Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Произведения для пересказа




Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно прежде всего правильно отобрать тексты для пересказов. Как уже указывалось, установлены определенные требования к текстам для пересказов дошкольников.
В первую очередь мы оцениваем идейную направленность произведения, выясняем его воспитательную ценность. Ведь процесс пересказа содействует всестороннему развитию ребенка. Поэтому, подбирая тексты для пересказов, мы останавливаемся на тех произведениях, которые служат делу коммунистического воспитания детей, которые обогащают их нравственный облик.
Большое место мы отводим рассказам советских писателей, посвященным жизни наших детей. Рассказ Н. Калининой «Помощники» учит детей заботливости, внимательности, аккуратности, содействует воспитанию коллективизма, трудолюбия. Ее же рассказ «Разве так играют?», рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик» помогают воспитывать у детей умение дружно играть, быть внимательным к товарищам.
Каждое произведение, отобранное для пересказа (как и вообще для чтения детям), должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужные нашему обществу черты личности.
Смелости и послушанию учат, например, рассказы Н. Калининой «Про жука» и «Как Сашу обожгла крапива». Воспитанию высоких моральных качеств — заботливости, трудолюбия, любви к людям, вежливости учит прекрасный рассказ В. Осеевой «Хорошее», так легко воспринимаемый детьми.
Народные сказки также формируют в детях многие положительные качества, например: дружелюбие и радушие (русская народная сказка «Теремок»), сообразительность и смелость («Медведь и девочка»), уверенность в торжестве справедливости («Лиса, заяц и петух»); сказки содействуют воспитанию таких ценных свойств, как жизнерадостность, чувство юмора («Колобок», «Теремок», «Сказка про ослика»).
Тексты, отобранные для пересказа, должны быть доступны маленьким детям по содержанию, должны быть близки их опыту, чтобы при пересказе дети могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях должны быть знакомые детям персонажи и герои, ярко выраженные черты характера, понятные мотивы поступков действующих лиц. В намеченных нами произведениях действующие лица — дети в домашних условиях, в детском саду. Действуют они с хорошо известными предметами и игрушками (ложки, лодочка, конь, кроватка, мишка, кубики и т. п.). Детям пяти лет уже известны многие явления природы, животные, о которых идет речь в рассказах и сказках (весной лед и снег тает, текут ручьи; летом жарко, ежи колючие, крапива жжется и т. п.) На занятиях по обучению пересказыванию эти доступные и полезные сведения закрепляются в сознании детей.
Предлагая для пересказа народную сказку, воспитатель должен подчеркнуть, что это — сказка, выдумка, что поэтому в ней животные и растения разговаривают и поют песенки. Дети должны знать несколько сказок из золотого фонда русского фольклора близко к тексту, использовать их материал в рисовании, лепке, драматизации.
В отобранных «Руководством для воспитателя детского сада» сказках для пересказа детьми пяти лет действуют знакомые персонажи, с ярко очерченными характерами: легкомысленный, шаловливый колобок; неуклюжий, грубый медведь; несмелый, робкий заяц и хитрая, жестокая лиса; смелый заботливый петух и т. д.
«Сказку про ослика», чрезвычайно полезную для формирования выразительности детской речи, лучше давать, если дети видели живого ослика, или обязательно провести предварительную беседу; остальные действующие лица в ней известны детям (птичка, цветок, мальчик). Серьезные требования предъявляются к тексту для пересказа с точки зрения доступности и художественности формы.
Произведения эти должны быть сюжетные, т. е. обязательно действенные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий. Этому требованию отвечают все народные сказки, рассказы Л. Н. Толстого («Сел дед пить чай», «Спор», «Пришла весна»), рассказы Н. Калининой. В рассказах Н. Калининой определенные, ясные концовки, которые дети всегда сохраняют: «Разве так играют?», «Играй, ничего не бойся», «Хорошо, что волдыри от крапивы быстро проходят». Такой же логичный и четкий конец в рассказе В. Осеевой «Хорошее».
Интересно, как перерабатывают дети рассуждение в конце «Сказки про ослика»: «Ну, что он все кричит?— думает мальчик.— Не поймешь его». А что же тут непонятного? Ведь не может ослик сказать: «Мама».
Дети пяти лет в середине года опускают это рассуждение, заканчивая сказку так: «Ослик обрадовался и закричал очень громко: «И-а!» Или: «Мальчик сидит на ослике и удивляется: что же он не может сказать: «Мама»?
Эти же дети в конце года и дети шести лет всегда сохраняют конец полностью; они смеются, прослушав его, и улыбаются, говоря: «А мальчик не понял, почему он так кричит. А что тут непонятного? Ведь он не умел говорить: «Мама». Ясно, что эту юмористическую сказку лучше предлагать во второй половине года.
Произведение для пересказа должно быть написано образцовым языком с доступным детям словарем, без сложных грамматических форм, короткими, четкими фразами. В соответствии с этим требованием приходится строго отбирать произведения дореволюционных писателей, так как язык их во многом устарел и непонятен детям.
Например, детей затрудняют слова: поутру, снесла (в смысле перенесла), мала, пусти ручки и др. В рассказе «Нашли дети ежа» дети не понимают слов «колко» и «скачу».
Произошел интересный случай. При первом же пересказе бойкий и умный Леня сказал: «Ну, положи шапку на землю, а я это... перескочу (!) через нее...» (вместо «а я скачу его (ежа) в шапку»).
Этот же рассказ хорошо передали дети, у которых летом на даче был еж и которые хорошо знали его повадки. Воспитательница им напомнила, как еж сжимался в комок и его можно было перекатить, скатить в платок. Но большинство детей все-таки заменяло трудные слова: он уколет, он колючий, а я закачу его в шапку и т. п. (Этот текст мы рекомендуем как дополнительный, ценя его идею, его логику.)
Иногда в рассказах попадаются одно-два слова, трудных для детей, но понятных из контекста или разъясняемых в беседе воспитателя (пасть, холм, ослица). В сказках же подобные слова, как правило, не разъясняются, так как часто у детей нет аналогичных представлений. Но эти слова (амбар, сусек, лубяная) не затрудняют понимания смысла сказки, а отчетливое представление о теремке, колобке, острой косе создается у детей благодаря иллюстрациям.
Обязательное требование к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть языка; желательно также включение прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.
Этому требованию соответствуют народные сказки, где много прямой речи, где внимание детей привлекают специальные народные или сказочные обороты (аукаться, ходила-ходила, избушка, лавочка, батюшка и матушка, шел-шел, жили-были, только его волк и видел и т. п.). Облегчают пересказ сказок (сравнительно длинных) постоянно встречающиеся повторы. Например: «Терем-теремок, кто в тереме живет?», «Иди к нам жить», «Как выскочу, как выпрыгну — полетят клочки по закоулочкам!» и т. п. Это и делает данные сказки легко доступными.
Надо отметить, что в русских народных сказках совершенно нет длинных описаний, статичных картин. Перечисление жителей теремка мало затрудняет ребенка, потому что названия зверей рифмованные, а при чтении, кроме того, ярко различаются по тембру, высоте голоса: я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайчик-побегайчик, я лисичка-сестричка, я серый волк-зубами щелк (или волк-волчище серый хвостище).
Достоинство русских народных сказок, благодаря которому они являются замечательным материалом для пересказов, заключается также в их ритмичности. Эту ритмичность должен сохранять в своем исполнении воспитатель, рассказывая сказку напевно, медленно, бережно относясь к каждому слову.
Такую же ритмичность дети хорошо подмечают в других произведениях и сохраняют ее при пересказах: «Пей, на себя не лей» (Л. Н. Толстой), «А сестренка тут как тут» (В. Осеева), «Мишку — под мышку, зайчика — в кармашек. И кроватку берет, и посуду берет...» (М. Калинина).
Почти в каждом предлагаемом произведении встречается прямая речь; язык в них не только простой, но и разнообразный, точный, обогащающий речь детей. Например: «Покраснела у Саши рука, пошли по ней белые волдыри»; «Разве трава — печка?»; «Взяла жука за спинку»; «Вот так помощники!»
Произведение для пересказа должно быть также доступно по размеру, с учетом особенностей детского внимания и памяти. При этом мы целиком согласны с утверждением Е. Ф. Лукиной, что пересказ маленьких произведений, близкий к тексту или почти дословный, является основой для более сложных форм пересказа. Именно маленький текст, в несколько предложений, может быть прочитан воспитателем не один раз, без риска утомить детей, а цельный, законченный пересказ больше всего удовлетворяет ребенка.
Поэтому для первоначального обучения пересказыванию мы подобрали несколько маленьких рассказов: «Помощники» Н. Калининой, «Сел дед пить чай», «Спор» Л. Н. Толстого. Короткие рассказы, например «Пришла весна», «Лучше всех» Л. Н. Толстого, можно использовать в любой период учебного года применительно к детям, вновь пришедшим в детский сад или плохо рассказывающим. С сожалением должны отметить, что жанр маленького рассказа, посвященного советской действительности, почти не используется нашими детскими писателями.
Такие рассказы содержатся преимущественно в книгах двух авторов: Н. Калининой «Малыши» (изд. 1953 и 1954 гг.) и Я. Тайца «Кубик на кубик» (изд. 1955 и 1957 гг.).
Доступность текстов, их пригодность для пересказа обсуждались с воспитателями и проверялись на занятиях с детьми. Что касается сказок, то мы включаем те, которые помещены в «Руководстве для воспитателя детского сада». Только расположить их надо несколько в другой последовательности и начинать обучение пересказыванию не с них, а с маленьких реалистических рассказов. Совершенно очевидно, что для пересказа не подходят сказки «Курочка-ряба» и «Репка» — они хороши для слушания. «Курочка-ряба» чисто развлекательная сказка. Она отличается ритмичностью и необычностью образов. Разъяснить ее идею трудно, парадоксальность ситуации (почему мышка хвостиком разбила золотое яичко) дети не понимают. Использование ее для пересказа приведет к механическому запоминанию текста детьми и к чтению ее наизусть. Кроме того, в большинстве случаев дети к пяти годам уже помнят ее дословно, так что учить их пересказывать эту сказку невозможно.
Сказка «Репка» хорошо слушается детьми и хорошо инсценируется, но с трудом ими пересказывается.
На занятии в старшей группе (ноябрь месяц) мы спросили детей: «Кто может рассказать сказку «Репка»? Подняли руки 6 человек (из 25), «Кто может рассказать сказку «Колобок»? Подняли руки 22 человека (в средней группе воспитательница учила детей пересказывать обе эти сказки). Пересказать сказку «Репка» вызвалась только одна девочка, Ира — лучшая рассказчица в группе. Рассказывала она с трудом, без интереса, часто поправлялась, добавляла в текст прямую речь: «Иди, Жучка, репку тянуть!»
Дети любят обе эти сказки, но для пересказа они не годятся. Точно так же условно можно включить в список для пересказывания сказку «Теремок». Если дети данной группы знакомы со стихотворной обработкой ее С. Маршаком или знают аналогичную музыкальную игру, то пересказ данной сказки утрачивает свое значение, так как содержание сказки, характеристика образов уже усвоены детьми, а в их пересказы вплетаются фразы, оказавшие более сильное эмоциональное воздействие. Например, дети вставляют стихотворные фразы: «В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок» или «Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?», а это умаляет выразительность их речи: спросить испуганно, настороженно и т. п.
В таком случае сказку «Теремок» надо использовать позднее для пересказа в лицах, для работы над выразительностью речи. Сказки «Колобок», «Медведь и девочка», «Лиса, заяц и петух» несколько велики по объему, но их можно предложить для пересказа спустя 2—3 месяца после начала учебного года, когда дети уже научатся пересказывать короткие рассказы. Эти сказки легко делятся на части, поэтому пересказ их не утомляет слушающих детей.
Из рассказов Л. Н. Толстого нам не представляется правильным рекомендовать для пересказа некоторые рассказы, с первого взгляда кажущиеся пригодными и иногда используемые воспитателями. Так, рассказ «У Розки были щенки» включает слишком мало мотивировок, чтобы быть сразу понятным детям; в нем много архаизмов: снесла щенка; снесли на печку; щенки на дворе; подле печки. Рассказ «У Вари был чиж» сложен для детей по идее (не поется птице в неволе). В рассказе «Пошла Катя поутру по грибы», на наш взгляд, втречается непоследовательность, затрудняющая детей: сначала Катя взяла Машу к себе на спину, а потом сняла чулки и пошла по воде. Кроме того, в нем также много архаизмов.
Мы считаем возможным широко использовать в средней группе следующие рассказы Л. Н. Толстого: в начале года — «Сел дед пить чай», «Спор»; примерно в марте, сообразно с интересами детей, — «Лучше всех» и «Пришла весна». Из рассказов Я. Тайца мы выбрали один — «Кубик на кубик», так как в остальных встречается много утомительных перечислений, которые доступны только при чтении, сопровождаемом рассматриванием иллюстраций, например: «У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки... Галины санки прицепили к Толиным. Толины — к Мишиным. Мишины — к Машиным» и т. п. В рассказе «Праздник», посвященном 1 Мая,— явная художественная натяжка в образах. Напомним его. Маша хочет идти на праздник. «Красное платье. Красный бант. В одной руке — красный флажок, в другой — красный воздушный шар. Все красное. Маша рада: Я вся красная! (!) Я пойду на Красную площадь!»
Итак, для пересказа детьми средней группы мы предлагаем следующие произведения (в примерной последовательности).
1. Н. Калинина «Помощники».
2. Л. Н. Толстой «Сел дед пить чай».
3. Н. Калинина «Разве так играют?»
4. Л. Н. Толстой «Спор».
5. Русская народная сказка «Теремок»
6. Я. Тайц «Кубик на кубик».
7. Русская народная сказка «Колобок».
8. Русская народная сказка «Медведь и девочка».
9. Л. Н. Толстой «Лучше всех».
10. Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»
11. Л. Н. Толстой «Пришла весна».
12. В. Осеева «Хорошее».




Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1880 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...