Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос №51. Композизия и система персонажей в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души



Глубокий и острый социальный конфликт, гневно-обличающий и одновременно возвеличивающий пафос «Мертвых душ», обусловили их неповторимую стилевую оригинальность.

Эта оригинальность наиболее ярко выразилась в построении, начиная с ясной композиции произведения в целом. Все части этой монументальной поэмы органически объединены сюжетообразующим героем — Чичиковым, путешествующим по стране в поисках «миллиона». Герой-путешественник, делец, ищущий выгодных ему связей, позволяет Гоголю рисовать действительность во всех ее гранях: в социальных характерах, бытовых нравах, экономических обстоятельствах, природе и т.д.

В первой главе, вводной, экспозиционной, набрасывается общая, эскизная характеристика губернского города и основных действующих лиц. В энергичном налаживании Чичиковым знакомств и связей со всеми влиятельными людьми города, в охотном обещании навестить Манилова в усадьбе наметилась и завязка поэмы — противозаконная афера ее главного героя.

Историческая достоверность, так свойственная «Мертвым душам», сказалась и в его основной сюжетной ситуации — скупке Чичиковым мертвых душ с целью заложить их в банке в качестве живых. Подобные аферы совершались с 1754 года, некоторые из них были известны Пушкину и Гоголю. В «Мертвых душах» они отображаются впервые.

Пять глав (2—6), следующих за экспозицией, писатель посвятил помещикам, их содержание строится по плану: общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и его внутреннее убранство, характеристика помещика и его взаимоотношений с Чичиковым. Таким способом Гоголь создает ансамбль персонажей, играющих заглавные роли и воссоздающих в своей совокупности колоритную картину крепостнического общества. Забившись в свои поместья, помещики жили обособленно друг от друга, словно пауки. И эту их замкнутость Гоголь великолепно отразил в композиции произведения.

Один за другим, каждый духовно ничтожнее предшествующего, следуют в произведении владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Их чередование — страшная эскалация выветривания, огрубления, омертвения человечности. Если Манилов несет в себе еще какие-то проблески человечности («голубое» прекраснодушие, сентиментальная мечтательность, желание «следить какую-нибудь этакую науку»), то Коробочка полностью погрязла в тине бытовых мелочей, и все ее интересы сосредоточились на выгодах от продажи изделий собственного хозяйства. А Ноздрев, отчаянный мот и кутила, в сравнении с Коробочкой страшный враг, опустошитель и разоритель хозяйства. Собакевич, вероятно, более хорош для крепостных, чем все другие помещики, но лишь из собственной выгоды. Этот законченный мошенник, человеконенавистник знает, что совершенно разоренные, обнищавшие крестьяне уже не способны приносить доход. В Плюшкине душевное очерствение, так свойственное Коробочке, Ноздреву и Собакевичу, превратилось в форму нравственного и физического вырождения.

В заключительной главе, восполняющей биографию Чичикова, происходит окончательное его разоблачение как ловкого хищника, приобретателя и предпринимателя буржуазного склада, цивилизованного подлеца, хозяина жизни.

Гоголь, зоркий наблюдатель, верно усмотрел быстрый рост в недрах феодально-крепостнического режима буржуазных тенденций. И эти тенденции нашли в нем беспощадного обличителя. Он подметил в них страшную, закабаляющую власть денег, связанную с чудовищными спекуляциями, с сознательно мошенническими авантюрами. Естественно, что в восприятии чиновников губернского города этот образ ассоциируется с Наполеоном — олицетворением буржуазного индивидуализма и авантюризма.

За портретами помещиков в поэме следует их завершающая характеристика, а потом сатирическое изображение жизни верхушки губернского чиновничества, представляющего социально-политическую власть дворянства (главы 7—10). Здесь властвует беззастенчивое взяточничество и казнокрадство.

Чиновные круги, подчинявшие государственные интересы личному своекорыстию и произволу, подменявшие правосудие чудовищной бумажно-бюрократической волокитой, превращают службу в досуг и ведут праздно-паразитическую жизнь, далеко превосходящую их средства, лишенную каких-либо культурных запросов. Искусно отображая индивидуальные свойства многих чиновников (губернатора, прокурора, почтмейстера), Гоголь одновременно создал и великолепный собирательный образ бюрократии, всего губернского города.

Компонуя сюжет, Гоголь все время настойчиво напоминает о наличии пропасти, враждебности между помещиками, чиновно-бюрократической властью и закабаленным ими простым народом. Образ народа, противопоставленного правящему сословию, воссоздается на всем протяжении поэмы, то в лирических отступлениях автора, то в передоверенных им высказываниях действующих лиц: Собакевича (гл. V), Плюшкина (гл. VI), Чичикова (гл. VII), чиновников (гл. VIII). Губернское общество сильно тревожится при мысли о возможности бунта беспокойных крестьян Чичикова при их переселении в Херсонскую губернию. Поэма, как уже сказано, завершается гимном русскому народу, его могучим возможностям, его великому будущему: «Эх, тройка, птица тройка, кто тебя выдумал?» Этот гимн не возникает неожиданно. Он вырастает органически из всего предшествовавшего развития содержания произведения. Гимн русскому народу — это та положительная, гражданско-патриотическая идея, которая обусловила в «Мертвых душах» и сатирическое обличение правящего дворянства, и жизнеутверждающий ее оптимизм.

Изумительное искусство компоновки сюжета поэмы сказалось и в том, что все вводные, «периферийные» ее эпизоды, вызванные стремлением широкого воссоздания тогдашней действительности, строго подчинены воплощению определяющих идей и раскрытию основных персонажей, составляя их необходимый социальный фон. Таков, например, эпизод о молодом человеке из начальной главы. Он дан лишь некоторыми чертами своего внешнего облика, но при этом проясняется и его внутренняя сущность. В композиции «Мертвых душ» занимательность сочетается_с непрерывно увеличивающейся напряженностью развивающихся событий. Эта напряженность создаётся прежде всего Повышающейся градацией нравственного падения, духовного оскудения помещиков, посещаемых Чичиковым, и нарастающей волной лирических отступлений, принимающих все более и более гражданско-патетический характер. Кроме того, происшествия, в которые втягивается Чичиков, приобретают усиливающуюся зловещую драматичность. Комические положения главного героя постепенно сменяются остро страдательными. Развитие действия становится стремительным. Нагромождая происшествия, всколыхнувшие все губернское общество, Гоголь с изумительной силой обнажил его пустоту. Реалистическая манера и разоблачительно-негодующий пафос, так крупно сказавшиеся в общей архитектонике поэмы, еще более рельефно воплотились в композиции ее образов.

Вопрос №52. Функциональное назначение лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Действующие лица „Мертвых душ“, явно гиперболические в ведущих особенностях своих типических характеров, сохраняют впечатление жизненной полноты и морально-психологической многосторонности. Каждый из них дан в своей внутренней сущности с такой конкретностью, глубиной и ясностью, что мы уверенно можем говорить об их поступках и в тех или иных ситуациях, не описанных Гоголем.

Гоголь судит, карает смехом не ради потехи и забавы, а руководствуясь высоким гражданско-патриотическим намерением, призывая к справедливости, гуманности и душевной широте. Это и глубокий психолог, и великий моралист, страдающий и болеющий за состояние своего отечества. Исходя из своего социально-эстетического идеала, он не только изображает своих действующих лиц, но и дополняет их обрисовку оценками, суждениями и размышлениями в форме лирических отступлений. „Прореха на человечестве“ — так назван Плюшкин — наиболее нравственно опустившийся из всех помещиков. Гоголь обращается к читателям с пламенным призывом: „Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом!“

Пластическая очерченность определяющих морально-психологических свойств действующих лиц, составляющая неповторимую стилевую оригинальность „Мертвых душ“, на редкость удачно определена самим Гоголем. Он „дерзнул“ отобразить современные ему „раздробленные, повседневные характеры“, опутанные „потрясающей тиной мелочей“, смело обнажил их сокровенную сущность, не видимую людьми, возвел их силою „неумолимого резца“ в никем не досягаемый «перл» художественного сознания и выставил «на всенародные очи». Это был великий подвиг — гражданско-патриотический и поэтический. Стилевая оригинальность «Мертвых душ» отчетливо сказалась и в авторской речи. Раздвигая в сравнении с прозой Пушкина тематику «Мертвых душ», углубляя сатирическое изображение характеров провинциальных помещиков и чиновников, их социально-бытовых обстоятельств, усиливая внимание к простому народу, Гоголь, естественно, обогащал и собственную речь.

Лирические отступления в поэме весьма разнообразны по своей тематике, пафосу и настроениям. Так, описывая путешествие Чичикова, писатель обращает наше внимание на множество деталей, как нельзя лучше характеризующих быт российской губернии. Например, гостиница, в которой остановился герой, была «известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов».
«Общая зала», куда отправляется Чичиков, хорошо известна всякому проезжающему: «те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма», «та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам», «те же картины во всю стену, писанные масляными красками».
Описывая губернаторскую вечеринку, Гоголь рассуждает о двух типах чиновников: «толстых» и «тоненьких». «Тоненькие» в авторском представлении — щеголи и франты, увивающиеся возле дам. Они нередко склонны к мотовству: «у тоненького за три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард». Толстые же порой не слишком привлекательны, но зато «основательны и практичны»: они никогда «не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко...».

Часто автор сопровождает повествование общими ироническими замечаниями. Например, рассказывая о Петрушке и Селифане, Гоголь замечает, что ему неудобно занимать читателя людьми низкого класса. И далее: «Таков уж русский человек: страсть сильная зазнаться с тем, который бы хотя одним чином был его повыше, и шапочное знакомство с графом или князем для него лучше всяких тесных дружеских отношений».
В лирических отступлениях Гоголь рассуждает и о литературе, о писательском труде, о различных художественных стилях. В этих рассуждениях тоже присутствует авторская ирония, угадывается скрытая полемика писателя-реалиста с романтизмом.
Так, изображая характер Манилова, Гоголь иронически замечает, что гораздо легче изображать характеры большого размера, щедро бросая краски на полотно: «черные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов...».

В другом месте Гоголь рассуждает о двух типах писателей, имея в виду писателя-романтика и писателя-реалиста, сатирика. «Завиден прекрасный удел» первого, предпочитающего описывать характеры возвышенные, являющие «высокое достоинство человека». Но не такова судьба второго, «дерзнувшего вызвать наружу всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога». Сатирически описывает Гоголь жизненный уклад русских помещиков. Так, рассказывая о времяпрепровождении Манилова и его супруги, Гоголь как бы мимоходом замечает: «Конечно, можно бы заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов... Зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница?...Но все это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо».
В главе о Ноздреве Гоголь касается той же темы «русского общения», однако в другом, более позитивном, аспекте ее. Здесь писатель отмечает своеобразие нрава русского человека, его добродушие, отходчивость, незлобивость.
В авторских отступлениях писатель рассуждает и о российском дворянском сословии, показывает, насколько далеки эти люди от всего русского, национального: от них «не услышишь ни одного порядочного русского слова», зато французскими, немецкими, английскими «наделят в таком количестве, что и не захочешь». Высшее общество поклоняется всему иностранному, забыв свои исконные традиции, обычаи. Интерес этих людей к национальной культуре ограничивается постройкой на даче «избы в русском вкусе». В этом лирическом отступлении очевидна авторская сатира. Гоголь здесь призывает соотечественников быть патриотами своей страны, любить и уважать родной язык, обычаи и традиции.
Но основная тема лирических отступлений в поэме — это тема России и русского народа. Здесь голос автора становится взволнованным, тон — патетическим, ирония и сатира отступают на задний план.
Очень важен в лирических отступлениях образ дороги, проходящий через все произведение. Тема дороги появляется уже во второй главе, в описании поездки Чичикова в имение Манилова: «Едва только ушел назад город, как уже пошли писать по нашему обычаю чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор». В данном случае картина эта — фон, на котором происходит действие. Это типичный российский пейзаж.
В главе о Плюшкине Гоголь рассуждает о восприимчивости людей различного возраста к жизненным впечатлениям. Писатель здесь описывает свои детские и юношеские чувства, связанные с дорогой, с путешествием, когда все окружающее вызывало в нем живой интерес и любопытство. А затем Гоголь сравнивает впечатления эти со своим теперешним равнодушием, охлаждением к явлениям жизни. Авторское размышление завершается здесь грустным восклицанием: «О моя юность! о моя свежесть!»
Это размышление автора незаметно переходит в мысль о том, как с возрастом может измениться характер человека, его внутренний облик. Гоголь говорит о том, как может измениться человек в старости, до какой «ничтожности, мелочности, гадости» может он дойти. Таким образом, лирические отступления в поэме разнообразны. Это и сатирические зарисовки Гоголя, и картины российского быта, и рассуждения писателя о литературе, и иронические наблюдения над психологией русского человека, особенностями русской жизни, и патетические мысли о будущем страны, о талантливости русского народа, о широте русской души.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 795 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...