Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

XV Жанровая классификация у теоретиков романтизма (соотношение субъективного и объективного; сопряжение формы и содержания)



В конце XVIII - начале XIX века в европейской теории (братья Шлегели, Шеллинг, Гегель) утвердилась иная схема классификации литературы, включающая три члена - эпос, лирику и драму. Эти три члена входят не в две оппозиции, а в одну тройственную оппозицию, сменяя друг друга в процессе диалектического развития; кроме того, критерий различения носит не чистый, а смешанный или синтетический характер - три рода литературы различаются как формой, так и темой ("содержанием"), которые взаимно определяют друг друга. Эпос, лирика и драма для немецких теоретиков искусства - три разных соотношения субъективного и объективного начал в искусстве. Впрочем, эти соотношения оказывались разными у разных авторов, что говорило о неустойчивости и произвольности самой классификации. Зато появилась теоретическая возможность построить классификацию литературных жанров не в виде таблицы, а в виде графа, древовидной схемы, где низшие члены соподчинены высшим членам, представляют собой их видовую конкретизацию.

В. Прозоров называет эпос, лирику и драму «ключевыми универсальными гиперкатегориями» и утверждает, что «классическая теория поэтических родов, которой часто предрекали удел быть «поздним пережитком эстетического догматизма», дышит. Мало того, в наше время,.. эта теория действует решительно и безукоризненно»-'.

Эту точку зрения автор разделяет, поддерживает и считает, что в целом развитие литературоведения, изучение целого ряда литературоведческих вопросов во многом зависит, будет зависеть от решения, качества разработки обозначенной проблемы. Отметим, что полноценный анализ того или другого литературного рода может быть выполнен только тогда, когда он рассматривается не как единичное, т.е. изолированное от других родов явление («вещь в себе»), а как такое художественное явление, природа которого «просвечивается» через призму соотношения с другими литературными родами.

Исследование темы открывает возможности для более обоснованной и глубокой критики разного рода упрощенных воззрений на литературу, на такие вопросы, как форма и содержание в литературе, словесный образ, художественный метод и стиль и др.

Вместе с тем дальнейшее изучение литературных родов значимо не только для литературоведческой науки (теории литературы), но и для смежных с ней наук (искусствознание, эстетика, культурология, психология, этика и др.)-

В свою очередь развитие теории литературы и связанных с пей других научных дисциплин существенно лля решения практических задач, прежде всего в области художественно-эстетического воспитания и формирования человека, мировоззрения, мироощущения, культуры чувств и интеллекта, т.е. той духовной основы бытия человека, без которой невозможно полноценное существование и развитие человеческого рода.

Эпос ( от греч. epos — слово, повествование, рассказ) — род литературы, для которого характерно изображение действительности в объективно повествовательной форме. Как правило, время изображаемого действия и время повествования о нем не совпадают — это одно из наиболее важных отличий от других родов литературы.Способы изложения — повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления. Авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. отличается спокойно-созерцательным, отстранённым отношением к изображаемому.Эпический текст похож на некий сплав повествовательной речи и высказываний персонажей. У него неограниченный объём (от короткого рассказа до многотомных циклов (например, "Человеческая комедия" Оноре де Бальзака объединяет 98 романов и новелл) — это позволяет «вобрать» в себя такое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам литературы, ни какому-нибудь иному виду искусства.У эпоса, по сравнению с другими родами литературы, самый богатый арсенал художественных средств, что позволяет с наибольшей глубиной раскрыть внутренний мир человека, показать его в развитии.Особую роль в эпических произведениях играет автор-повествователь или рассказчик. Его речь (содержание и стиль) является единственным, но очень эффективным средством создания образа этого персонажа. Несмотря на то, что иногда повествователь идеологически близок писателю, их нельзя отождествлять (например, повествователь в произведении И.С. Шмелёва «Лето Господне» и сам автор не одно и то же лицо).

Драма (др.-гр. drama — действие) — род литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем.Драматические произведения предназначены для постановки на сцене, этим определяются специфические черты драмы:

1) отсутствие повествовательно-описательного изображения;2) «вспомогательность» авторской речи (ремарки);3) основной текст драматического произведения представлен в виде реплик героев (монолог и диалог); 4) драма как род литературы не имеет такого многообразия художественно-изобразительных средств, как эпос: речь и поступок — основные средства создания образа героя; 5) объём текста и времени действия ограничен сценическими рамками;6) требованиями сценического искусства продиктована и такая особенность драмы, как некое преувеличение (гиперболизация): «преувеличение событий, преувеличение чувств и преувеличение выражений» (Л.Н. Толстой) — иначе говоря, театральная эффектность, повышенная экспрессивность; зритель пьесы ощущает условность происходящего, о чём очень хорошо сказал А.С. Пушкин: «самая сущность драматического искусства исключает правдоподобие… читая поэму, роман, мы часто можем забыться и полагать, что описываемое происшествие не есть вымысел, но истина. В оде, в элегии можем думать, что поэт изображал свои настоящие чувствования, в настоящих обстоятельствах. Но где правдоподобие в здании, разделенном на две части, из коих одна наполнена зрителями, которые условились etc».

Лирика (др.-гр. lyra — музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) — род литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: единичные состояния человеческого сознания, мысли, чувства, впечатления автора. В лирике создается образ-переживание, если в ней иногда и присутствует событийный ряд, то он очерчен весьма скупо. Важнейшим свойством лирики является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее: «Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей» (Л.Я. Гинзбург ). Лирика является способом художественного осмысления событий не только внутреннего мира человека, но и внешнего: быта и природы, истории и современности, планетарной жизни, вселенной, мироздания. Характерные особенности лирических произведений: стихотворная форма, ритм, отсутствие сюжета, небольшой размер («как можно короче и как можно полнее»), повышенная экспрессивность, наличие лирического героя, от лица которого и выражается переживание (следует иметь в виду, что автора нельзя отождествлять с лирическим героем).Роды литературы не разделены непреодолимой стеной. Наряду с произведениями, полностью принадлежащими к одному из литературных родов (эпос, лирика и драма), существуют и те, что соединяют в себе свойства каких-либо двух родовых форм, в связи с чем принято выделять и «четвёртый» род литературы — лиро-эпику, включающую в себя лиро-эпические поэмы, баллады, лирическую прозу, роман в стихах. Сложности, возникающие при разработке этой системы, очевидны на низшем ее "этаже". Если родовое деление литературы, при всей своей абстрактности, сохраняет логическую стройность, то на уровне видов (жанров) наблюдается множество смешанных форм, а также чисто формальных категорий (особенно стихотворных форм в лирике, вроде сонета), с которыми невозможно связать определенного содержания. Итак, логика данной классификации - довольно иллюзорная. Она приходит в противоречие с творческой свободой писателей, каждому из которых не возбраняется изобрести новый жанр для того или иного нового произведения (что они часто и делают): роман в стихах, трагикомедия и т.д.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 572 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...