Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Словарь терминов по теории культуры 3 страница



АРАГОН Луи (1897-1982), французский писатель. Один из основателей сюрреализма (стихи, роман «Парижский крестьянин», 1926). В 1930-е гг. разделял позиции социалистического реализма; преобразования в СССР осмысливал как подлинное воплощение социалистической идеи. Один из организаторов Движения Сопротивления. Цикл романов «Реальный мир» (1934-51; в т. ч. тенденциозный роман «Коммунисты», т. 1-6, 1949-51). Эссеистские, искусствоведческие книги («Анри Матисс. Роман» (1971). «Театр-роман» (1974). Поэтические сборники (в т. ч. «Глаза и память», 1954; поэма «Неоконченный роман»: 1956), лирические циклы стихов, посвященные Эльзе Триоле, жене поэта.

АРИСТОТЕЛЬ (384 до н. э.— 322 до н. э.), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского. Научная продуктивность Аристотеля была необычайно высокой, его труды охватывали все отрасли античной науки. Он стал основоположником формальной логики, создателем силлогистики, учения о логической дедукции. Философия Аристотеля содержит учение об основных, принципах бытия; действительности и возможности (акт и потенция), о форме и материи, действующей причине и цели. В основе метафизики Аристотеля лежит учение о принципах и причинах организации бытия. В качестве начала и первопричины всего сущего Аристотель выдвинул понятие субстанционального разума. Аристотель установил четыре начала (условия) бытия: форма, материя, причина и цель. Главное значение имеет соотношение формы и материи. В натурфилософии Аристотель следует следующим принципам: Вселенная конечна; все имеет свою причину и цель; постигать природу математикой невозможно; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице, следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения. Природу Аристотель разделял на неорганический мир, растения, животных и человека. Человека от животных отличает наличие разума. Основной принцип аристотелевой этики — разумное поведение, умеренность (метриопатия). В трудах Аристотеля отразился весь научный и духовный опыт Древней Греции, он стал эталоном мудрости, оказал неизгладимое влияние на ход развития человеческой мысли.

АРИСТОФАН (ок. 445 — ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф. В комедиях Аристофана нашли отражение актуальные события того времени, выступления против военной политики («Лисистрата»), поношение реальных личностей (Сократа — в «Облаках»), фантастнческие ситуации («Ахарняне», «Птицы»),

БАЛЬЗАК Оноре де (1799-1850). французский писатель. Эпопея «Человеческая комедия» из 90 романов и рассказов связана общим замыслом и многими персонажами: роман «Неведомый шедевр» (1831), «Шагреневая кожа» (1830-31), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834-35), «Цезарь Биротто» (IS37), «Утраченные иллюзии» (1837-43), «Кузина Бетта» (1846). Эпопея Бальзака — грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества.

БАХ Иоганн Себастьян (I685-— 1750) немецкий композитора органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии. «Хорошо темперированный клавир» (1722-44)", Месса си-минор (ок. 1747-49), «Страсти по Иоанну л (1724), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729), св. 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа.

БЕТХОВЕН Людвиг ван (1770—1827), немецкий композитор, представитель венской классической школы. Создал героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая», 1804, 5-я. 1808. 9-я, 1823, симфонии; опера «Фиделио», окончательная редакция 1314; увертюры «Кориолан», 1807, «Эгмонт», 1810; ряд инструментальных ансамблей, сонат, концертов). Полная глухота, постигшая Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воли. Поздние сочинения отличаются философским характером. 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром; 16 струнных квартетов и другие ансамбли, инструментальные сонаты, в т. ч. 32 для фортепиано, (среди них т. н. «Патетическая»), 1798. «Лунная», 1801, «Аппассионата», 1805), 10 для скрипки с фортепиано; «Торжественная месса» (1823).

БОДЛЕР Шарль (182]—1867), французский поэт. Участник Революции 1848. Предшественник французского символизма. В сборнике «Цветы зла» (1857) анархическое бунтарство, тоска по гармонии сочетаются с признанием неодолимости зла, эстетизацией пороков большого города. Художественно-критические труды (т. и. отчеты о салонах, 1845 и 1846: сборник «Романтическое искусство», издание 1868).

БОККАЧЧО Джованни (1313-1375), итальянский писатель, Гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть «Фьямметта» (1343. опубликована в 1472), пасторали, сонеты. В главном произведении «Декамерон» (1350-53, опубликовано в 1470) — книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, — многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма «Борон» (1354-55, оггубликовзна в 1487), книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360; опубликована в 1477).

БОСХ Иеронкм (1450—15(6), нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид; «Корабль дураков», Лувр, Париж); в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых, нидерландцев. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид).

БОТТИЧЕЛЛИ Сандро (1445-1510), итальянский живописец, Представитель Раннего Возрождения. Произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», около 1477-1478; «Рождение Венеры», около 1483-1484) отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений 1490-х годов искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим («Клевета», после 1495). Рисунки к «Божественной комедии» Данте, острохарактерные изящные портреты («Джулиане Медичи»). (Юноша в красной шапке, Оплакивание Христа, Благовещение, Портрет мужчины с медалью Козимо Медичи, Поклонение волхвов. Аллегория клеветы, Венера и Марс, Симонетта Веспуччи, «Паллада и Кентавр». Святой Себастьян, Мадонна)

БРАНТ Себастьян (1457/58—1521Х немецкий ученый, юрист, писатель, основатель демократического направления немецкой бюргерской сатиры, положивший начало «литературе о глупцах.». «Корабль дураков» — дидактическая сатира, написанная ккиттельферзом (восьмисложным силлабическим стихом), которая непосредственно примыкает к сатирическо-дидактическим поэмам, так называемым «зерцалам» позднего Средневековья. Однако Себастьян Брант, е отличие от теологов средневековья, рассматривает человеческое несовершенство не как проявление гpexa, а как результат неразумия. Уже не грешники, так обширно представленные в средневековых «зерцалах», а глупцы наполняют сатиру. Брант гротескно изображает человеческую глупость, чтобы люди могли увидеть свое подлинное обличие искусно вплетая в поэтический текст народные пословицы и поговорки.

БРЕЙГЕЛЬ Старший, или «Мужицкий» Питер (между 1525 и 1530-1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи 16 в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. В творчестве Брейгеля сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания («Битва Поста и Масленицы», 1559; «Безумная Грета», 1562, «Крестьянский танец», серия «Времена года», 1565; «Слепые», 1568. «Триумф смерти».

БРЕХТ Бертольт (1898-1956). немецкий писатель, режиссер. В философско-сатирических пьесах на современные, исторические и мифологические сюжеты: «Трехгрошовая опера» (поставлена в 1928, музыка К. Вейля, издана в 193!). «Мамаша Кураж и ее дети» (создана в 1939. издана в 1941); «Жизнь Галилея» (создана в 1938-39, издана в 1955), «Добрый человек из Сезуана» (создана в 1938-40, издана в 1943); «Кавказский меловой круг», (поставлена в 1954. музыка II Дессау, издана в 1949), с гуманистических, антифашистских позиций ставил остроактуальные проблемы. Ориентировался, как и в собственной режиссуре, на разработанные им принципы «эпического театрал, предполагающего обращение не к традиционному «сопереживанию», а к трезвому разуму и критическому анализу. БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо (1377-1446), итальянский архитектор, скульптор, ученый. Работал во Флоренции. Один из создателей архитектуры Возрождения и теории линейной перспективы. Новаторски использовал античные традиции. Произведения Брунеллески отличаются гармоничной ясностью, строгостью пропорций, совершенством инженерно-строительных решений (купол собора Санта-Мария день Фьоре, 1420-36; Оспедале дельи Инно-ченти, 1421-44; капелла Пацци. 1429, — все во Флоренции). Собор Саша-Мария дель Фьоре Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. БРУНО Джордано (1548-1600), итальянский философ-пантеист и поэт. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. В натурфилософии Бруно, направленной против схоластического аристотелизма, неоплатонические понятия о едином начале и мировой душе переплетаются с представлениями ранней греческой натурфилософии и герметической традиции. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, Бруно отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленного множества миров. Основные сочинения «О причине, начале и едином».. «О бесконечности. Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме».

БУШЕ Франсуа (1703—-3770), французский живописец, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Представитель рококо, мастер большого декоративного дара, работавший в живописи, рисунке, книжной иллюстрации, театральной декорации, для мануфактур гобеленов в Бове и фарфоровой Севрской мануфактуры. Декоративный талант и фантазия художника проявились и мифологических сценах. («Аврора и Кефал». «Геркулес и Омфала», «Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея»). Излюбленной темой Буше были сцены из истории Юпигера («Юпитер и Каллисто», «Леда и лебедь»). Со столь же великолепным мастерством выписаны тела богинь и аксессуары в полотнах «Купание Дианы» и «Туалет Венеры». Яркие краски приведены в них к единой сияющей золотистой гамме, напоминающей палитру венецианских мастеров.

ВАН Г ОГ Винсент (1853—1890), нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма. Страстная эмоциональность, остродраматическое восприятие жизни, социальный протест, присущие искусству Ван Гота, выражались им в первой половине 1880-х годов в произведениях, выдержанных в сумрачной гамме, проникнутых сочувствием к простым людям; с 1S88 создавал трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма на свободной динамике пастозного мазка («Ночное кафе», 1888; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890),

ВАТТО Антуан (1684—1721). французский живописец и рисовальщик. В бытовых и театральных сценах — галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, воссоздал мир тончайших душевных состояний. Тончайшие нюансы человеческих переживаний — иронии, печали, тревоги. меланхолии — раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Лукавница», «Капризница», «Мециетен»),

ВЕЛАСКЕС Диего (1599-1660), испанский живописец. Придворный живописец Филиппа IV (с 1623). Картины на религиозные, мифологические («Вакх», ок. 1628-29). исторические («Сдача Бреды»: 1634) сюжеты, сцены из народной жизни («Завтрак», ок. 1617-18), острохарактерные портреты («Иннокентий X», 1650; групповой портрет «Менины». 1656), правдивые и поэтичные сцены труда («Пряхи», 1657). Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер модели, обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.

ВЕРДИ Джузеппе (1813—1901), итальянский композитор. Мастер оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы. Оперы: «Риголетто» (1851), «Трубадур». «Травиата» (обе 1853), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы» (для Петербургского театра, 1361), «Дон Карлос» (1S67), «Аида» (1870), «Отел-до» (1886), «Фальстаф» (1892); Реквием (1874).

ВЕРОНЕЗЕ Паоло (1528—1588), итальянский живописец, один из крупнейших представителей позднего итальянского Возрождения. Веронезе был создан ряд станковых произведений: «Семейство Дария у ног Александра» (ок. 1570, Лондон, Национальная галерея), цикл полотен для семейства Куччнна («Семейство Куччина перед Мадонной». «Несение креста». «Брак в Кане», «Поклонение вояхвов», все 1571-73, Дрезден, Картинная галерея), полотно «Христос и Сотник» (1570-е, Мадрид, Прадо). Его внимание привлекает постановка проблем нравственно-этического содержания, но сюжеты трактованы без драматизма, с большой достоверностью и с тонким чувством передачи естественного движения и эмоций персонажей, венецианской красочностью в передаче костюмов и архитектурного обрамления сцен.

ВИЙОН Франсуа (1431 или 1432 — после 1463), французский поэт. В поэмах «Малое завещание» (1456), «Большое завещание» (1462), насыщенных автобиографическими намеками, нашли отражение сцены из жизни парижских низов; мотивы смерть,сочетаются с дерзким прославлением земных радостей, ироническим отрицанием аскетизма и ханжества,

ВОЙНИЧ Этель Лилиан (1864-1960), английская писательница. В романе «Овод» (1897), «Овод в изгнании» (1910; другие переводы — «Прерванная дружба») создан героический образ итальянского революционера. Роман «Сними обувь твою» (1945) — о предках главного героя предыдущих романов. Переводила произведения русской литературы. Тема ее музыкальной оратории «Вавилон» — свержение самодержавия в России.

ВОЛЬТЕР (1694-1778), французский писатель и философ-просветитель. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести «Макромегас» (1752).. «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), трагедии в стиле классицизма ((Брут» (1731), «Танхред» (издана в 1761), сатирические поэмы («Орлеанская девственница», 1735, издана в 1755). публицистика, исторические сочинения. Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы: «Философские письма» (1733). «Философский словарь» (1764-69). Сыграл значительную роль в развитии мировой, в т. ч. русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции кон. 18 в. С именем Вольтера связано распространение в России т. н. вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония).

ГАЙДН Иозеф (3732—1809) австрийский композитор, представитель венской классической школы. В творчестве Гайдна откристаллизовались классические инструментальные жанры (симфония, квартет), формы (сонатная форма), сложился классический состав оркестра. Для музыки Гайдна характерна широта фольклорных связей. Он автор 104 симфоний, 83 квартетов, 52 фортепианных сонат, ораторий («Сотворение мира», 1798; «Времена года», 1801), месс, опер.

ГАРВЕИ Уильям (1578-1657). английский врач, основатель современных физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения. В трудах «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628) изложил учение о кровообращении, опровергавшее представления, господствовавшие со времен Галена, за что подвергался гонению со стороны современных ему ученых и церкви. Впервые высказал мысль, что «все живое происходит из яйца».

ГЕЙНЕ Генрих (1797-1856), немецкий поэт и публицист. Романтическая ирония страдающего от несовершенства и прозы жизни героя, сарказм и лиризм, дерзкий вызов самодовольной пошлости в «Книге песен» (1827), проникнутой народно-мелодической стихией, и сборник «Романсеро» (1851), где скептицизм и ноты отчаяния не подавляют мужества противостояния судьбе (с 1848 Гейне прикован к постели). Язвительные политические стихи (поэмы нАтта Тролль», 1843; «Германия. Зимняя сказка», 1844), обличающие феодально-монархическую и филистерскую Германию.

ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих (1685—1759), немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне. Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты), в т. ч. «Саул», «Израиль в Египте» (обе 1739), «Мессия» (1742), «Самсон» (1743), «Иуда Маккавей» (1747). Более 40 опер, органные концерты, кончерто гроссо для оркестра, инструментальные сонаты, сюиты

ГЕРОДОТ (около 484 до н.э.— около 426 до и. э.), древнегреческий историк, названный Цицероном «отцом истории» («О законах»). Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта: дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Монументальный труд Геродота, посвященный истории Греко-персидских войн и описанию стран и народов, воевавших с персами, — первое полностью дошедшее до нас историческое сочинение древности и одновременно первый в истории античной литературы памятник художественной прозы. Первоначально он носил название «История».

ГЕСИОД (конец 8 - 1-я пол. 7 в. до н.э.), первый известный но имени древнегреческий поэт. В дидактической эпической поэме «Труды и дни» Гесиод славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов; поэма «Теогония» рационалистически систематизирует греческие мифы. Гесиод противопоставляет свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи».

ГЕССЕ Герман (1877-1962), немецкий писатель. Постижение внутреннего мира личности, вечное стремление человека к самосовершенствованию и победе над «звериным» началом в «романе воспитания» «Петер Каменцинд» (1904) повесть «Под колесами» (1906), роман «Степной волк» (1927). Проблема драматической неслиянности и неразделимости творческого духа и суетного бытия — в интеллектуально-философском романе «Игра в бисер» (1943). Нобелевская премия (194б).

ГЁТЕ Иоганн Вольфганг (1749—!832): немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель. Начал с сентиментального романа «Страдания молодого Бертера» (1774). Через период веймарского классицизма, проникнутого стихийным материализмом античности («Римские элегии». 1790), отмеченного антифеодальными и тираноборческим (драма «Эгмонт», 1788) тенденциями. Гете шел к реалистическому осмыслению проблем художественного творчества, взаимоотношений человека и общества (автобиографическая книга «Поэзия и правда», издана 1811-1833; романы «Годы учения Вильгельма Мейстера», 1795-1796, и «Годы странствий Вильгельма Мейстера», 1821-1829), пантеистическому наслаждению полнотой жизненных переживаний (сборник лирических стихов «Западно-восточный диван». 1814-1819). Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском сочинении — трагедии «Фауст» (1808-1832). насыщенной научной мыслью своего времени. Гете воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии.

ГОГЕН Поль (1848-1903). французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий. В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, создал поэтический мир гармонии человека и природы («Брод». 1901. «А. ты ревнуешь?», 1892).

ГОЙЯ Франсиско Хосе де (1746-1828), испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией^ остротой характеристики, социально направленным гротеском: картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), портреты («Семья короля Карла IV», 1800), росписи (в капе яле церкви Сан Антонио де ла Флорида, i 798, Мадрид, в «Доме Глухого». 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» — обе ок. 1814).

ГОЛСУОРСИ Джон (1867-1933), английский писатель. Социально-бытовые романы «Остров фарисеев» (1904). «Петриций (1911), «Фриленды» (1915) и др. В трилогиях о судьбах одной семьи «Сага о Форсайтах» (1906-21) и ((Современная комедия» (1924-28) дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца 19 — 1-й трети 20 в. В трилогии «Конец главы» (1931-33) проявились консернатив1ше тенденции. Драмы. В литературной публицистике отстаивал принципы реализма. Нобелевская премия (1932).

ГОМЕР, древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. Можно предположить что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э. Гомеру приписывают авторство двух величайших произведений древ нефе чес кой литературы - поэм «Илиада» и «Одиссея».

ГУТЕНБЕРГ Иоганн (между 1394-99 (или в 1406)—1468). немецкий изобретатель книгопечатания. В сер. 15 в. в Майнце напечатал т. и. 42-стрсчную Библию —- первой полнообъемное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати.

ГЮГО Виктор (1802-85), французский писатель-романтик. Предисловие к драме «Кромвель» (1827) — манифест французских романтиков. Пьесы «Эрнани» (1829), «Марион Делорм» (1831), «Рюи Блаз» (1838) — воплощение бунтарских идей. В историческом романе «Собор Парижской богоматери» (1831) сильны антиклерикальные тенденции. После государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта (1851) эмигрировал, выпустил политический памфлет «Наполеон Малый» (1852) и сборник сатирических стихов «Возмездия» (1853). Романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869), изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами. Сборники стихов «Восточные мотивы» (1829), «Легенда веков» (т. 1-3, 1859-83); роман о Французской революции «93-й год» (1874).

ДАВИД Жак Луи (1748 — 1825), представитель и лидер французского классицизма в живописи. Самые прославленные произведения художника — «Клятва Горациев», «Консул Брут». «Смерть Марата».

ДАЛИ Сальвадор (1904—1989), испанский живописец, виднейший представитель сюрреализма. Его картины и рисунки, отмеченные безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения, представляют собой фантасмагории, в которых самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность.

ДАНТЕ, Алигьери (1265-1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе «дольче стиль нуово» (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть «Новая жизнь 1292-93, издание 1576); философские и политические трактаты («Пир», не закончен; «О народной речи», 1304- 07, издание 1529), «Послания» (1304-16). Вершина творчества Данте — поэма «Божественная комедия» (1307-21, издание 1472) в 3 частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, поэтическая энциклопедия средних веков. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.

ДГБЮССИ Клод (1862—1918), французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма. Его сочинениям присущи поэтичность, изящество и прихотливость мелодии, колористичность гармонии, изысканность, зыбкость музыкальных образов. Основа творчества — программная инструментальная музыка: «Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894), триптих «Ноктюрны» (1899) для оркестра. Опера «Пеллеас и Мели-занда» (1902). балеты, поэма для голоса, женского хора и оркестра «Дева-избранница» (1888), фортепианные произведения.

ДЕГА Этар (1834—1917), французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма. Картины отличаются острым, динамичным восприятием современной жизни, со строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур. Мастер пастели («Голубые танцовщицы», «Звезда»).

ДЕЛАКРУА Эжен (1798 —1863), французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма в изобразительном искусстве. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно-напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях («Резня на Хиосе», 1823-1824; «Свобода, ведущая народ», 1830). Творческая фантазия, страстный темперамент выразились в исторических композициях, в произведениях на темы Востока, классической и современной литературы («Алжирские женщины». 1833-1834; «Взятие крестоносцами Константинополя», 1840-1841), иллюстрациях к произведениям У. Шекспира, И. В. Гете.

ДЕФО Данисль (ок. 1660-1731), английский писатель, политический деятель, зачинатель английского реалистического романа. В публицистике пропагандировал здравомыслие и практицизм, выступал в защиту веротерпимости и свободы слова. Авантюрно-приключенческие романы «Капитан Сингльтон» (1720), «История полковника Жака» (1722),«Молль Флендерс» (1722) дают бесстрастно-реалистическую картину жизни деклассированных элементов. Приключенческий роман «Робинзон Крузо» (1719), восславивший труд и волю к жизни, породил многие литературные подражания.

ДЖОЙС Джеймс (1882-194)), ирландский писатель, представитель модернистской и постмодернистской прозы. Сборник рассказов «Дубликцы» (1914), пьеса ((Изгнанники» (1918), роман «Портрет художника в юности» (1917). В романах «Улисс» (1922), «Поминки по Финнегану» (1939) выступил открывателем новой поэтики, способов письма, в которых художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения. «Улисс» полупародийно соотнесен с «Одиссеей Гомера. «Поминки...» базируются на кельтской мифологии Финна. Художественный метод Джойса использует «поток сознания», пародии, стилизации, комические приемы, мифологические и символические слои смысла; его языкотворчество доходит до создания нового экспериментального языка. Аналитическому разложению языка и текста сопутствует разложение образа человека, новая антропология, близкая к структуралистской и характерная почти полным исключением социальных аспектов. Творчество Джойса оказало влияние на последующую прозу и теорию литературы.

ДЖОСЕР. египетский фараон ок. 1-й половины 28 в. до к. э., второй царь III династии. При Джосере Египет стал целостным централизованным государством. Воевал на Синайском полуострове, где найдены его надписи. Перенес столицу в Мемфис, близ которого (в районе совр. Саккара) построил первую в истории Египта гробницу в форме пирамиды. Ступенчатая пирамида Джосера состоит как бы из шести поставленных одна на другую,и сужающихся кверху мастаб (зодчий - верховный сановник Джосера Имхотеп).

ДИДРО Дени (17I3-84), французский' философ-просветитель, писатель. Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (тома 1-35, 1751-80). В философских произведениях - «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), «Мысли об объяснении природы» (1754), «Сон Д'Аламбера» (1769. издание 1830), «Философские принципы материи и движения» (1770, издание 1798), будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал материалистические идеи.

ДИККЕНС Чарлз (1812-70), английский писатель. Юмористические нравоописательные «Очерки Боза» (1836) посвящены обитателям различных слоев лондонского общества. В сентиментальном романе «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837) свойственные Диккенсу ирония и сатира побеждаются своеобразным диккенсовским комизмом, обусловленным верой в доброе начало человека. Пафосом сострадания к униженным (особенно к переживаниям детской души), неприятия всех форм социальной несправедливости проникнуты авантюрно-приключенческие романы «Приключения Оливера Твиста» (1838), «Николас Никльби» (1839), «Мартин Чезлвито (1844). Социальный оптимизм Диккенса (романы «Лавка древностей», 1841, «Рождественские повести», 1843-46) вступал в противоречие с гротескно-реалистическим изображением губительной психологии собственничества и прагматизма: романы воспитания «Добби и сын» (1848) и «Дэвид Копперфилд» (1850, с автобиографическими чертами), роман «Холодный дом» (1S53). Детективный роман «Тайна Эдвина Друда» (1870). Рисуя драматическую картину английской жизни, Диккенс вносил в нее смягчающие сказочно-сентиментальные оттенки (в т. ч. романы «Тяжелые времена», 18.54, «Крошка Доррит», 1857).

ДОМЬЕ (Daumier) Опоре (1808-79), французский график, живописец и скульптор. Тесно связан с демократическим движением, мастер сатирического рисунка и литографии. Острогротесхные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (литографии — «Улица Транснонен», 1834; серия «Добрые буржуа», 1846-49). В живописи и скульптуре сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск («Дон Кихот», ок. 1868).

ДОНАТЕЛЛО (ок. 1386-1466), итальянский скульптор. Представитель флорентийской школы Раннего Возрождения. Развивал демократические традиции культуры Флоренции. Осмысливая опыт античного искусства, создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы («Св. Георгий», 1416. «Давид», 1430, «Юдифь и Олоферн», 1456-57). монументального конного памятника («Гаттамела-та» в Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе. 1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии. 1425-27).

ДОРЕ Гюстав (1832-1883), французский график. Романтически эффектные, тщательно проработанные иллюстрации к «Дон Кихоту» Сервантеса (1862-1863), Библии (1864-1866).





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 176 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...