи («Ода к Западному ветру»), статьи о литературе, искусстве (трактат «Защита поэзии». 1822).

ШИЛЛЕР Иоганн Фридрих (1759-1805), немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения; наряду с Г.Э. Лессингом и И.В. Гете основоположник немецкой классической литературы. Мятежное стремление к свободе, утверждение человеческого достоинства, ненависть к феодальным порядкам выражены уже в юношеских драмах периода «Бури и натиска»: «Разбойники» (1781), «Заговор Фиеско» (1783), «Коварство и любовь» (1784) Столкновение просветительских идеалов с действительностью, интерес к сильным характерам и социальным потрясениям прошлого определили напряженный драматизм трагедий Шиллера («Дон Карлос», 1783-87; «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», обе 1801, и др.). народные драмы «Вильгельм Телль» (1804), обусловили создание им теории «эстетического воспитания» как способа достижения справедливого общественного устройства

ШОПЕН Фридерик (1810—1849), польский композитор и пианист. Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых Я связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, и техническим совершенством.

ШОУ Джордж Бернард (1856-1950), английский писатель. Один из учредителей социал-реформистского «Фабианского общества» (1884). Роман «Социалист-любитель» (1883). Создатель драмы-дискуссии, в центре которой — столкновение враждебных идеологий, социально-этические проблемы: «Дома вдовца» (1892), «Профессия г-жи Уоррен» (1894), «Тележка с яблоками» (1929). В основе художественного метода Шоу — парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости — («Андрокл и лев», 1913, «Пигмалион», 1913), традиционности представлений (исторические пьесы «Цезарь и Клеопатра», 1901, пенталогия «Назад к Мафусаилу», 1918-20, «Святая Иоанна», 1923). Будучи сторонником социализма, приветствовал Октябрьскую революцию в России, достижения СССР, которые связывал с деятельностью И. В Сталина, разделяя заблуждения части западной левой интеллигенции. Нобелевская премия (1925).

ШТРАУС Рихард (1864-1949), немецкий композитор и дирижер. Симфонические поэмы «Дон Жуан» (1889^Я «Тиль Уленшпигель» (1895), «Дон Кихот» (1897), «Жизнь героя» (1898) отличаются красочностью оркестровки. применением звукоизобразительных эффектов. Оперы «Саломея» (1905) и «Электра» (1908) отразили тяготение Штрауса к экспрессионизму, опера «Кавалер розы» (1910) — к неоклассицизму. Как дирижер пропагандировал Я современную музыку, работал со многими оркестрами мира.

ЭЙК (Ван Эйк) (ок. 1390— 1441), нидерландский художник. Один из основоположников искусства Северного Возрождения. В 1432 Ян Ван Эйк завершил свое самое значительное произведение, ознаменовавшее наступление новой эпохи в живописи Нидерландов, — монументальный многочастный алтарь для одной из калелл собора св. Бавона в Генте (до сих пор хранится там же). На 26 панелях художник с удивительным правдоподобием и в то же время поэтически проникновенно воплотил современные ему представления о мире земном и небесном.

ЭЛЬ ГРЕКО (1541-1614), испанский живописец. По происхождению грек. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Религиозные, мифологические, жанровые картины, поргреты, пейзажи («Погребение графа Оргаса», 1586-88. «Вид Толедо», 1610-14).

ЭНГЕЛЬС Фридрих (1820-95), мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма. Встреча с Марксом в Париже в 1844 положила начало их дружбе. Энгельс активно участвовал в организации (1847) и деятельности «Союза коммунистов», вместе с Марксом написал программу Союза — «Манифест Коммунистической партии» (1848). Основные труды: «Положение рабочего класса в Англии» (1845); «Святое семейство» (1845) «Немецкая идеология» (1845-46), обе совместно с Карлом Марксом; крестьянская война в Германии» (1850); «Революция и контрреволюция в Германии» (1851-52); «Анти-Дюринг» (1878); «Происхождение семьи, частной собственности и государства,» (1884); «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886); «Диалектика природы» (1873-82, опубликована 1925); «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (189-1).

ЭНГР Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живописец и рисовальщик. Блестящий мастер композиции, строгого и тонкого рисунка, правдивых, острохарактерных портретов («Л. Ф. Бертен», 3832). В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827).

ЭСХИЛ (ок. 525-456 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии». Был свидетелем подъема афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой «меры». Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы (трилогия «Орестея»; «Семеро против Фив») Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.

ЭХНАТОН (Аменхотеп IV), египетский фараон XVIII династии, правил ок. 1365-48 до н. Э. Как и его отец, в нарушение вековой традиции женился не на старшей дочери царствовавшего до него фараона (египетский престол формально передавался, по женской линии), а на дочери одного из вельмож — Нефертити, впоследствии принимавшей активное участие в его религиозных преобразованиях. В самом начале своего царствования принимает титул верховного — «величайшего среди видящих» — жреца бога Ра в Гелиополе. подчеркивая этим свою приверженность культу солнца и особенно выделяя почитание самого солнечного диска — Атона, культ которого становится общеегипетским еще при Тутмосе IV. Постепенно в противовес другим богам и особенно Амону, главному богу столичных Фив. расширяются культовые функции Атона, в нем одном воплощаются представления о благости, могуществе и творящей силе солярных (от лат. sol — солнце) божеств. Наконец, имя Эхнатон (др.-егип. «Полезный Атону»), принятое фараоном, декларирует новую ориентацию его религиозной политики. На 6 году правления, Эхнатон переносит столицу страны из Фив, центра оппозиционно настроенного жречества Амона, в основанный им на земле, не посвященной никакому другому божеству, «великий очарованием, приятный красотой дня глаз» город Ахетатон (древнеегип. «Горизонт Атона»; совр. Тель эль-Амарна в Среднем Египте) и клянется вместе с Нефертити никогда не покидать столицы, объявленной священной обителью Атона.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 204 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...