Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Всенародное школьное и внешкольное образование



1917г.

Мы говорили до сих пор о развитии отдельных отраслей внешкольного образования. Для каждой из таких отраслей намечаются обыкновенно особые специалисты. Таким образом, получаются огромные выгоды, проистекающие от разделения труда. Подобно тому, как в технических производствах разделение труда удесятерило продуктивность работы, так точно и в области просветительной без разделения труда между специалистами (учителями, библиотекарями, лекторами, артистами и т. д.) наши усилия не имели бы заметного успеха. Но подобно тому, как на фабрике, кроме разделения труда по специальностям, заботятся еще и об объединяющей его организации, и без нее из разрозненных усилий не могло бы выйти того целого, что именуется фабричным производством, так точно и во всяком общественном деле работа различных специалистов должна быть так объединена, чтобы одна отрасль помогала другой, чтобы улучшения в одном направлении вызывали улучшения в другой, и все вместе были связаны другом с другом, составляя нечто цельное и законченное.

Объединяющая роль в губернии, городе и уезде должна принадлежать органам самоуправления, построенным на демократических началах всеобщего прямого, тайного и равного голосования при выборах, но c тем, чтобы их роль не, стесняла, а облегчала почин и деятельность кооперативных, просветительных, профессиональных и сельских обществ и частных лиц. Земства и города должны сделать пользование всеми учреждениями для внешкольного образования бесплатным, должны приблизить эти учреждения к населению настолько, чтобы они были для всех доступны и должны привлечь к строительству этом деле всех активных работников, дав их представителям права решающего голоса в советах, комитетах и комиссиях, ведающих это дело.

Это требование 1-й всероссийский съезд по народному образованию 1913 г. формулирует в следующих выражениях: «Внешкольное образование должно быть делом органов общественного самоуправления при условии обеспечения самодеятельности частных организаций и лиц, работающих в этой области. В основу его распространения должны быть положены общедоступность, планомерность и коллегиальность».

Одним из лучших средств объединить все отрасли внешкольного образования на местах является народный дом. Идея народного дома принесена к нам из Англии, где первый Народный Дворец был устроен и 1887 г. по мысли, впервые выраженной в одном популярном романе. Теоретическая разработка вопроса о народном доме у нас начата в 90-х годах Московскими и Харьковскими просветительными обществами.

Потом в 1908 году 1-й всероссийский съезд представителей кооперативных учреждений (Москва) признал, что в целях развития и объединения важнейших видов культурно-просветительной деятельности кооперативов желательно учреждение при них собственных народных домов, совмещающих в себе местные просветительные учреждения (клуб-чайную, библиотеки-читальни, театр и т. д.). В помещениях народных домов, по постановлению съезда, могут быть сосредоточены также и кооперативные магазины, конторы, склады и т. п.

Деятели кооперации смотрят на народный дом, как на организацию, где согласованно сливаются струя хозяйственная, струя культурная и струя гражданственности (Килочевский).

В 1911 году первый общеземский съезде по народному образованию (Москва) признал, что в центре каждого района (одна или несколько волостей) должен стоять, как основная местная ячейка внешкольного образования, народный дом, включающий районную библиотеку - читальню, сцену и зал для театра, кинематографа и чтений и помещение для прочих видов внешкольного образования.

Наконец в 1915 году Харьковский съезд по вопросам организации разумных развлечений признал, что в деле внешкольного просвещения вообще и организации разумных развлечений для народа в частности возможно достичь плодотворных результатов лишь при условии привлечения к этой работе широких кругов населения и всякого рода местных общественных организаций.

Съезд отмечает, как ценное явление русской общественности, возникновение при кооперативах и их союзах особых организаций для широкой культурно-просветительной деятельности.

При таких условиях кооперативы могут явиться надежными опорными пунктами в деле развития культуры, вследствие чего съезд признает желательным, чтобы все культурные мероприятия, осуществляемые государством, земством и др. общественными силами, опирались на местные кооперативные и профессионально-трудовые организации.

Народный дом является наиболее совершенной формой объединения культурно-просветительных мероприятий.

Народный дом ставить себе следующие задачи: а) содействие внешкольному образованию и воспитанию взрослых, подростков и детей дошкольного возраста в умственном, нравственном, художественном и физическом отношениях; б) общественное воспитание населения и объединение местных культурно-просветительных, а в некоторых. местностях и экономических организаций.

Согласно с просветительными задачами народного дома, в нем могут быть устраиваемы: а) библиотеки и читальни, книжная и картинная торговля; б) музеи и выставки; в) вечерние и воскресные школы и классы для взрослых и подростков; г) народные чтения, лекции, беседы и курсы; д) спортивные учреждения и состязания; с) детские сады и ясли; ж) спектакли, концерты, литературные, вокальные, музыкальные и танцевальные вечера и утра.

В соответствии с особой задачей общественного воспитания населения и объединения общественных сил, в народном доме предоставляются помещения для разного рода общественных собраний и могут быть организованы народные клубы, чайные и столовые.

Для содействия удовлетворения культурных и экономических нужд населения народным домом могут быть организованы, или при народном доме могут найти себе помещение в соответствии с местными условиями, те или иные учреждения культурного или экономического характера, напр., с. - хозяйственный склад, потребительская лавка, бюро кооперативных и профессиональных организаций и т. п.

В основу организации народных домов и управления ими должен быть положен принцип широкой общественной самодеятельности, в соответствии с чем дело это является общей очередной задачей органов общественного самоуправления, просветительных обществ, кооперативов, профессиональных обществ и других общественных организаций, ставящих себе просветительные цели.

«Управление народным домом должно быть построено на принципе коллегиальности, который может быть осуществлен в одной из следующих двух форм: а) особый совет из представителей местных общественных организаций и городских и земских самоуправлений, субсидирующих народный дом; б) особое общество «народного дома».

Кроме местных народных домов, должны быть также организуемы, в соответствии с общим планом внешкольно-просветительных мероприятий в узде или губернии, районные и уездные народные дома, задачей которых является обслуживание находящимися в их распоряжении образовательными силами и средствами местных народных домов и других просветительных организаций соответственно в районе или узде.

В целях агитации и пропаганды идеи и задач народных домов, а также развития активной самодеятельности населения, желательно устройство местных празднеств народного дома и издание однодневных газет, в которых помещались бы статьи и стихи о народных домах преимущественно местных авторов. Газета обязательно должна быть платной, хотя бы по возможно малой цене.

Теперь эта идея становится очень популярной и осуществляется разными земствами, как уездными, так и губернскими, в губерниях: Уфимской, Пермской, Нижегородской, Самарской, Новгородской, Владимирской, Воронежской, Вятской, Пензенской, Полтавской, Тверской, Харьковской, Херсонской и проч.

Еще более нежели земства вносят в это дело увлечение и энтузиазм наши кооперативы. По выражению известной деятельницы в кооперативном движении И. Арманд, "во всех концах страны, почти разом является мысль, что все молодые ростки сознательной общественной и умственной жизни надо соединить под одной кровлей, в одном доме и дом этот назвать Домом Народа». Она называет народные дома «курганами над могилою прошлого... храмами, ибо в них очищается человеческая душа. дворцами для спаянного народа, родившегося из прежнего разъединенного населения, крепостями в борьбе со тьмою, закрепляющими победу над врагом-дурманом».

Самое существенное, не в постройке народного дома (он может помещаться и в наемной квартире и от этого его значение не уничтожается), а в содержание, каким его наполнять, в том, чтобы народный дом был средоточием целого ряда просветительных учреждений. Там могут помещаться и объединяться и лаборатории, и кабинеты, и библиотеки, и музеи, и аудитории для лекций и чтений, и кинематограф, и театр, и музыкальные и певческие кружки, и кружки для самообразования, и воскресные и вечерние школы, дополнительные курсы и уроки для взрослых, и клубы для народа, и картинные галереи, и выставки, елки, школьные и внешкольные праздники, книжные склады, чайные, столовые, бюро даровой юридической помощи и сентлементы, в летнее время ясли и другие учреждения для дошкольного воспитания и т. п.

«Совмещение читальни, аудитории, чайной, театральной залы в одном дом, по словам В.Я. Данилевского, выгодно и с финансовой стороны и с хозяйственной распорядительной. Да и для самой публики удобнее знать одно центральное учреждение, где она найдет много разнообразия, смотря по вкусам, потребностям, наклонностям».

Кажется, нет надобности доказывать, насколько удобно объединение в одном помещении нескольких просветительных учреждений. Возьмем, например, странствующего лектора. Хороший лектор будет рекомендовать слушателям литературу и, стало быть, необходимо, чтобы там, где он читает, была библиотека, откуда слушатели могут взять рекомендованную книгу. Из этих книг могут быть такие, которыми надо пользоваться долго, как настольными. Такие книги надо купить в собственность и, стало быть, очень важно, чтобы там же была и книжная торговля. Для многих лекций необходимы учебные пособия, картины, модели и т. п.; и, стало быть, необходимо, чтобы в том же доме был и музей. Для иных лекций нужны: опыты и потому нужно, чтобы здесь же были и лаборатории.

Это объединение можно начать с чего угодно: с библиотеки, театра, воскресной школы, кооператива и пр. Ведь для всего нужно помещение; а каждое помещение утром или днем может быть занято одним учреждением, а вечером другим. Соедините три-четыре таких учреждения, устройте общий совет на началах представительства — и вот уже и положено начало объединению, по принципу народного дома.

Но с чего бы ни было начато дело, как бы мало ни было средств и сил в каждом самом бедном народном доме необходимо иметь библиотеку-читальню, устраивать лекции и чтения, хотя бы только странствующих лекторов, и иметь воскресную или вечернюю школу взрослых. Это первый шаг всякого народного дома; это фундамент, на котором легко будет построить все остальное: и кружки для самообразования, и драматические и музыкальные организации и проч.

Органом, объединяющим всю эту просветительную деятельность, должен быть совет, в который входили бы представители от всякого отдела (от библиотеки-читальни, - лица заведующие ею, от школы взрослых, от клуба, от лекционного бюро, от театра и т.д.), затем в видах привлечения к активному участию местного населения необходимо ввести в него, кроме представителей сельских обществ просветительных обществ, местных кооперативов, рабочих профессиональных организаций, еще представителей от лиц, пользующихся народным домом, а именно: от взрослых читателей библиотеки, от учащихся в школе взрослых, от посетителей клуба и проч. Пусть народный дом сплотить вокруг себя все разрозненные активные силы и местной интеллигенции и наиболее активных лиц из народа. Кому, как не местным элементам, лучше знать потребности и запросы местного населения? Кому, как не им, удобнее контролировать постановку дела заметить его дефекты и быстро найти способы к их исправлению и вообще гарантировать надлежащее развитие всех учреждений, связанных с народным домом? Необходимо предоставить возможно больше простора для почина местному населению, необходимо дать ему возможность проявить свои творческие силы.

Чтобы духовно облагородить крестьянина и рабочего, воспитать его в самодеятельности и взаимопомощи, чтобы пробудить беспредельные, но скрытые и дремлющие в народе духовные силы и развить их, чтобы сделать народ причастным к общей культуре, необходимо сплотить, сорганизовать воедино разрозненные силы местного населения не в кабаке и не на азартной игре, а на разумной общественной работе, на чтении, учении, самообразовании и на разумных воспитывающих развлечениях. Все мы знаем, что разрозненные, распыленные народные массы живут исключительно только личными и семейными интересами, без всяких забот об общественных делах и в результат получается уродливо несоразмерное развитие эгоизма и общественного индифферентизма, — своего рода культ противообщественных чувств.

Участвуя же в обсуждении всех вопросов просвещения, местные обыватели невольно расширяют свой умственный горизонт, свои интересы, начинают думать о том, о чем раньше не думали, и увлекаться тем, к чему до сих пор были равнодушны. А их жизненный опыт и здравый смысл внесет много практически ценного в дело.

Печатается по: Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. – М.: Товарищество И.Д. Сытина, 1917. – С. 181-187


МЕДЫНСКИЙ Е.Н.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 699 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...