Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Новая жизнь расцветает на останках прошлых творений



КРИЗИСЫ ДЕТСТВА КАК ФАКТОР РОЖДЕНИЯ ЛИНОСТИ

Жизненный путь человека от рождения до смерти или онтогенез знает несколько качественно своеобразных этапов, каждый из которых отличается возникновением новых образований и общей ситуацией развития. Я остановлюсь только на более заметных этапах, ибо в них рельефно обнаруживают себя естественные кризисы развития и выходы из них на следующую фазу общей траектории жизни. Однако предварительно сделаю одно отступление. Великий писатель Франции Бальзак, написавший одну из первых лучших произведений «Шагреневую кожу», в качестве эпиграфа к ней нарисовал кривую линию. На вопрос, что она обозначает, он ответил: «Это судьба каждого из нас». Действительно, мы вычерчиваем свою кривую в социальном пространстве. Каждый из нас на часах истории усваивает только часть опыта или наследия, накопленного человечеством, в рамках его актуальной микросреды. Развитие конкретного человека имеет свою неповторимую ритмику переходов с одного этапа на другой. Так, скажем, появление новых психических функций происходит не синхронно и с разной интенсивностью. То же самое можно наблюдать с чувствительными точками к формированию новообразований и влиянию условий среды, стимулирующих эти процессы в личности растущего человека. Одним словом, детство каждого из нас всегда уникально и неповторимо. В рамках темы книги я буду затрагивать только типичные явления, характерные для ряда поворотных этапов онтогенеза. И поскольку я пытаюсь показать универсальность некоторых базовых понятий синергетики, мое вторжение в категориальный аппарат психологии может найти оправдание. Хотя психология само по себе мало в этом нуждается. Ограничивая предмет исследования, я вынужден буду вынести за скобки своих рассуждений глубокие и интересные научные публикации о каждом из дошкольных этапов развития ребенка. Такие же ограничения мне придется сделать при обращении к другим этапам жизненного цикла человека.

По мнению психологов, первым этапом собственно рождения личности ребенка, при всей условности этого термина, является возраст трех лет. Именно на этом этапе появляются многие противоречия и обостренные флуктуации, которые приводят линию развития дитя в зону бифуркации и кризису в целом. Кризис трех лет знает ряд своих противоречий, и я выделю некоторые из них, ибо здесь фиксируются заметные разветвления и чувствительные точки развития. Так, самым важным новообразованием этого возраста является появление самосознания и стремления ребенка к частичной автономности под знаком «Я сам». Первые признаки автономности могут развить и стремление подчинить себе родителей и выливаться в приступах упрямства, капризности и т.д. И хотя ребенок уже может осваивать многие действия и формировать навыки самообслуживания, импульсы непроизвольных актов постоянно возвращают его слабую личность в стихию неосознанных мотиваций первичного свойства.

И, пожалуй, в контексте нашей темы особого внимания заслуживает концепция Э.Эриксона о восьми основных этапах или возрастах жизни человека (54). В ней четко прослеживаются альтернативы кризиса каждого из этих этапов и выявляются положительные и отрицательные последствия возможных путей выхода из него. И я позволю частично использовать положения этой концепции в ракурсе понятий синергетики. Как утверждает автор возраст 2-3 лет это время, когда выход из кризиса приводит к тому, что ребенок вооружает себя первыми слабыми навыками самоконтроля и силой воли. Сила воли и первые признаки управления своими непосредственными импульсами и выступает намечающейся осью развития – личности ребенка. Система формирующегося человека обретает новое еще слабое качество нового уровня развития. Но кризис возраста трех лет может усиливать другую альтернативу развития в точке ветвления или бифуркации. Если родители и другие взрослые люди, особенно бабушки, продолжают делать за ребенка то, что он должен уже научиться сам или создают мораль потворствующей гиперопеки и не умеют внушить ребенку необходимость считаться с другими детьми и чужой собственностью, он может превратиться в неуправляемого тирана с необузданной капризностью своих желаний. И я не возьмусь утверждать, что вторая тенденция имеет положительную интеграцию выхода из возрастного кризиса, скорее все наоборот, как считает Э.Эриксон, отрицательные явления будут влиять на последующие кризисы, которые неотвратимо возникнут на следующем этапе развития.

Флуктуации между капризами и импульсивностью поведения и первыми признаками подчинения себя определенным стандартам поведения и определяют природу этой вехи детской жизни и закладывают точку разветвления линий развития ребенка.

Принимая появление способов поведения, основанных на растущем самоконтроле личности ребенка, как новое качество развития, его можно трактовать как положительный аттрактор, подразумевая под ним эту главную тенденцию возраста первого рождения личности

Второе рождение личности приходиться на стадию подросткового возраста, когда ребенок еще не взрослый, но уже не дитя. Ключевым признаком переходного возраста и обострения многих противоречий онтогенеза являются процессы, связанные с половым созреванием организма подростка. Нередко бурный и скачкообразный физический рост тела, перестройка высших отделов мозга и всей нервной системы меняет многие стороны внешнего и внутреннего облика подростка. Главным фактором, вызывающим целый комплекс ломок и перестроек физиологии организма, выступает половая железа, которая, вторгаясь в оркестр гормонов, берет на себя сольную партию до конца жизни человека. Некоторые исследователи эту стадию преобразований организма связывает с возникновением нового морально – полового центра саморегуляции системы человека (П.Д. Успенский, Р. Уилсон). На протяжении многих лет проводилось сопоставление показателей физического развития и параметров психического развития. Однако утверждение системного подхода привело научную мысль к тому, что предпочтительнее сопоставлять не отдельные свойства телесной организации и психических изменений, а рассматривать их в единстве как системное образование.

Поскольку переходный возраст это еще и вспыхнувший интерес к своему резко изменившемуся телу и внешности, представляется важным заглянуть в более глубокие слои нашей физической самости, чтобы убедиться в том, что психическое развитие нельзя отрывать от физиологии нашей организации. По этому поводу читаем у Э Нойманна: «Тело символизирует целостность и единство вообще, и его общая реакция представляет подлинную созидательную целостность. Ощущения тела как целого является естественной основой чувства личности. То, что тело и изменения в нем являются бесспорной основой того, что мы называем нашей личностью, можно видеть из того факта, что мы до сих пор продолжаем указывать на свое тело, когда говорим о «себе», и нет никаких сомнений, что уникальность тела человека и смешение наследственных факторов в его конституции являются настоящей основой индивидуальности» (34, с.304).

Второе рождение личности, обнимает последние эпохи детства и отличается тем, что в нем начинают доминировать процессы индивидуализации т.е. человек стремится делать себя сам, выбирать судьбу и реализоваться.

Общая особенность подросткового и юношеского возрастов при наличии ряда различий заключается в том, что они стремятся к эмансипации от прямого влияния взрослых, и пытаются утвердить в отношениях с ними мораль равных отношений, которое питает новое чувство самости и вспыхнувший свет сознания, обращенный внутрь самого себя. Как мы знаем, переходный возраст людей в продвинутых странах характеризуется маргинальным положением индивида. Существует даже такая формула, применимая к переходному возрасту: дети становятся взрослыми на два года позднее, чем бы их хотелось и на два года раньше, чем это замечают взрослые. В этом раздвоенном и противоречивом состоянии наш «вчерашний ребенок» переживает глубокие катаклизмы и резкие перемещения бессознательных пластов психики. Погружаясь внутрь себя, он сталкивается с множеством ипостасей, противоречащих друг другу, пробуждающих противоположные чувства, мысли и мотивы. В нем все необычайно подвижно и размыто в координатах вертикального и горизонтального измерения внутреннего мира. Этот вертящийся клубок многослойного мира выбрасывает на свет еще слабого самосознания только отдельные фрагменты и обрывки образов, символов и чувств. Столь противоречивый и расщепленный на части, мир сознания раскачивает маятник психических состояний из одной крайности к другой. С полным основанием мы можем переходный возраст ассоциировать с тотальным кризисом, в нем происходит разрушение одного порядка и нарождение нового качества.

Система внутренних координат еще не обрела стержневую точку или ось, центрированную на духовной самости или силе «Я» личности. Внутренний хаос расщепляет на полярные части вчерашнюю целостность покладистого ребенка, привнося в душевный строй противоречащие друг другу мотивации поведения. К примеру, его сексуальное чувство обретает двойственное и полярное напряжение. Он романтизирует эротическое чувство к одной из сверстниц и не допускает мысли о физической близости с ней. В то же время его воображение, инициированное половыми гормонами, может переполнять его сознание тайной страстью плоти к женщине старше по возрасту. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит гнетущее чувство одиночества и неразделенности.

Потребность в общении находит проявление в том, что подростки создают свои группировки, где очень часто под знаком культа силы утверждаются свои вожаки. Они могут стать лидерами, если группа преодолеет тенденцию к асоциальному поведению, а ее субкультура органично впишется в культуру общества. Однако в жизни детей переходного возраста тяга к автономности и демонстративной самобытности нередко оборачивается формированием своей внутренней субкультуры, основанной на нормах и ценностях, противоположных культуре взрослых людей. У инфантильных по развитию вожаков и групп, может формироваться идеал антигероя, которому они готовы следовать в пространстве жизни и искать себе романтику приключений и ложных подвигов друг перед другом, исключая возможность поставить себя на место жертвы. Не уверенные в себе и испытывающие внутренние противоречия процессов становления нового уровня самости, они бегут к единению в группы, где кучкуются, обретают силу и уверенность в своей общности «мы», утверждая свои знаки отличия во внешности и одежде, чтобы выделиться и узнать своих среди чужих «они». И хорошо, если их потребность к группированию и тенденция к асоциальному образу жизни не переходит в скрытые способы антисоциального поведения, в силу преходящей агрессивности их стиля жизни. Стычки между группировками и внутри группировок или клик, явление постоянное. Важно, чтобы их проявление было своевременно купировано, а энергия самоутверждения нашла социально приемлемые формы канализации. У ребят, с положительными социальными ориентациями, увлеченных спортом или другими развивающими делами, избыточная агрессивность трансформируется в мотивацию к достижению.

Однако следует признать, что многие увлечения подростков и юношей восходят к биологическим корням нашей природы. Они повторяются из поколения к поколению и трансформируются в завуалированные формы ритуального поведения взрослых людей. К их числу В.Дольник относит «клубы» и «пошумелки» нередко совпадающие между собой в одном пространстве. Уступим место его остроумному перу: «Суть «клуба» состоит в том, что несколько, а иногда и очень много особей одного ранга собираются вместе и на время сборища уединяются от других членов животного сообщества. Биологическое значение «клубов» разнообразно. Они являют собой и безопасное место отдыха под коллективным присмотром и место, где реализуется потребность в игровом поведении и место отдыха от напряженных иерархических отношений доминирование – зависимость, и место самоустранения на время из общества пока ему не нужных «резервных» молодых самцов. У подростков свои «клубы». И в этой тяге собираться, они так же бессознательны, как маленькие дети» (14,с. 79-80).

Разломы переходного возраста разверзают бездну многих атавизмов человеческой природы, заставляют уменьшать незримую перегородку, которую создал человеческий разум между собой и животным миром, или, если хотите, видеть гораздо больше общего между многими примитивными реакциями человека и животных. Полезно каждому из нас задуматься над следующими словами Э. Нойманна: «Импульсы и инстинкты, архетипы и символы намного больше адаптированы к реальности и к внешнему миру, чем сознание на ранних стадиях. Психология животных предоставляет бесчисленные примеры абсолютно непостижимой и необъятной ориентации по отношению к реальности окружающего мира к другим животным, растениям, временам года и т.д. Эта мудрость инстинкта к окружающей среде является бессознательной» (34, с.302).

Но есть одно безусловное отличие человека от животных – это его потенциальная духовность и космические корни сознания. И если они слабы или еще не проявили себя, юноша может разменять жизнь на игру телесной самости, обретающей новую силу и мощь. И тогда его сознание ограничится стремлениями к самоутверждению по линии бытийных или материальных ценностей культуры в этой самой критической точке бифуркаций жизни человека. Его проекция себя в будущее будет максимально заземлена житейским прагматизмом и выбором профессии, которая лучше других обеспечивает качество жизни и комфорт, пусть даже ценой попрания морали.

Если же в его самосознании забрезжит свет высшей духовности, саморазвитие наполнится вечными смыслообразующими мотивами поиска своих ответов на непреходящие вопросы культуры, что не исключает позитивных усилий в русле профессионального самоопределения и формирования познавательных интересов в близких к ней областях. Юношество – это время важных бифуркаций по вертикальному и горизонтальному измерению культурных ценностей. Выбирая и созидая себя, личность обретает определенную перспективу своего будущего, т.е. фактически ставит перед собой значимые цели саморазвития и самореализации, предполагающие друг друга и достойно преодолевает этот тотальный кризис переходной эпохи всего цикла жизни, чтобы войти в зрелую стадию своего развития. О развилке пути в юношеском возрасте писал еще Пифагор, он выделял на дороге жизни точку, где путь раздваивается. Неофит должен выбрать дальнейший путь и, либо принять диктат низшей природы, либо выбрать путь к божественной природе своей двойственной сущности.

Так или иначе, но эпоха юности – это самое чувствительное время для самоидентификации или поиска и выбора себя. Это переломная стадия жизни человека, когда он приближается к перекрестку жизненных дорог. Он должен будет покинуть родительское гнездо и обрести способность к самостоятельной и зрелой жизни. Поэтому чрезвычайно важно помочь ему в эту эпоху научиться учиться и самостоятельно преодолевать трудности жизни, закалять волю, пестовать характер и развивать свой интеллект. К сожалению, нередко случается, что эмансипация многих инфантильных и маргинальных молодых людей остается голой претензией на всю жизнь. А у некоторых из них запоздалые потуги показать себя сильной личностью на деле оборачиваются защитной демонстрацией своего независимого «Я» или просто фальшивой «Я – концепцией». И как тут не вспомнить фрагмент из стихотворения Е.Евтушенко о зрелости.

Не гоже, если в сорок лет – пострел,

Порхает мотылем и врет кромешно.

Блажен, кто вовремя созрел, конечно,

Блажен, кто, хоть когда- нибудь созрел.

ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ КРИЗИСОВ В ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Эпоха зрелости, если взять за основу концепцию Э.Эриксона, делиться на раннюю и среднюю взрослость. Это время расцвета всех духовных и физических сил человека. Однако самый плодотворный возраст жизненного цикла в социальном измерении не исключает внутри себя внутренние кризисы, обусловленные флуктуациями психического состояния личности и ее отношением с миром ценностей. Именно в этом возрасте нередко возникают кризисы между двумя полярными стимулами развития системы человека- это стремление к стабильности и стремление к переменам. Маятник между ними становится причиной внешне ни чем не обоснованных резких метаний личности и ее нелогических или нерациональных поступков по линии своей судьбы. И если давать этим крайне неустойчивым состояниям личности определение одним словом, то я бы сказал, что это кризис однообразия жизни во времени. И как это не странно, он имеет не материальную или физическую причину, а восходит к духовному «Я», тех, кто не заглушил эти вибрации высших начал духа в себе.

Другой причиной возникновения духовного кризиса может стать ощущение и смирение с тем, что человек не может найти, мобилизовать и реализовать свои потенции, а отсюда упирается в тупик неустранимых обстоятельств, внутри которых его жизнь превращается в банальное прозябание. Назовем этот кризис чувством тупика. И далеко не многим удается найти выход из этого тупика, разве что, настоящим воителям духа, наделенных большим запасом сил.

Здесь меня больше интересует кризис, природа которого просматривается во всех нелинейных системах, когда относительно стабильный период умеренных колебаний линейного развития спонтанно и неизбежно сменяется неумеренными колебаниями, приводящими систему в зону бифуркаций и в крайне разбалансированное хаотическое состояние. Еще раз передам эту общую закономерность образной ассоциацией с противоположным состоянием моря. Оно перемежает зеркальную гладь своей умиротворенности и покоя, приступами неистовой стихии обезумевших в гребнях шторма своих безбрежных вод. Мне представляется, что кризис однообразия жизни вписывается в эту закономерность. И я хотел бы остановиться на нем чуть подробнее, чтобы в последующем найти общие черты с периодическими кризисами предприятий и экономик в целом, имея в виду глобальный кризис, возникший совершенно неожиданно для многих в самом начале 2009 года.

Предполагаю, что духовные кризисы – это прерогатива продвинутых людей. Когда личность высокого уровня саморазвития входит в этот кризис и начинает рушить все устоявшиеся стандарты жизни, многие обыватели и завистники, перемалывая ей кости, обобщают свои оценки таких анормальных поступков традиционными словами: «жиру бесится». Однако духовный кризис вещь объективная и его развитие включает несколько важных этапов. В неординарной книге по мифологии «Тысячеликий герой» Дж. Кэмпбелл выделяет пять этапов развития кризиса (24). С идеей этого автора полностью перекликается В.Козлов, развернувший весьма любопытную трактовку каждого из них с позиций интегральной психологии. Я использую ряд положений В. Козлова в рамках предмета и темы своей книги.

Первый этап или фаза характеризуется обычным и привычным ходом событий нашей накатанной колеи жизни. Мы долго искали себя, в чем-то уже состоялись на данном этапе бытия и выстроили приемлемый для своего круга людей образ и стиль жизни. У нас все нормально. Слово «нормально» как штамп ответов на все разнообразные вопросы о том, как жизнь, как дети, как на работе и т.д., отражает относительное благополучие и комфорт условий существования и функционирования нас в обществе. Жизнь течет как спокойное русло реки, если и происходят определенные события, возбуждающие наши чувства, то эти колебания не перехлестывают через край привычных человеческих реакций. В этих пределах и лежит размеренная и тихая сладость бытия, удовлетворяющая нас мелкими радостями вокруг всех центров самости, не знающих острых противоречий между собой. Иногда она все же огорчает нашу душу мелкими неприятностями, но не вынуждает радикально менять уклад жизни и склад личности. В. Козлов пишет: «Для основной массы жизнь является нормальной в той степени, в какой она привычна и обыденна. Более того, человек предпринимает все возможные усилия, чтобы сохранить эту «нормальность» (20, с.218).

Вторая фаза кризиса знаменуется тем, что личность начинает испытывать скуку от стабильности и привычности образа жизни, где все дни похожи друг на друга, и легко предвидеть, что произойдет завтра и послезавтра в этом спокойном потоке русла реки или даже ее омуте. На неосознаваемом уровне в глубины сознания вторгается тоска по переменам. Дж.Кэмпбелл назвал эту фазу перевоплощений своего мифического героя фазой внутреннего зова. Косвеннымипричинами назревающего кризиса личности, является наш мозг, который для поддержания высокого тонуса нуждается в притоке чувственной информации разнообразного свойства. Если этот приток ослабевает, что и происходит в условиях гнетущего однообразия, высшие психические механизмы интеллекта переживают период снижения своей функциональной активности и теряют способность к творческой игре воображения, вовлекая в состояния тусклости и высшую духовную самость личности. Б. Муравьев заметил, что наш мозг нуждается в постоянных встрясках, иначе он впадает в умственную дрему. Для большинства людей интеллект – это орган выживания. И он начинает активно работать, когда возникает крайняя необходимость думать. Можно сказать даже так, когда в желудке пусто, в интеллекте густо, ибо он начинает служить культу голодного тела, и, наоборот, в мозгах пусто, когда в желудке густо.

Но есть определенная часть людей, для которых тонкость чувств и глубина мысли являются осевым нервом их личности. Про них писал Ф.Достоевский, что им миллиона денег не надо, но дай мысль разрешить. И когда они начинают осознавать, что теряют эти способности, в них вызревает зов к переменам, требующих новых мобилизаций мозга и обострения в нем всех порогов чувствительности и не только расширение осознания, а переход на более высокий уровень развития. Главные причины кризиса объективно и изначально сокрыты в человеческой психике, несущей потенциал эволюции и саморазвития системы человека. Его ядро сконцентрировано в духовной подсистеме личности, и оно влияет на всех другие структуры личности, инициируя изменения тотального характера. Я готов подписаться под следующими словами В. Козлова: «Кризис – это зов перехода в новое качество, это некая прерывность в линейной области эволюции личности как сложной системы» (20, с.230).

Внешне фазу зова могут провоцировать разные факторы, выступающие скорее поводом, чем причиной созревшего кризиса, повергающего маленьким толчком или слабыми воздействиями из внешней среды, всю систему личности в состояние полного хаоса или дезинтеграции. Эти воздействиями могут быть разные обстоятельства жизни, в которых тесно переплетаются между собой причины и следствия, болезни и их симптомы. Так, к примеру, созревший кризис могут инициировать неприятности на работе, болезнь, авария машины с минимальными травмами, смерть друзей или серьезная размолвка с близким человеком. Достаточно сказать, что когда линейное развитие переходит в зону бифуркации, чувствительность систему многократно возрастает подобно тому, как чих в горах может спровоцировать снежную лавину, а обычный наклон спины вызвать приступ радикулита. В указанных примерах причина, следствие и повод соотносятся так, что при поверхностном взгляде нередко повод как спусковой крючок кризиса и хаоса ошибочно воспринимается как его причина. Так или иначе, но если кризис созрел, подтолкнуть личность к распаду системы ценностей и какой – то части картины мира и своего места в ней может любой внешний или внутренний фактор.

Собственно кризис – это очередная фаза развития личности. О том, что у многих из нас случается обрушение смыслового каркаса внутреннего пространства очень метко написано у поэта Е.Евтушенко.

У каждого бывает в жизни час,

Когда тоска липучая пристанет.

И догола разоблачясь,

Вся жизнь бессмысленной предстанет.

Как и всякая живая система преодолеть очередной хаос своего микрокосмоса личность может двумя путями: либо выйти на более высокий уровень самоорганизации, либо перейти на нисходящую кривую эволюции и включить защитные механизмы, чтобы уравновесить себя в этом состоянии.

Процитирую слова В. Козлова: «Кризисное состояние – это также и разрушение всего внешнего, неукорененного, всего, что сидит в человеке неглубоко. И одновременно это проявление внутреннего, укорененного, действительно личного. Такое разрушение внешнего и проявление внутреннего важно для истинного созревания личности» (20, с.221).

Поскольку кризис – это распад бывшей идентичности, утрата иллюзий и разрушение шкалы ценностей и смыслов, то эту фазу Дж. Кэмпбелл, применительно к обобщенному мифическому герою назвал смертью личности. Но, «догола разоблачясь», сильная личность находит себе ресурсы, чтобы в горниле хаоса пережить прорыв и заново родиться. Это новое рождение личности больше всего затрагивает ключевые установки Я- концепции и картину миру. Духовное обновление личности и есть позитивная интеграция нового уровня как результат разветвления очередной точки хаоса. Человек часто сегодня сжигает то, чему вчера еще слепо поклонялся. Новое рождение представляет очередную фазу кризисного периода в жизни взрослого человека. Человек, как и природа, которая после грозы и ударов молнии переживает фазу затишья и омовения, тратит много духовных сил, чтобы развернуть внутренний хаос в созидательное русло. Новое рождение личности – это более высокий уровень устойчивости и равновесия системы человека, это большая глубина и спокойствие духа, наполняющего силой все фибры души и тела.

Важной фазой этого омовения и новой стадии саморазвития является формирование новых перспектив и целей жизни, переплавка убеждений и высших ценностей в себе на основе расширенного осознания себя и мира. Вот почему эту фазу назвали уроком жизни. Одних из самых позитивных выходов из очередного хаоса может стать духовное просветление, когда личность открывает в себе высшие истоки ноуменального уровня и находит более содержательные ответы на вопросы экзистенциального уровня своего пребывания в мире и вселенной. Одним из ключевых новшеств личности является внутренняя отстраненность духовного «Я», которое, как говорят восточные мудрецы, обретает положение «стоящего напротив бытия зрителя». В. Козлов связал это новое состояние с понятием «равностность», понимая под ним равное отношение ко всему и нахождение над другими ипостасями, их пристрастиями и привязанностями.

О том, что личность, пережившая такой духовный прорыв, обретает этого внутреннего мудреца написано у ряда выдающихся мыслителей. Я приведу только суждения В. Шмакова: «Эволюция человека и сказывается в том, что он постепенно постигает великое искусство беспристрастного наблюдения событий своей собственной жизни и спокойного объективного анализа своих волевых поступков и решений. Уходя в глубь своего духа, он начинает смотреть на жизнь и действительность разных сторон своего существа как справедливый и мудрый судья». (52, с.406). Выход личности на уровень внутренней отрешенности духа и появление отстраненного духовного острия личности есть фаза завершения кризиса взрослости. Он может перейти в стадию линейного развития, чтобы однажды опять уступить место новому хаосу в общем цикле жизненного пути. Однако на завершающем этапе в период поздней зрелости обязательно станет дилемма, по Э.Эриксону, либо отчаяние и страх перед смертью, либо самоотречение и мудрость принятия смерти.

Многое из того, что мы разобрали в эволюции человека и его личности обнаруживает себя в проектировании организаций современного производства. И я сделаю разворот своих суждений в координаты этих социально – экономических образований цивилизации прошлого столетия. Как и в предыдущих разделах книги, ракурс подхода к эволюции организационных структур будут определять базовые понятия синергетики. Однако я хочу сразу сформулировать дедуктивное положение, которое будет пронизывать анализ всех типов этих структур и переход от одной модели к другой на гребне «второй волны» индустриальных перемен в динамике прошлого столетия. Его суть заключается в том, что каждая новая модель организационной структуры, преодолевая ограничения и недостатки предыдущих типов организации, приобретала новые признаки живой системы, чтобы выдержать давление и вызовы неопределенностей внешней среды и конъюнктуры рынка.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 151 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...