Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос №49. Драматургия Н.В.Гоголя. Особенности реализма. Новаторство писателя



Влечения Гоголя к сценическому искусству и драматургии сказались уже в диалогах «Вечеров…» и «Миргорода». В 1833 году Гоголь принялся за легкую социально-бытовую комедию «Женихи» с «невинным» сюжетом, на который «даже квартальный не мог бы обидеться». Но первоначальные редакции этой пьесы не удовлетворяли его. Ему хотелось написать социально-острую, беспощадно-сатирическую комедию, для когорой у него накопился огромный материал. Отложив комедию «Женихи», получившую к тому времени название «Женитьба», он принимается за пьесу «Ревизор», а 4 декабря 1835 года комедия «Ревизор» в ее первой редакции была завершена.

Гоголь исходил из глубочайшего убеждения, что драматургия — кафедра социального служения, великая школа нравственно-общественного воспитания. Это, по его мнению, требовало обращения к отечественной тематике, сознательной тенденциозности, значительных социальных конфликтов, раскрывающих пороки не отдельных лиц, а всей правящей корпорации. При засилье в 30-е годы охранительной драматургии, водевильной и мелодраматической, «Ревизор» необычен прежде всего общественной остротой своей проблематики. Тема «Ревизора»—социальная сущность, нравы и быт политически и экономически господствовавшего в 30-е годы XIX века дворянства, показанного в условиях уездного города. Главное внимание в пьесе сосредоточивается на правящей бюрократии в лице уездной власти, начиная с городничего и кончая квартальным. Уездная бюрократия обрисована в служебной практике, в отношениях к населению, в присущих ей нравах, в служебной и домашней повседневности. Попутно и в значительной мере в качестве жизненного фона в пьесе показываются помещики (Добчинский и Бобчинский), купцы (Абдулин) и мещане (слесарша Пошлепкина).

В пьесе «Ревизор» изображается социальный облик уездного города. Кроме того, изображая уездный город, Гоголь на протяжении всей пьесы подчеркивает его органическую связь со столицей, с Петербургом — руководящим центром государства. Тема Петербурга звучит в образе Хлестакова и в многочисленных упоминаниях. Гоголь воссоздал в комедии поистине всю феодально-крепостническую Россию в ее типичнейших проявлениях, в ее наиболее полном городском выражении. Идейный смысл комедии, намеченный уже в эпиграфе, наиболее отчетливо раскрывается в образах чиновничества. В современных Гоголю охранительных комедиях отрицательным персонажам противопоставлялись положительные герои, утверждавшие тогда господствующую власть. Среди чиновничества, составляющего основную группу персонажей «Ревизора», нет ни одного сколько-нибудь положительного. При этом в пьесе речь идет не об отдельных недостатках единичных представителей чиновничества и даже не об отдельных морально ущербных чиновниках. Гоголь изображает их порочными в целом. Это дремуче невежественные самоуправцы, чуждые народу. Гоголь, характеризуя чиновно-бюрократическое сословие, не прошел мимо его деспотичности, непреодолимой склонности к военному ранжиру, к неукоснительно-автоматической субординации, приводившей к такой чиномании, которая убивала в людях все человеческое. Гоголь отказался ввести в свою комедию положительного персонифицированного героя. В изображаемом им бюрократическом омуте такого и не было. Единственное честное и благородное лицо, действующее на всем протяжении комедии, — авторский смех. Это было тогда смелым новаторством. Гоголь не сомневался, что яркостью изображения «собранных преступлений и пороков уже рисуется сама собою противоположность в голове каждого» читателя и зрителя.

Своеобразное мастерство Гоголя ярко сказывается в индивидуализации персонажей комедии. Но индивидуальные признаки не главные в характеристике действующих лиц комедии. Ведущими их чертами являются социально-типические: деспотизм в отношениях с подчиненными и подхалимство к вышестоящим, взяточничество, казнокрадство, карьеризм.

Если индивидуальные признаки намечены в «Ревизоре» более или менее эскизно, то социально типические даны подчеркнуто. В комедии обращается внимание на то, что взяточничество, казнокрадство, злоупотребление властью среди чиновников повальные и открытые. Жизненная достоверность персонажей комедии, строгая мотивированность любых их поступков подкрепляется разговорно-бытовой речью, соответствующей их характерам. Сатирически обличая, Гоголь в той или иной степени гиперболизирует чувства, поступки и речь персонажей своей комедии, но при этом лишь для более яркого, правдивого обнажения их социальной сущности.

Заостряя социально-типические свойства персонажей комедии, драматург создает целую группу нарицательных образов общечеловеческого значения, но самый яркий из них — Хлестаков. Композиция сюжета «Ревизора» — вершинное искусство и по максимальной ее подчиненности идейному смыслу комедии, и по драматической напряженности, и по сценичности. Основные конфликты «Ревизора» — внешний и внутренний: внешний — противоречие между уездным чиновничеством и мнимым ревизором, а внутренний — между самодержавно-бюрократической властью и широкими слоями населения, народом.

Комедия, действие которой происходит в 1831 году, начинается прямо с завязки, но не с традиционно-любовной, господствовавшей в отечественной и западноевропейской (Мольер) комедиях, а с общественной. Защищая новые принципы драматургии, Гоголь устами второго любителя искусства из «Театрального разъезда» провозгласил: «Не более ли имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь… Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, — коснуться того, что волнует, более или менее, всех действующих». Комедия, начатая чтением письма, завершается тем же. Гоголь использует прием композиционного кольца. Развитие действия подошло к прославленной сцене, в которой юмор, ирония и беспощадный сарказм создают апофеоз драматизма. Городничий и его сподвижники как бы «поджариваются» на огне опаляющего их смеха. Они ошеломлены, поражены, уничтожены. А между тем драматическое напряжение комедии, не останавливаясь, идет вверх и вступает в стадию трагической кульминации. Последний акт, в котором максимально обнажены оголтело-самодержавный деспотизм, карьеризм, взяточничество и казнокрадство городничего (сцена с купцами), а также сделан прозрачный намек и на протекционистский произвол в чинопроизводстве (размышление городничего о генеральстве), еще раз подчеркивает широко обобщающий социально-политический смысл бессмертной комедии. Комедия «Ревизор», подняв отечественную драматургию на более высокую ступень, вошла в ряд самых выдающихся пьес мировой комедиографии.

Гоголь продолжал в эти годы работать и над другими, ранее задуманными пьесами. Сохранившиеся отрывки из комедии «Владимир 3-й степени» были переделаны в самостоятельные драматические сцены: «Утро делового человека» — о паразитизме и карьеризме бюрократии; «Тяжба» — о взяточничестве, зависти и взаимном подсиживании чиновничества; «Лакейская» — о разлагающем влиянии служилого дворянства на прислугу; «Отрывок» — о пустоте нравов светских гостиных.

Перерабатывая комедию «Женихи», Гоголь в 1841 году окончательно превратил ее в сатирическую социально-бытовую комедию чиновничье-купеческих характеров и нравов, выдвинув в них на первый план власть денежных расчетов.

В 1842 году Гоголь завершил давно им начатую пьесу «Игроки», блестяще объединившую лучшие традиции комедии интриги и положений. В этой пьесе, стремительной по своему развитию, представляющей фейерверк сценических эффектов, отчетливо звучит социальная тема — моральное разложение, праздность, картежничество дворянства, поставляющего хищников зеленого поля, шулеров.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1345 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...