Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Силовое государство» меркантилистов



Богатство народа отличается от богатства отдельного человека тем, что признаки его не очевидны, а способ обретения или утраты требует специальных исследований. Так рождаются экономические теории, исторически первой среди которых была школа меркантилизма. Она объединила довольно широкий спектр идей, проектов и действий, направленных на решение хозяйственных проблем государств Западной Европы.

Меркантилисты жаждали открыть природу богатства, указать источник его возникновения. Суть богатства они самым упрощенным способом сводили к деньгам. Однако практическая реализация их идей привела к неоднозначным результатам в разных странах. Характерны испанский и английский его варианты[221].

К началу XVI века Испания была одним из могущественнейших государств Европы с крепким сельским хозяйством, развитой промышленностью, первоклассной армией и самым мощным флотом. В 1492 году была открыта Америка, и уже в начале XVI века испанские консистадоры Эрнан Кортес и Франсиско Писарро начали завоевательные походы в Мексику и Перу. Испанцев привлекло баснословное богатство золотых и серебряных рудников тогдашней Америки. Но парадокс заключается в том, что изобилие золота не сделало Испанию богаче. Скорее наоборот, именно оно подорвало ее могущество.

Лишь позднее экономисты выяснили, что деньги способны удовлетворить только одну потребность – обеспечить обмен, тогда как товары удовлетворяют разные потребности людей. Поэтому человек, приобретший деньги, совершил только половину дела, а приобретший нужный товар – полную операцию. Первыми такой вывод сделали экономисты Англии. А потому английский меркантилизм возникает и развивается в совершенно других условиях, чем испанский. К началу XVI века Англия была сравнительно отсталой страной, с преимущественно сельским населением, без мощной армии и могучего флота, который мог бы успешно конкурировать с испанским. И Англия «пошла другим путем»: она начала обеспечивать поступление золота в страну путем продажи за границу изделий собственной промышленности!

Это стало началом эры цивилизованного предпринимательства. Англия производила огромное количество шерсти и располагала развитой суконной промышленностью. Поощрение их производства и продажи за рубежом явилось вскоре основой экономической политики.

Британский экономист Томас Мен (Mun) (1571-1641) по этому поводу говорил: «Если б мы стали судить о действиях земледельца во время сева, когда он бросает в землю много хорошего зерна, то мы должны были бы признать его сумасшедшим, если вовремя не вспомним о жатве». Покупка промышленного сырья за рубежом может быть уподоблена такому севу, а продажа за границу изготовленных товаров подобна жатве, приносящей в итоге больше золота. Так, Англия закупала испанскую шерсть и возвращала ее в ту же Испанию уже в виде сукна, обеспечивая стабильный приток денег в страну в виде золота, что вывозила кораблями Испания из Мексики и Перу.

Отношение меркантилистов к внутреннему рынку было не очень серьезным, поскольку внутренняя торговля, по их убеждению, не делала государство богаче. Государство, стремящееся улучшить свое положение за счет развития внутреннего рынка, они уподобляли человеку, «отпарывающему жемчуг от камзола, чтобы пришить его к панталонам». Английское государство жестко контролировало качество произведенной продукции, чтобы обеспечить его конкурентоспособность на внешнем рынке. Плохо изготовленная ткань выставлялась на эшафоте на 48 часов с надписью, указывавшей имя изготовителя; в случае повторения брака рядом с тканью стоял уже и мастер. Люди, владеющие технологией промышленного производства и секретами мастерства, рассматривались как государственное достояние. Преступник, уличенный в том, что он уговаривал уехать за границу мастера, владеющего техническими секретами, подвергался штрафу в 500 фунтов стерлингов, являвшихся в то время колоссальной суммой.

В начале XVII века Англия вышла в разряд развитых стран Европы и вскоре оставила далеко позади когда-то передовую Испанию, став «мастерской мира» и империей, «в которой никогда не заходит солнце». Таким образом, английское золото обогатило страну и, самое главное, сформировало тип человека, рассчитывающего на свои собственные силы, знающего, что упорный труд может и должен принести благосостояние.

Религиозная реформация в Англии, закрепившая протестантизм, способствовала окончательному утверждению такой предпринимательской морали. Она требовала строгого исполнения обязанностей, умеренности и бережливости, предусмотрительности и заботы о будущем. Она совмещала идеал доброго христианина с идеалом честного коммерсанта, который, выполняя долг, служит величию страны. Возросшее могущество Англии выступило опорой протестантизма во всем мире, утверждая этические идеалы современного бизнеса. Предпринимательская и коммерческая деятельность стали приобретать в глазах человека важное религиозное и нравственное значение. Подлинное богатство перестало быть синонимом золота, его стали связывать с совокупностью тех качеств, которые формируются у людей, участвующих в процессе создания товаров.

Так, меркантилизм стал по существу европейским экономическим учением, выросшим из потребности государства в средствах ведения войн и окончательно сошедшим со сцены лишь к концу XVIII века. Во всех своих вариантах он оставался ориентированным на нужды прежде всего государства. Рост благосостояния подданных – скорее побочный результат, чем основная цель данной экономической политики.

Эту систему можно назвать «военной экономикой» не только по своим задачам, но и по средства их осуществления. Меркантилисты считали, что производство не может дать больше, чем в него вложено. Поэтому они откровенно признавали источником обогащения нации неэквивалентный обмен во внешней торговле, когда товары продаются дороже, чем обходится их производство. Отсюда непрестанная борьба за рынки сбыта, причем за такие рынки, на которых продавец, опираясь на силу, может диктовать покупателю цены. Торговая политика меркантилистов, таким образом, основана на неравноправии партнеров, на силовом превосходстве одной стороны над другой. Развитие промышленного производства осуществляется с целью обеспечить средства для содержания армии, опираясь на которую можно усилить и расширить свое влияние в мире[222].

Так революция в Голландии дала в конечном итоге толчок для подлинного предпринимательства, сущность которого просматривается лучше всего на примере Англии Нового времени, находящейся еще на дальних подступах к свободе и либерализму, в котором мир, мирное существование производителей, от индивида до государства, является центральным принципом. Но именной этой дорогой, от милитаристского государства к миру, пошла Англия в результате, в итоге получив демократию, социальный мир и свободу индивида как своего рода «побочный продукт» предпринимательства и рыночной экономики.

Разделение труда между городом и деревней – когда крестьяне окружающих деревень поставляют зерно, скот, молоко и масло городу в обмен на товары, произведенные городским населением, – уже предполагает гарантию мира, по крайней мере в пределах рассматриваемого региона. Если разделение труда охватывает целую нацию, то гражданская война должна находиться за пределами возможного; если же оно должно охватить весь свет – должен быть гарантирован продолжительный мир между народами, так резюмирует суть предпринимательской экономики Л. Мизес[223].

Другим продуктом рынка стала экономическая наука, закрепившая в своей рефлексии свободу предпринимательства.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...