Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

XIII Специфика художественного пространства. Худ. пространство как модель мира данного автора



Художественное пространство – это одна из важней-

ших категорий философского и эстетического мыш-

ления, оно обладает художественно-изобразительной

самостоятельностью и ценностью. Являясь существен-

ной характеристикой поэтического мира произведения,

художественное пространство придает ему внутреннее

единство и завершенность и, в конечном счете, наделяет

его характером эстетического явления. В современной

Литературной энциклопедии терминов и понятий ху-

дожественное пространство и время расцениваются как

важнейшие характеристики образа художественного,

обеспечивающие целостное восприятие художествен-

ной действительности и организующие композицию

произведения. Художественный образ своим содер-

жанием воспроизводит пространственно-временную

картину мира, притом в ее символико-идеологическом,

ценностном аспекте.

Традиционно в центре

хронотопа русской классической литературы находится

дворянская усадьба с ее обитателями, …, рядом – дерев-

ня, мужицкий мир, чуть дальше – провинциальный

город на периферии – Петербург, самый отвлеченный

и умышленный город в мире …, и матушка Москва,

все более усваивающая эту отвлеченность столицы.

Иная структура чеховского хронотопа: В центре оказы-

вается как раз большой город, его ритм, его мироощу-

щение, его образ жизни. По законам этого центра все

больше живет и периферия.

Детальным рассмотрением художественного про-

странства в произведениях А.П. Чехова занимается

М.О. Горячева. Исследователь считает, что

художественное пространство концептуально, отра-

жает ведущие идеи творчества писателей, систему его

ценностей. В работе убедительно доказывается, что

категория пространства относится к доминантным ха-

рактеристикам чеховского художественного мира. Рас-

сматривая способы приобщения читателя к простран-

ству действия и анализируя особенности введения про-

странственных координат, исследователь прослежива-

ет эволюцию роли и места пространственных описаний

в эпических произведениях Чехова: В ранний период

чеховского творчества в небольшом рассказе, сценке

пространственные реалии лишь обозначаются или да-

ется их минимальная характеристика… Подробное опи-

сание пространственной обстановки встречается редко,

… когда это обусловлено особыми художественными

задачами. В зрелых произведениях Чехова, по утверж-

дению М.О. Горячевой, образы пространства становятся

первостепенными элементами повествования. Для них

характерна динамичность, они включены в само пове-

ствование, … почти всегда содержат субъективные оцен-

ки героя или повествователя. Однако сама простран-

ственная структура, сложившаяся ранее, остается преж-

ней. География произведений меняется, расширяется,

но отсутствуют новизна и элемент экзотики: Описания

носят будничный характер, изображается обычный для

Чехова герой, который, попав в новые места, не вовлека-

ется в цепь каких-то особых событий, а продолжает …

нести груз своих привычек, обязанностей, отношений.

Исследователь выявляет пространственные оппозиции,

моделирующие непространственные отношения: сто-

лица – провинция, дом – мир, родина – чужбина,

Россия – Европа, небо – земля

.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 889 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...