Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Личность - это явление Единства во множестве монад, сопряженных с ним



ТРИЕДИНСТВО БАЗОВЫВЫХ ПОДСИСТЕМ ЛИЧНОСТИ.

Личность как ось духовности в человеке не отрицает, а интегрирует все функции и свойства психической организации человека. Многие из них образуют свои подсистемы, о чем правильно указывает В. Козлов, апеллируя к системной парадигме. Он предлагает рассматривать их в качестве отдельных «Я». И дает следующее обозначение: «Это устойчивые констелляции, сгустки человеческого опыта, формы с которыми человек идентифицируется, считает их своими» (20,с.163). В целостной структуре системы человека важное место занимает несколько «Я», объединенных понятием «Я – концепция». Выделим их и определим функциональный статус во внутреннем пространстве целостной структуры личности. Для удобства восприятия позволю себе использовать как синонимы понятия «самость» и «Я»

Так, одной из базовых подсистем является телесная самость. Центром этой самости является образ физического «Я» каждого из нас, дифференцированный на собственно телесный компонент и материальный аспект положения человека в мире вещей. Телесная самость формируется наиболее интенсивно под влиянием двигательного центра, но ее первые признаки появляются с выходом дитя в пространство социального космоса. В зрелые годы жизненного цикла человек будет бороться с бренностью своего тела и чувством смертности в себе с помощью разных приемом самозащиты, прибегая к полярным установкам отношения к нему. История базовых культур Западной цивилизации знала диаметрально противоположную смену отношения человека к своей телесности: от полного отрицания и аскезы (иконическая культура) до культа телесности (культура Ренессанса). Мне трудно удержать в себе предположение о том, что вся история человечества представляет собой колебание между телом и духом, по закону энантиодромии Гераклита, захватывающих односторонние культовые устремления нескольких поколений людей.

Нынешняя эпоха массового потребления утрированно развернула телесную подсистему к материальному обогащению вещами жизнь многих поколений и слоев людей. Ведь одной из функций телесного «Я» является стремление к расширению пространства и накоплению вещей, на которые человек может распространить инстинкт «мое», отождествить себя с ними. Материальное «Я» может распространяться на территорию и питать чувство локального или общенационального патриотизма и даже выходить за их пределы.

Не менее важной подсистемой человека является его социальное «Я», которая обнимает комплекс или веер ролей, субъектом которых становится человек в обществе. С раннего детства ребенок начинает играть чаще рядом друг с другом в ролевые игры с куклами, машинами, подражая стандартам взрослых людей. С возрастом в его жизнь входят уже игры друг с другом по правилам, в которых заложена мораль и этика культуры, которую он усваивает в процессе игровой активности как преобладающей линией его развития. Все основные этапы первой половины жизни, человек усваивает самые разнообразные формальные и неформальные роли в жизни многих групп, куда он включается для совместной жизни и деятельности. Социальные роли, как гроздь винограда, облепляющая ветвь, занимают определенную часть траектории его жизни и диктуют свои требования и ожидания, принятых в социуме стандартов поведения, действий и мышления. Закон вертикальной мобильности в обществе побуждает большую часть людей добиваться карьерного роста по ступеням социальной пирамиды, ибо они сулят больше власти, комфорта, престижа, денег и других привилегий. В основе этих устремлений лежит растущие притязания чувства значимости, здоровое честолюбие и нездоровое тщеславие тех, кто приобретает эти атрибуты высокого статуса далеко не честным путем и не за реальные заслуги перед обществом. Каждая новая роль, субъектом которой становится человек, наполняет и видоизменяет общий репертуар его поведения в жизни. Вместе с тем одинаковые роли творят наш облик и делают похожими друг на друга представителей одних страт и статусов. Привычные роли и их функции вносят в его стиль поведения устоявшиеся стереотипы, придают всем психическим процессам определенную косность и зауженную повторяемость. Не зря же шутят так, что человека – это цепь привычек на ходулях. И важно сознательными усилиями периодически не только менять роли, но и вносить в исполнение привычных ролей новые импульсы нестандартности, новизны и творчества. К сожалению, многих людей мало занимают такие креативные мотивы при усвоении и отправлении социальных ролей. Традиционный для психики режим экономии сил ограничивает усилия большинства людей рамками сухого и формального соблюдения ролевых обязанностей, обременяющих каждый день их трудовой деятельности привычными шаблонами и монотонностью. Ко всему добавлю, что перемены в виде карьерного продвижения далеко не частое событие в жизни людей, да и оно не всегда зависят от самого человека. Человек полноценно включается в те роли, которые становятся для него способом социальной самореализации, и где многое обусловлено его внутренними мотивами к достижению. Но такое явление в обществе скорее исключение, чем правило, вот почему для многих людей творчество в должности редкая штука или недопустимая роскошь, которую часто не поощряют, а предпочитают ей добросовестную исполнительность конформиста. Яркие и неординарные люди, отягощенные творческими устремлениями своего духа, если даже находят удовлетворение в работе, развивают в себе способности к постижению глубинных основ человеческого бытия и не уходят от поиска своих ответов на вопросы экзистенциального уровня. И здесь самое время обратиться к третьей подсистеме в структуре личности человека – духовному «Я».

Духовное «Я» занимает особое место в структуре личности. Как и физическую самость духовное «Я» можно разделить на две ипостаси. Первая – это нематериальные ценности, которые определяют круг значимых отношений личности к разным сторонам бытия и к самому себе, захватывающие повседневную жизнь людей. Скажем, чувство достоинства или любовь детям, ни на каких весах материального измерения определить эти ценности невозможно. Ими живет большинство людей, наполняя своими страстями их субъективное толкование и ссорясь между собой по поводу расхождения их смыслов. Вторая – это высшие сакральные ценности бытия человека, к которым он обращается в критических условиях своей жизни, когда происходят экстраординарные события, разверзающие бездну иллюзорности всех ответов на вековечные вопросы экзистенциального или вертикального уровня бытия. В круг этих вопросов, на которые человек постоянно пытается дать свой или чужой ответ, чтобы уравновесить в себе миг и вечность, входят такие как вопрос о смысле жизни и труда, место добра и зла, пороков и добродетелей. В этих пластах звучат вопросы служения и тоски или скуки, одиночества и единения под знаком скоротечности самой жизни и ее трагедийности, если она не находит позитивный противовес. И без этого духовного измерения жизни, имеющего вертикальное восхождение, наше бытие превращается в фарс смерти над бренным телом под ярким флером мелких чувственных удовольствий.

Ядром смыслообразующих мотивов духовного уровня является стремление к совершенству самой личности. В изгибах духовной подсистемы находятся истоки совести и этики, как исходной основы диалога и паритета людей и наши религиозные верования. Именно в этой высшей многогранной ипостаси человека пробуждается и изливается ноуменальная или собственно духовная сила и светозарность духа в нас, когда ее удалось преодолеть давление дольних ценностей и диктат телесной или социальной самостей. Тысячи лет мудрые люди разных вероучений и воззрений накапливали опыт психологических практик работы человека над собой, концентрируясь на структурах духовного уровня своей личности. Эту психотерапевтическую работу души, в которой больше искусства, чем чистой науки, должен проводить каждый человек, устремленный сделать себя чище, добрее и увереннее в себе, готовый без страха принимать этот мир во всех его лучших формах проявления как благодать, наполняя ее светом пространство общей жизни и стойко переносить превратности судьбы. Пока же этот уровень духовной работы занимает незначительную часть людей, может так и должно быть, ведь эпохи отличаются тем, какое место в жизни общества занимает это духоборческое меньшинство? …

Все, выделенные мною подсистемы целостного «Я» личности, находятся в тесном единстве и обусловливают друг друга. В этом своеобразном треугольнике может доминировать то одна, то другая подструктура. Однако уровень развития личности определяется тем, насколько ей удалось расширить духовный ресурс и обогатить его за счет актуализации скрытого потенциала.

В контексте становления базовых культур истории человечества менялось представление человека о себе и мире, формировались определенные тенденции в развитии каждой из ипостасей его многоликого «Я».

ОБРАЗ «Я» ЧЕЛОВЕКА В СРЕЗАХ КУЛЬТУР ЕВРОПЫ

Так, древний человек не выделял себя из окружающего природного мира и проецировал себя на объекты окружающей среды. Его жизнь была насквозь мифологична и мистична. О некоторых сторонах мифического сознания древнего человека Е.М. Мелетинский пишет следующее: «Диффузность первобытного мышления проявилась в неотчетливом разделении субъекта и объекта, материального и идеального (т.е. предмета и знака, вещи и слова, существа и имени), вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, статичного и динамичного, пространственных и временных отношений» (31, с.164). На ранних стадиях развития индивид плохо воспринимает себя как отдельное существо. Он растворен в общности, частью которой является, и не может представить себя вне этой органической целостности.

Можно утверждать, что для индивида первобытного общества еще не существует внутреннего двуединства полярностей «Я и не-Я». Его психика всецело отождествлена с миром одухотворенной целостности внешней среды и растворена в коллективных представлениях или мистическом соучастии в групповых переживаниях единства с тотемом.

Развитие общества неизменно расширяло набор социальных ролей. Усвоение определенного набора социальных функций и их закрепление за разными категориями людей сопровождается тем, что каждый человек начинает выступать членом различных групп. Переплетающееся множество ролей и функций инициировало работу самосознания с тем, чтобы увязать их в единое целое во внутреннем пространстве индивида, еще слабо осознающего себя.

Античность вырастала из самых древних ступеней истории общества, но ее выдающиеся достижения уплотнили гумус культуры, она оплодотворила семена многих идеи последующих эпох. Их жизнеспособные ростки взошли на новом витке творческой деятельности человеческого духа, обогащая ткань истории новыми разворотами мысли шкалы ценностей и механизмов общественной и индивидуальной жизни. Мир воспринимался древними греками не в категориях изменения и развития, а, наоборот, как статичный раз и навсегда данный. Античность статична и обезличено телесно статуарна. Древние греки являются людьми, которые, по мнению А.Ф. Лосева, «пятятся к будущему», движутся «спиной вперед». Об этой же стороне восприятия времени в эту эпоху М. Элиаде пишет: «Как мистик, как вообще религиозный человек, первобытный человек живет в постоянном настоящем» (53, с.89).

Возникновение последующей культуры средневековья, где особую роль начинает играть христианство, чаще всего соотносят с поздней античностью. Однако как полагает А.Я. Гуревич, следует учитывать влияние системы представлений эпохи варварства на образ жизни и мыслей средневековья. «Под покровом христианских догм продолжалась жизнь архаических верований и представлений» - пишет автор (14, с.36).

Становление средневековой культуры вырастало из недр мифологического сознания, сохраняя многие наслоения и черты предшествующей архаики.

Христианское понимание человека отличается от античного прежде всего тем, что человек не чувствует себя органической частью, моментом космоса; он вырван из космической, природной жизни и поставлен вне ее по замыслу бога. … Без веры в бога и без помощи божественной благодати человек оказывается ниже того, чем он был в язычестве: у него нет больше того твердого статуса - быть высшим в ряду природных существ, какой ему давала языческая античность; зато с верой он сразу оказывается далеко за пределами всего природно – космического: он непосредственно связан живыми узами с творцом всего природного» (14, с.408 -409).

Античный космос не имел одного центра, для христианина такой единый центр Вселенной появляется в лице бога. К богу сходятся все душевные вибрации верующего человека, они меняют многие стороны ментальности людей, отражаемых в категориях мышления. Если мир в античной модели целостен и гармоничен, то в глазах людей средневековья он теряет эту гармонию. Социальная иерархия средних веков статична, она не допускает переходов людей из одного сословия в другое. Люди с рождения принадлежат к определенному сословному гнезду и привязаны к нему до конца своей жизни. Масштабы, горизонт мышления или кругозор каждого сословного индивида определяется раз и навсегда положением его родителей в обществе и высотой ближайшей колокольни, где он совершает религиозные акты и переживает единение с богом. Выйти за пределы определенного круга жизни практически было невозможно большинству людей.

Пространство жизни людей средневековья – богоцентрично и символом этой проекции являются архитектура соборов и церквей. Пространство членится на три четко дифференцированные сферы: земная жизнь есть промежуточная сфера, из которой человек попадает, либо в небесную сферу и живет вечно, либо низвергается в подземное царство Аида, где расплачивается за земные грехи.

Ренессанс стал антиподом всей тысячелетней средневековой культуре. Он был светским во всех основных формах проявления. Светский неоплатонизм часто базировался на учениях Аристотеля и Платона, «но не только для повышения общей культуры и образованности, но главным образом для титанического возвеличивания человека» (26,с.45). «Уже в раннем Ренессансе выдвигается на первый план свободная человеческая индивидуальность и что эта индивидуальность обычно выражена здесь весьма сильно» (там же, с.240). Показательно, что человек сотни лет, воспитываемый на образе Абсолюта, теперь устремился уподобиться ему, переживая в порывах своих страстей весь максимализм юношеского возраста, противоречиво и подспудно чувствующего свои ограничения. Новизной многогранной культуры эпохи Возрождения стало «чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, и притом чувственной красоты. Бог создал мир, но как же этот мир прекрасен, как же много красоты в человеческой жизни и в человеческом теле, в живом выражении человеческого лица и в гармонии человеческого тела» (там же, с.53).

Новый виток в развитии современного человека индивидуализируют его как субъекта общества, ведет к размыванию жестких барьеров между сословиями и группами людей. Возрастающая автономность человека в пространстве его жизни и право на широкую мобильность в социуме сходятся на новой стадии и придают системе более высокого уровня новое качество развития. Человек стал личностью, правда не всегда знающей, что она хочет в этом мире, опираясь на гражданские свободы своего самоопределения.

Несомненно, что многие элементы Нового времени восходят к культуре Ренессанса. Человек стал новым сплавом всех предыдущих культур, которые вошли в многоцветный и объемный калейдоскоп современности, и одновременно суммарной посылкой последующего развития.

Я совершил экскурс в историю культур для того, чтобы показать читателю, что психология современного человека, как и его предыстория, свернула в слоях сознания доминирующие концепты понимания себя и мира, которые определяли лик каждой из исторических культур. Современный человек столь же противоречив, сколь и многолик. В этом его сложность и пластичность одновременно его как системы более высокого уровня развития. Справедливости ради я должен признаться в том, что мои экскурсы в культуры прошлых эпох сохраняют положительный ракурс.

Однако далеко не все готовы принять эту версию истории. Мне сдается, что истина требует того, чтобы мы не упускали из виду и диаметрально противоположные взгляды на переходы прошлого в настоящее. В этой связи приведу слова С.Л. Франка в качестве посылки для размышлений читателя: «Новое время» …, которое раньше представлялось бесспорным совершенствованием человечества, освобождением его от интеллектуальной, моральной и духовной тьмы и узости прошлого, расширением внешнего и внутреннего кругозора его жизни, увеличением его могущества, освобождением личности, накоплением не только материальных и духовных богатств и ценностей, повышением нравственного уровня его жизни – это «новое время» изобличено теперь в нашем сознании как эпоха, которая через ряд внешних блестящих успехов завела человечество в какой – то тупик и совершила в его душе непоправимое опустошение и ожесточение». Слова яркого философа России оставляют глубокий отзвук в душе. Но я придерживаюсь мнения, что каждая эпоха хоть на йоту делает лучших людей более гуманными, и с этих позиций сохранил диахронический срез исторического времени развития человечества, ибо законы и механизмы саморазвития порой проявляют себя в тех временных рамках, которые нелегко охватить мышлением одного поколения.

ИЗМЕНЧИВОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ ПОДСИСЕМ ЛИЧНОСТИ

Современный человек становится носителем множества социальных ролей, наполняющих его внутреннее пространство трудно совместимыми противоречиями. Глобализация и урбанизм вызывают кардинальные изменения в жизни людей. Социальная среда стала более динамичной и сложной, многообразие ее факторов ставят современного человека перед необходимостью делать самостоятельный выбор в условиях высокой неопределенности его повседневной жизни в настоящем и будущем. Эскалация темпов жизни, частые перемены побуждают человека обретать многофункциональность своих возможностей и диверсифицировать свои ресурсы в разные сферы приложения и предложения себя. Подобно любой организации человек должен постоянно меняться в унисон требованиям времени и обогащать свой багаж знаний, умений и навыков, не пасуя перед тем, что ему приходиться постоянно учиться и менять род занятий. В свете всех тенденций времени самым изменчивым компонентом личности является его социальная подсистема. С табильность и изменчивость образа жизни – одна из ключевых антиномий психологии личности, она источник периодически обостряющихся противоречий, и мы вернемся к ней отдельно, когда наше внимание будет сосредоточено на кризисах зрелого возраста человека.

Если в духовную подсистему традиционно включить интеллектуальный потенциал человека и его обучаемость как собирательный термин способностей к усвоению нового опыта, то их следует рассматривать как одно из ключевых условий широкой мобильности человека по ступеням и стратам социальной пирамиды. Интеллектуальное саморазвитие собственно и выступает важным фактором становления эффективной личности, которая добивается высоких результатов в тех видах деятельности, где предполагается высокий уровень знаний и профессионализм. В этой связи постоянная работа над повышением уровня и актуализацией своего умственного потенциала стало нормой жизни продвинутых людей современности.

Вместе с тем приходится говорить о том, что взрослые люди как дети играют в те же игры, только ставки у них значительнее, а их исход радикально меняет судьбы людей. Мир захлестнула волна массового производства и потребления, люди потеряли способность привязываться к вещам, они меняют их с головокружительной скоростью, едва пережив чувство новизны при обращении с ними. Материальное «Я» многих из нас стало доминирующим двигателем развития сфер экономики, связанных с производством товаров и услуг потребления. В погоне за комфортом и престижными вещами многие люди включаются в конкуренцию за более высокий статус в обществе и карьерный рост, сулящие им новые приобретения благ и удовольствий.

В этой связи духовная подсистема, связанная с высшими ценностями и смыслами жизни, вытесняется на задний план, профанация этих сфер бытия приобретает массовый характер, уступая свое место утилитарному прагматизму и плоскому конформизму. Растрачивая силы на социальный успех, люди уклоняются от духовных усилий, без которых нельзя открывать глубинные пласты смысла бытия. При господстве таких ориентиров, личность становится максимальным конформистом или просто флюгером и, теряя себя, меняет свои взгляды и ценности или, подобно хамелеону, спешит камуфлировать под цвет новых кумиров, чтобы не потерять возможность потреблять новые материальные ценности, сохранить или умножить уровень своих доходов.

Однако мне импонирует предупреждение В.Д.Губина о том, что открытие в горизонтальном слое культуры ее вертикального измерения требует духовных усилий. Они совершенно необходимы, чтобы достичь жизненной глубины, питающих ее корней, которые никогда не отмирали, но заглушались и забивались поверхностными поветриями культуры, ее омертвевшими продуктами: догмами, суевериями, плоскими идеалами, и прочими упрощениями (12).

Драматизм жизни современного человека, вовлеченного в гонку успеха, заключается в том, что очень часто ему приходится пренебрегать высшими и непреходящими этическими ценностями бытия. Рано или поздно он обречен, испытать в себе нравственный дискомфорт, потому что поступился высшими идеалами человеческого благородства и порядочности во имя преходящего успеха или удачи, полученной порой за счет скрытых и открытых приемов философии Макиавелли.

Поэтому самым устойчивым ядром личности остается его духовное «Я». Эпоха юности как аттрактор возраста заряжает личность поиском своих идеалов жизни, выплавляет устойчивое кредо воззрений: от чувства преданности и чести до жизненных целей, на которые проецирует свое будущее ищущий себя в мире молодой человек. Эпоха зрелости наступает, когда личность может привести к общему знаменателю все свои флуктуации поиска себя и ответов на вопросы бытия. И если личность не уклонялась от духовного напряжения и достигла корней, питающих соки культуры, она обязательно обретет упругость и устойчивость своей целостной структуры, в которой соотношение всех компонентов приблизить ее к равновесию и высокой лабильности в пространстве внешней среды без ущерба для ее идентичности.

Вместе с тем переходный возраст – это самое чувствительное время восприятия и отношения к себе сквозь призму «Я» телесного. В этом возрасте самосознание подростка концентрируется на сугубо телесных признаках своей организации. Так, взрослеющие будущие мужчины во главу угла ставят физическую силу, а будущие женщины фокусируются на эротических идеалах своей фигуры. И через всю последующую жизнь молодые люди пронесут определенные черты образ себя и установки отношения к себе, сохраняя устойчивую меру принятия или непринятия себя. Именно здесь могут углубляться комплексы неполноценности и формироваться мотивы подправить или радикально изменить свою внешность под тот образец моды, который слепо стал идеалом. Именно здесь залегают причины размножающихся салонов хирургической красоты. Разрешение внутренних диссонансов со своей внешностью может иметь ряд негативных и позитивных последствий. Негативные заключаются в том, что взрослеющий человек вынашивает в себе гипертрофированное стремление к превосходству, так рождаются преуспевающие циники во власти. А позитивные - состоят в том, что молодые люди начинают усиленно развивать в себе интеллектуальные начала, чтобы состоятся сильной личностью в умственных сферах труда. Для них мускулы ума становятся важнее мускул тела, а тонкость и глубина чувств важнее вульгарной поэтики маскулинного эгоцентризма. Другое дело, сколько таких людей возникает в каждом поколении нации, и находят ли они себя в социально – экономических сферах жизни общества?

ПОЛИФОНИЯ – ЗАЛОГ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В этом разделе мне хочется объединить целый ряд признаков саморазвивающейся системы человека, венчающего эволюцию живого вещества планеты. В глубинах человеческой природы звучат те же струны, которые наполняют своими звуками мир животного царства. Действительно, человек вобрал многие достоинства прогрессивного развития всех форм жизни. Он как многослойный пирог сохранил в бессознательных пластах своей психики не только биологически закрепленные программы поведения и эмоциональные реакции. Он развил в себе дар находить решение проблемных ситуаций и формировать способы поведения на основе интеллектуальных операций с образами вещей, предваряя непосредственное взаимодействие с ним, он расширил пространство своей жизни, сжал расстояния и седлает стрелки часов. Первичные способности своего интеллекта он вынес из животного царства, многократно обогатив их аппаратом вербального мышления как продуктом его социального развития. Поскольку человек интегрировал в своей многогранной и емкой природе многие находки предшествующих стадий биологической эволюции его предков, вновь обратимся к некоторым положениям спирали развития животных организмов на нашей планете и выделим в ней ряд важных явлений, свернувшихся в общей пружине функционального ресурса человека.

1. Прогрессивные стадии живого вещества, возникающие скачком в точках бифуркации, знающие тупиковые ветви развития, связаны с совершенствованием механизмов самоуправления отдельных особей, ведущих к обогащению прижизненного опыта. Эти механизмы, объединяющие в единый контур управления психические и мышечные структуры, позволяют животных особям не только адаптироваться к среде, но адаптировать ее отдельные факторы к своим потребностям, увязанных в трофические связи органического мира нашей планеты.

2.Все последующие стадии форм жизни в свернутом виде латентно или актуально повторяют и сочетают в своих способах ориентации и поведения механизмы предшествующих стадий развития живого вещества, несмотря на ветвление и внешне несхожие черты их организации. Свертывание ряда этапов эволюции на более высоких этажах развития отражает один из признаков возникновения систем, выражающего себя в переходе системы одного уровня в статус подсистемы другого уровня.

3. Переход на более высокие ступени эволюционной лестницы происходит с ускоренным развитием, но со своими потерями так, что не все положительные приобретения предшествующих стадий становятся достоянием последующих. Появление более высокоорганизованных организмов неизбежно сопровождалось утратой или подавлением части механизмов, служащих надежной основой адаптации предшествующих форм жизни, несмотря на то, что они могли бы увеличить жизнеспособность первых в новых условиях их развития. Например, регенеративные способности отдельных видов организмов или доминирующие положение вербального мышления у человека, подавляющего другие интеллектуальные задатки.

4.Экспансия живого вещества в окружающую среду, как целостного феномена под знаком растущей автономности отдельных видов организмов и роста удельного веса прижизненного опыта подвело эволюцию к новой точке бифуркации. Она знаменательна тем, что в ней произошел скачок к становлению качественно новой линии социальной организации жизни – истории человеческого общества и автономности личности.

Даже поверхностным взглядом можно узреть, что в обществе переплетаются все предшествующие закономерности биологического развития, над которыми наслаиваются собственно социальные детерминации. Эти детерминации были предметом размышления в одной из моих книг. В этой работе я позволил себе только отдельные мазки к влиянию культур европейской истории на становление человека в ней.

Поскольку человек - это сгусток эволюции биологии и общества он являет собой многоуровневую систему, наполненную разнообразными посылками функциональных реакций на самые неожиданные вызовы среды и возможностью строить наиболее гибкие и адекватные программы поведения в русле достижения своих внутренних целей.

Вместе с тем именно человек отличается крайней противоречивостью и асимметрией многих своих внутренних факторов, создающих подвижное и порой разбалансированное состояние многих подсистем и подструктур в его общей архитектонике. Невольно вспомнишь и повторишь себе слова Б.Паскаля о многогранной сущности человека: «Что же это за химера – человек? Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной». По данным Б.Муравьева человек обнимает около тысячи «Я». Возникает естественный вопрос, как же эта подвижная и многоцветная мозаика ипостасей сохраняет свою целостность? Ответ можно найти только в закономерностях самоорганизации любого множества элементов и их координированного взаимного дополнения при формировании широкого спектра функциональных реакций и программ поведения саморазвивающейся системы в целом. Исследователи даже произвольных движений человека установили, что одно и то же движение в пространстве каждый раз создается сочетанием постоянных и переменных нервно – моторных единиц нашего тела под контролем высших центров коры больших полушарий. А уж сложные психические операции, навыки и умения всегда имеют неповторимую комбинацию элементов, мобилизованных в эти произвольные действия на разных уровнях головного мозга.

Такая многогранность системы человек делает ее с одной стороны, крайне уязвимой и неустойчивой. Но с другой стороны, столь богатый арсенал функциональных возможностей и постоянная открытость внешнему миру, позволяют ему динамически уравновешивать отрицательные колебания, возникающие при резких возмущениях во внешней среде и находить противовес тем внутренним подсистемам, которые, аномально развиваясь, стремятся заполучить больше ресурсов для себя за счет подавления и дисфункций других подсистем. Как я уже отмечал, по мнению В.Козлова, именно такие подсистемы становятся причиной различного рода отклонений в оптимальном функционировании системы личности в целом, они становятся источниками психических расстройств и неврозов. И с этим мнением нельзя не согласиться.

Для психически здоровой личности характерна гармония и полифония, для личности, переживающей период затяжных неврозов и потерей веры в себя, характерны дисгармония и какофония вибраций его внутреннего мира. Естественно мы рассматривает два абстрактных диаметрально противоположных варианта развития личности. В реальной жизни в каждом из нас есть структуры, которые сообразно отрицательному аттрактору начинают вибрировать в диссонанс с генеральными ритмами всей многоярусной структуры и накапливать отрицательный дефект разлада в общем строе системы. Они могут возникать в изгибах физического или социального «Я», они могут накапливаться в эмоциональных центрах, когда человек теряет вкус к жизни и притупляет себя и резко снижает игровую мотивацию своих креативных механизмов.

Мы разнимся между собой тем, что в разной степени стремимся к внутренней гармонии и к свободе, которые нельзя приобрести, если пренебрегать постоянной духовной работой над совершенствованием многоликого и противоречивого облика своей личности в целом. И власть над собой это удел тех, кто сумел бросить вызов себе и одолеть многие аномалии и дисгармонии своей организации и развития как биосоциальная система. Наличие общего генерального ритма в нашем организме интуитивно схватывают многие ученые. Как видится мне, весьма точно об этом пишет психотерапевт М.Е.Сандомирский: «Складывается впечатление, будто весь наш организм состоит из маятников, связанных друг с другом. И хотя каждый из них колеблется в своем ритме, но все они гармонично согласуются друг с другом, вплетаясь в общий ритм. Ритм более крупных маятников подчиняет себе ритм мелких, образуя как бы пирамиду, по мере подъема к вершине которой все больше замедляется ритм…» (39, с.72). Вот собственно, почему моя матричная модель системы имеет пирамидальную или иерархическую структуру!

А если внимание перевести на продольный срез траектории развития отдельного человек, его жизненный путь или цикл, мы увидим, что этот процесс знает немало кризисов и точек бифуркаций. К этой теме качественно своеобразных этапов онтогенеза мы далее и обратимся, ибо в этом продольном среде траектории жизненного пути понятия синергетики могут найти наиболее плодотворное применение.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 411 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...