Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ненасилие сильного» в управлении



Известно, что нет ничего (или почти ничего) в природе в чистейшем виде. И потому встает реальный вопрос: как же поступать политическому руководителю, практику-управленцу, менеджеру организации в реальной деятельности?

До настоящего места мы говорили о сатьяграхе тех и того, кто не обладает в практике воздействия и управления потенциалом иной силы, кроме силы любви и добра. Однако реальный руководитель, имея в своем стратегическом поведении неисчерпаемый потенциал сатьяграхи, обладает одновременно также и другой силой энергетического воздействия, способной оказать влияние. Это сила, которую руководитель способен применить как насилие и принуждение.

При этом следует различать « ненасилие слабого» и « ненасилие сильного». Ганди неоднократно подчеркивал, что «ненасилие сильного – могущественнейшая сила в мире»[246].Трудно быть слабым (физически, интеллектуально, финансово, экономически) и соблюдать одновременно собственное достоинство, и еще при том уважать и любить других. Но возможно. Если имеется сила нравственная, духовная сила. Но быть сильным – во всех отношениях – все же лучше.

Как понимать «ненасилие сильного»?

«Римские легионы предотвратили больше сражений, чем дали», - подчеркивает испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гассет[247]. Конечно, политики Рима не думали о ненасилии, но, вспомним, какую культуру несли римская армия, покоряя «варварские» народы. Так, к примеру, ассимиляция франков, включение их в ценности греко-римской цивилизации вывела этот народ на дорогу большой и самоценной культуры с центром в Париже. Но раскрывает ли этот позднеантичный пример суть «ненасилия сильного»?

«Ненасилие сильного», пояснял Ганди, это то, «когда мы добровольно отказываемся от применения физической силы и используем ненасилие», сатьяграху[248].

Чтобы понять суть и возможности «ненасилия сильного» в управлении, можно представить себе образ былинного богатыря, эдакого Илью Муромца, который нигде и никогда ни кого не «покорял», подчеркивая одновременно всем своим видом, что также не позволит обидеть ни себя и никого из своих друзей. Такой «шлагбаум» на пути насилия намного эффективнее в практике социального управления, чем та разновидность сатьяграхи, которую Ганди вынужденно применял в своей политической практике ненасилия физически и военно-экономически слабого (при том, что сама сатьяграха, как мы специально сказали, по сути своей не является слабостью).

«Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного...», - говорится в Писании. А Илью Муромца как крепкого, облеченного властью руководителя, обладающего полномочиями «связать» совсем уж не просто. Не каждый решится.

К тому же руководитель, обладающий потенциалом силы, может применять те виды намеренного ненасильственного и даже в полном смысле насильственного воздействия, которые выше мы обозначили как «принуждение». При этом особого рассмотрения для практики управления заслуживает понятие «нажим».





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...