Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Правовое воздействие, его социальные и юридиче-последствия, пределы и эффективность практически связаны или обусловлены содержанием методов правового воздействия, их сочетанием и оптимальным выбором с учетом объекта воздействия и конкретной ситуации, обстановки действия права. Метод опосредует характер и формы правового воздействия, его механизм |и результаты. Поэтому важной научно-практической задачей общей теории права является создание системы методов правового воздействия на личность, разработка содержания категории метода, его видовых характери-стик, оснований классификации методов, определения их соотношения в практике правового воздействия и пер-йхпектив их развития и функционирования в развитом социалистическом обществе.
Проблема метода имеет обширную литературу по теории управления социально-экономическими процессами социализма, малыми и большими общностями людей. Правовое воздействие на личность — управленческое воздействие и потому разработка проблемы метода в теории управления может быть использована при решении вопросов воздействия права на личность. Несмотря на значительный интерес к проблеме метода управления людьми, в науке отсутствует единство-представлений о содержании этой категории, о системе методов, основаниях их разграничения, месте и рол.» метода в соотношении с другими элементами управлен-ческого процесса. Философы, например, определяют методы как «средства и способы сознательного воздействия» на социальные процессы (М. И. Мишин), экономисты —как «способ осуществления функций» (А. С. Петров), юристы — как способ «решения стоящих задач» (Н. Г. Александров), прием «практического
выполнения» этих задач (Ю. М. Козлов), средство подчинения воли «субъектов воле господствующего класса» (С. Н. Братусь), способы воздействия на управляемые объекты (Н. Г. Салищева, Н. Т. Савенков). Высказывается мнение о расширении «аспектности» метода управления, включая в него «подход, способ, действие, процесс, операцию, прием, процедуру, правило, систему, технику» (Р. А. Сафаров). Некоторые авторы рассматривают в качестве методов политику, право, мораль (М. П. Лебедев), правовые запреты и дозволения (О. С. Иоффе) '. Еще более многозначной выглядит система методов управления. Наряду с наиболее распространенной, в определенном смысле традиционной системой, включающей экономические и административные методы, методы убеждения и принуждения, в последние годы предлагается выделять методы организационный, воспитательный, директивный, методы планирования и координации, контроля и проверки исполнения, прогностический, методы обязательных предписаний (велений), рекомендаций (советов), разрешения, согласования, взаимной ответственности, распоряжения ресурсами, регулирования отношений, борьбы с правонарушениями, руководства и регулирования, организации, обращения и др. При этом допускается смешение методов с задачами управления (организация) или научной основой их моделирования (прогноз), отраслями (контроль), функциями (регулирование, координация), принципами (планирование),
1 М и ш и н М. И. В. И. Ленин и проблема методов социалистического управления.— «Ученые записки кафедр общественных наук вузов Ленинграда». Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1969, вып. 3, с. 73; Петров А. С. Экономические основы управления производством. М., «Мысль», 1966, с. 97; Александров Н. Г. Правовые и производственные отношения.— «Вопросы философии», 1957, № 1, с. 57; Козлов Ю. М. Методы управления народным хозяйством СССР.— «Советское государство и право», 1968, № 4, с. 68; Братусь С. Н. О роли советского права в развитии производственных отношений. М., «Знание», 1954, с. 12; Научные основы государственного управления в СССР. Под ред. А. Е. Лунева и др. М., «Наука», 1968, с. 324; Сафаров Р. А. Прогностический метод государственного управления.— «Советское государство и право», 1971, № 8, с. 75; Лебедев М. П. Государственные решения в системе управления социалистическим обществом.— «Советское государство и право», 1972, № 1, с. 85; Иоффе О. С. Юридические нормы и человеческие поступки.— «В кн.: Актуальные вопросы советского гражданского права. М., «Юридическая литература», 1964, с. 16, 18.
формами (обязательные предписания), средствами (ре-комендации, разрешение) управления или средствами
обеспечения эффективности управленческого воздействия (ответственность).
Теоретический анализ содержания управления, в от-ношении которого метод выступает в качестве (внешней) формы, приводит к выводу, что метод управления — это способ направленного воздействия на объект управления с целью организации, оптимального функционирования и развития общества (частей общественного организма). Только в этом смысле можно говорить о методе социаль-ного управления в отличие от метода осуществления отдельных управленческих функций, например, метода разделения управленческого труда при определении структуры и структурных связей (полномочий, обязанно-стей) субъекта управления, методов сбора, обработки, истематизации информации для выработки управлен-ческого решения или методов подготовки и принятия решения (процессуально-процедурный порядок), методов организации материально-технического снабжения (например, балансовый метод определения пропорций между производством и использованием материальных ресурсов) и др.
В системе правового воздействия метод по существу не отличается от метода управления и занимает такую ж е ролевую позицию (внешней формы) в отношении содержания воздействия. Метод правового воздействия нa личность — это способ направленного воздействия, способ передачи личности содержащейся в праве соци-альной программы, рассчитанной на творческое восприятие и переработку в сознании человека.
2. Правовое воздействие осуществляется методами убеждения и принуждения. В теории государственно-правового управления эти методы признаются «универ-'сальными методами политической и общественной влас-гти» (А. М. Витченко), «наиболее общими методами социалистического управления» (Ю. М. Козлов), «всеобщи-Гми и универсальными» (Н. М. Конин)'. Действительно,
1 Витченко А. М. Метод правового регулирования социалис-тнческих общественных отношений, с. 77; Козлов Ю. М. Методы управления народным хозяйством СССР, с. 70; Конин Н. М. Методы государственного хозяйственного управления.— «Правоведение;», 0975, №5, с. 30—31.
М. Ф. Орэих
эти» методы наиболее универсальны, имеют не только государственно-правовое, но и обшесоциологическое значение, дают возможность исследования метода воздействия не только в соотносимости с его содержанием, как формы содержания, но в качестве относительно самостоятельной категории (имеющей «собственное» содержание, форму и т. д.). Так, разграничение экономических и административных методов возможно только как внутренняя дифференциация каждого из «общих» методов, в отношении которых экономическое и административное воздействие — форма их проявления. Подчинение сознания и воли личности уполномоченному «администратору», руководителю (административное воздействие) и управление деятельностью людей через механизм товарно-стоимостных отношений, материальных стимулов (экономическое воздействие) может осуществляться как методом убеждения, так и принуждения. Организация, координация, инструктирование, проверка исполнения, характерные для административного воздействия, предполагают возможность применения обоих методов. Экономическое воздействие также не ограничено методом убеждения.
Необходимо четко отличать методы воздействия от тех средств, которые используются в процессе осуществления методов. В связи с этим критического отношения заслуживают представления об убеждении и принуждении как средствах воздействия, а также включение средств воздействия в содержание метода'. Нельзя также согласиться с Н. В. Черноголовкиным, считающим, что убеждению и принуждению «присущи принципиально разные средства государственного воздействия на поведение людей», принуждение применяется с помощью «насильственных средств»2.
1 См.: Самощенко И. С. Содержание убеждения и принуждения в социалистическом государстве.— «Советское государство и право», 1967, №2, с. 13; Васильев Ю. С. Взаимодействие права и морали.— «Советское государство и право», 1966, №11, с. 12; Zamkowski W. Podstawowe znaczenia terminu «wladza panst-wowa».—«Panstwo i prawo», 1966, № 12; Александров Н. Г. О роли права в осуществлении экономических методов руководства промышленностью.—«Советское государство и право», 1967, № 6, с. 67.
3 Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства. М., «Юридическая литература», 1970, с. 192—193.
Требование четкого разграничения методов практи-еокого осуществления воздействия на личность и средств, которые применяются для осуществления этого воздействия, вытекает из ленинского положения о необ-ходимости разнообразить средства убеждения и при-нуждения в зависимости от конкретной исторической обстановки и объектов воздействия '. Поэтому более убедительным является мнение Е. Старосьцяка о мето-дах как политике применения средств, находящихся в распоряжении субъекта воздействия (административных органов) 2. Следовательно, убеждение и принуждение в качестве самостоятельных категорий имеют определенные формы проявления и средства осуществления. Одно-временно это — содержательные, отличающиеся друг от друга методы воздействия на личность. Необходимость их сочетания в практике применения не стирает их качественного различия. Поэтому предпосылкой решения проблемы сочетания методов воздействия является их четкое разграничение. Вот почему нельзя принять моде-ли «убеждающего принуждения», или «принудительного убеждения», которые фактически порождены рассуждениями об убеждении принуждением, «добровольном» исполнении норм социалистического общества под угрозой принуждения, убеждении под страхом принуждения, о принуждении как способе убеждения, принуждении, имеющем смысл «убеждающего воздействия» 3.
Социалистическое общество изменяет социальную сущность методов воздействия, обеспечивает прогрессивный характер убеждения и принуждения, сохраняя их
1 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 203; т. 38, с. 200;
т. 42, с. 139—140, 294.
2 См.: Старосьцяк Е. Правовые формы административной
деятельности. М., Госюриздат, 1959, с. 12.
3 См.: Миронов Н. О сочетании убеждения и принуждения
в борьбе с антиобщественными явлениями,—«Коммунист», 1961,
№ 3, с. 70; Чхиквадзе В. М. Государство, демократия, закон
ность. М., «Юридическая литература», 1967, с. 402; Орлов В. Н.,
Экимов А. И. Цель в норме советского права.—«Правоведение»,
1968, № 5, с. 25; Ч е ч и н а Н. А. Воспитательная функция советского
гражданского процессуального права. Л., Изд-во Ленингр. ун-та,
1972, с. 9; Общая теория государства и права. Отв. ред. Кери
мов Д. А., Петров В. С., т. 1. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1968, с. 202;
Диалектика строительства коммунизма. Гл. ред. Штракс Г. М М.,
«Мысль», 1968, с. 227. Ср. Козюбра М. 1. Переконання i примус
в радянському праві. К., «Наукова думка», 1970, с. 52—58,
принципиальное различие, определяющееся по механизму воздействия, который является основанием классификации методов. По этому основанию возможно не только разграничить методы воздействия, но и определить содержание, условия их эффективности, перспективу соотношения.
3. Убеждение осуществляется только как психическое воздействие, в процессе которого личность добровольно склоняется к общественному мнению (мнению субъекта правового воздействия), сознательно присваивает это мнение как личностную ценность, с пониманием относится к этому мнению и к необходимому в связи с этим поведению. Здесь, следовательно, речь идет не о согласовании воли личности с волей субъекта воздействия и не о создании устойчивого «внутреннего» сознания ', ибо, во-первых, это не характеризует содержание, механизм осуществления методов воздействия, во-вторых, связано не только с убеждением, но и с принуждением, в-третьих, является результатом воздействия, который следует рассматривать как убежденность личности, субъективное ее отношение к своим мыслям и поступкам, идейно-психологическую основу для развития личностных качеств.
Принуждение, в отличие от убеждения, возможно не только как психическое, но и физическое воздействие. Психическое принуждение — это метод воздействия, в процессе которого личность воспринимает общественное мнение (мнение субъекта правового воздействия), но это восприятие (не присвоение) связано с подавлением воли личности. Одновременно принуждение воздействует на ее сознание с целью добиться понимания заданной социальной программы и необходимости выбора общественно-полезного варианта поведения. Но в этих условиях отсутствует убежденность личности в правильности, в
1 См.: Королев А. И., М у ш к и н А. Е. Государство и власть.— «Правоведение», 1963, № 2, с. 20; Базы лев Б. Т. К вопросу о понятии и видах принуждения.— «Доклады итоговой научной конференции юридического факультета Томского университета». Томск. 1965, с. 11; Сафаров Р. А. Общественное мнение и общенародное право.— «Советское государство и право», 1964, № 4, с. 89. Ср. Бернштейн Д. И. Понятие ответственности за нарушение социалистических правовых норм и вина как непременное условие ответственности. Автореф. на соиск. учен, степени канд. юр. наук. Ташкент, 1964, с. 7.
социальной справедливости и юридической целесообразности общественного мнения и соответствующего поведения. Личность в этом случае сознательно «насилует» свою волю, заставляет себя действовать определенным образом под воздействием принуждения. Этим же при-нуждение отличается от внушения — воздействия, рассчитанного на некритическое восприятие личностью социальных образцов, готовых моделей поведения, которое характерно для обычаев, нравов, традиций, но не для права. Кроме того, в отличие от убеждения, принуждение, применяемое в процессе правового воздействия, основано на организованной силе государства, на наличии у него «вещественных» орудий власти, осуществляется только управомоченными государственными органами.
Физическое принуждение отличается от психического прежде всего по непосредственному объекту воздействия. Оно направлено непосредственно не на сознание, а на физическое бытие личности и его проявления (неприкосновенность, свобода деятельности и т. п.). Сложность теоретического анализа этой формы принуждения заключается в определении значения и соотношении физического и психического принуждения, его социальных последствий. Социально-правовой смысл физического принуждения обусловлен тем, что оно ведет к определенным ограничениям свободы проявления личности, к физическим страданиям человека. Карательная сторона здесь отличается особой остротой. В этом отношении характерным является уголовно-правовое воздействие. Наказание обычно связано с физическими страданиями, это одно из фактических последствий применения наказания. Однако физические страдания ни в теории, ни в практике правотворчества и правоприменения социалистических государств никогда не были целью наказания. В первом правовом акте, обобщившем опыт борьбы Советского государства с преступностью и сформулировавшем на базе марксистско-ленинской теории основные положения социалистического уголовного права, указывалось, что «наказания должны разнообразиться» с целью «наибольшего сокращения личных страданий преступника», наказание должно быть «совершенно лишено признаков мучительства и не должно причинять преступнику бесполезных и лишних
страданий». Современное законодательство и практика социалистических стран полностью восприняли эти принципиальные положения (см., например, ст. 20 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, ст. 1 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик).
Но в практической деятельности правоохранительных органов еще встречается отношение к физическому принуждению как панацеи от всех возможных правонарушений (незаконное задержание и арест, необоснованное назначение наказания, связанного с лишением свободы, нецелесообразное применение дисциплинарных изоляторов в ИТУ и т. п.). Причем не учитывается, во-первых, то, что эта форма принуждения прерывает (например, в случае изоляции правонарушителя) не только отрицательные, но и положительные социальные связи, или то, что человек воспринимает ее как стремление общества силой заставить его вести себя определенным образом. Во-вторых, вынужденное поведение, как правило, не восполняет допущенный личностью «пробел» в правопорядке, а обеспечивает, как верно замечает В. В. Лазарев, лишь совершение действий, эквивалентных предписываемым '. Наконец, далеко не всегда физическое принуждение более эффективно (для достижения целей права), чем психическое 2.
С другой стороны, не следует искусственно расширять границы физического бытия личности, включая в это понятие имущественное (материальное) положение человека. Для антагонистических формаций такая постановка вопроса допустима в связи с тем, что социальная ценность личности, ее социально-правовое положение в значительной степени определяется ее имущественным состоянием. Однако и здесь вряд ли можно принять предложенное в литературе выделение, наряду с физическим (абсолютным) принуждением, имущественного принуждения 3. Принуждение не направлено на имуще-
1 См.: Лазарев В. В. Применение советского права, с. 13.
2 ZiembinskiZ. Prohlemy logiczne definiowania prawa.—«Ruch
prawniczy, ekonomiczny i sociologiczny», Lesz, 2, 1961, s. 80—81.
8 См.: Базылев Б. Т. Социальное назначение государственного принуждения в советском обществе, с. 33; Геновски М., Димитров Д. Основи на държавата и правого на HP Бългаоия, Част първа. София, 1964, с. 69.
ство. Это метод воздействия на личность, ее поведение, интересы, в том числе имущественные. Тем более нет оснований для подобной постановки вопроса в социалистическом обществе, где положение человека определяют «общественно полезный труд и его результаты...» (ст. 14 Конституции СССР). Кроме того, принудительное изменение имущественного положения гражданина обычно не связано непосредственно с физическим принуждением, которое выступает в качестве внешнего условия, потенциальной возможности.
4. В социалистическом обществе метод убеждения,
является главным методом правового воздействия. Это
не означает, что во всякой обстановке, вне. зависимости
от объектов и субъектов воздействия исключается или
отодвигается на второй план метод принуждения.
Абсолютизация социального значения метода убеждения в процессе правового воздействия, которая встречается в литературе и в практике деятельности государственных организаций, не соответствует основополагающей ленинской идее о сочетании убеждения и принуждения в социалистическом обществе. В. И. Ленин, подчеркивая значение убеждения, ориентируя на необходимость «сначала убедить, а потом принудить», «позаботиться о том, чтобы аппарат принуждения, оживленный, укрепленный, был базирован и развернут для нового размаха убеждения», одновременно указывал на то, что при определенных обстоятельствах принуждение выдвигается на передний план. Сопротивление имущих-классов, писал В. И. Ленин, должно быть подавлено при помощи принудительных средств — «другие средства не изобретены», этим же арсеналом средств необходимо пользоваться в борьбе за очистку «земли российской от всяких вредных насекомых» — богачей, жуликов, хулиганов, воров, спекулянтов, а также тунеядствующих элементов из среды рабочих. Принуждение, учил В. И. Ленин, также необходимо для обеспечения организованности, строжайшего проведения дисциплины и самодисциплины трудящихся. «Нам нужно государство, нам нужно принуждение» '. Эти ленинские мысли имеют не только
'См.: Ленин В. И. Полн, собр соч., т. 36, с. 171—173; т. 43,
с. 54; т. 42, с. 146—147; т. 36, с. 163; т. 38, с. 43; т. 44, с. 204; т. 35,
с. 136; 203—204; т. 36, с. 195; т. 27, с. 236; т. 29, с. 142; т. 36, с. 163.
конкретно-историческое значение применительно к переходному периоду oт капитализма к социализму или этапу развитого социализма', но и общий социально-психологический смысл.
Во-первых, принуждение — одна из возможных детерминант поведения человека2. Принуждение можно рассматривать и как стимул к правомерному поведению. Поэтому нельзя принять мнение О. Э. Лейста о том, что угроза наказания не может быть стимулом к правомерному поведению3. Действенность, эффективность воздействующих факторов, их стимулирующее значение зависит не от их характера (поощрительного, представительного, принудительно-обязывающего), а прежде всего от качеств объекта воздействия — личности. Этически это обосновано тем, что отказ от принуждения в отношении лиц, ставящих свой эгоистический интерес выше интересов общества, означал бы социально-нравственную несправедливость, капитуляцию добра перед злом4. Психологически это объясняется тем, что «эффект воздействия одного явления на другое опосредствуется природой последнего»5. Социально это связано с филогенезом личности. «...Самый факт происхождения человека из животного царства,— писал Ф. Энгельс,— обусловливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о том, имеются ли эти свойства в большей или меньшей степени, речь может идти только о различной степени животности или человечности» 6. Исходя из этого и рассматривая личность не только как общественный, но и природно-обществен-
1 См.: Материалы XXV съезда КПСС, с. 78, 85.
2 См.: О р з i х М. П. До методологіі дослідження правової пове-
дшки особи в соціалістичному сусшльстві (про роль примусу i авто
ритету в детермінаціі поведінки особи).— В сб.: Проблеми право-
знавства. К., «Вища школа», Вид-во при Київ. ун-ті, 1974, вип. 27.
3 См.: Л е й с т О. Э. Санкции в советском праве, с. 43 См. так
же: Каринский С. С. Материальные и моральные стимулы к по
вышению производительности труда. М., «Юридическая литература»,
1966, с. 13—16; Абрамова А. А. Дисциплина труда в СССР. М.,
«Юридическая литература», 1970, с. 102—105.
См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 200—201; т. 37, с. 480; т. 39, с. 156; т. 41, с. 383—385.
Рубинштейн Л. С. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления, с. 315.
6 Маркс К. и ЭнгельсФ. Соч., т. 20, с. 102.
ный феномен, проявляющий различную «степень человечности», следует определять социальную и личностную эффективность метода воздействия. Практически трудности здесь заключаются не только в определении социальных характеристик объекта воздействия, но и в «угадывании» генотипических исходных данных индивида и в умении приспособить к этой данности методы воздействия на нее» '.Преобладание естественных инстинктов, порочных привычек, эмоций над иными мотивами поведения свидетельствует о низком уровне сознания, о неподготовленности личности к восприятию убеждения. Принуждение и убеждение действуют на разных уровнях сознания. Нельзя также игнорировать общественный и индивидуальный социально-психологический эффект принуждения личности, поведение которой противоречит социалистическому образу жизни. Этот эффект не ограничен воспитанием людей в духе необходимости и неотвратимости возмездия за антиобщественное поведение, но связан с удовлетворением глубоко человеческого чувства воздаяния за зло. Речь, следовательно, идет не о «жесткости» или «мягкости» отношения к человеку, а о реальном социальном эффекте при комбинировании, сочетании методов воздействия на личность. Это подтверждается социологическими исследованиями, общественным мнением о сравнительной действенности убеждения и принуждения 2.
Во-вторых, место и роль принуждения детерминированы историческими условиями и конкретными обстоятельствами его применения. Это относится не только к истории развития антагонистических обществ, в которых внеличностная дифференциация положения людей, принудительная их связь с орудиями производства обуславливает доминирование (внеэкономического и экономического) принуждения. Историческое развитие коммуни-
1 Каган М. С. Человеческая деятельность. М., Политиздат
1974. с. 255.
2 См.: Макаров А. С., Смольков В. Г. Опыт конкретного
социологического анализа массовых форм идеологической работы.—
В сб.: Проблемы научного коммунизма М., «Мысль», 1968, вып. 2,
с. 136; Петров И. Г. О некоторых направлениях исследования
идеологической деятельности и формирования личности, там же,
с. 50; П о п о в Л. Л., Ш е р г и н А. П. Исследование эффективности
административно-правовых санкций за нарушения общественного
порядка.— «Советское государство и право», 1974, №~8, с. 23—24.
121
стической формации также детерминирует характер соотношения, взаимодействия убеждения и принуждения. Закономерное расширение социалистического воспроизводства, совершенствование общественных отношений ведет к удовлетворению потребностей личности, к большей независимости сознательной деятельности людей от этих потребностей '. На этой основе происходит формирование всесторонне развитой личности, поведение которой определяется прежде всего сознательностью, убежденностью. Причем следует учитывать, что степень «жесткости» наказания в восприятии людей далеко не всегда совпадает с действующей «шкалой», установленной законом2. Немаловажное значение имеет характер деятельности человека. Лучшие условия для достижения целей принуждения дает наиболее простой физический труд, лишенный элементов творчества. Напротив, умственный труд, требующий широкой вариабельности решений, творческой деятельности, дает весьма низкий коэффициент полезного действия принудительных средств при весьма высокой эффективности метода убеждения. Это связано с тем, что внешний контроль за такой деятельностью личности затруднен и ограничен фактически планом (заданием) и результатами его выполнения.
В-третьих, в социалистическом обществе не все организации, выполняющие воспитательные функции, используют убеждение в качестве основного метода воздействия на людей. В. И. Ленин неоднажды подчеркивал значение принуждения в деятельности государственных органов, называя социалистическое государство «машиной или дубиной» в руках трудящихся, указывая, что социалистическая революция требует превращения государства «в учреждение для принуждения творить волю народа», отличая в этом отношении профсоюзы от государственной организации: профсоюзы «не есть организация государственная, это не есть организация принуждения», «их главный метод действия — убеждение»3. Действительно, 0 отличие от общественных организаций основным методом деятельности судебных, исправительно-
'См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 310—311. См.: Юнак И. Укрепление дисциплины труда и социалистическая законность.— «Социалистическая законность», 1974, № 7, с. 5. См,: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 39, с. 84; т. 35, с. ПО.
трудовых и некоторых других органов государства является принуждение. Отрицание этого положения, реально существующего и обоснованного функциональными зада-чами органов, практически ведет к нарушению системы разграничения функций и форм социалистического управления, ориентирует на возвращение к решенному в целом вопросу о роли принуждения в социалистическом праве, об обеспеченности права методом принуждения.
Наконец, выдвижение на первый план в определенных случаях метода принуждения нисколько не колеблет марксистский идеал, в котором «...нет места насилию над людьми»1. Насилие и его наиболее острая форма-террор как физическое подавление и уничтожение классовых противников являются чрезвычайной и временной мерой переходного периода от капитализма к социализму 2. В развитом социалистическом обществе насилие и террор — недопустимые методы воздействия на личность. А государственное и общественное принуждение объективно является выражением внутренней необходимости социализма 3. Оно целесообразно и в деятельности некоторых организаций, в отношении определенных лиц — это основной метод воздействия. Поэтому насилие и принуждение в социалистической действительности (и в теории) должны разграничиваться по теоретическому смыслу и историческим условиям применения в общественной жизни.
Таким образом, метод убеждения является, безусловно, основным в процессе правового воздействия на личность, если это воздействие рассматривается в цельной системе общественно-политических институтов, а субъектом воздействия выступает вся политическая система социализма. В каждой конкретной социально-правовой ситуации оптимальный вариант выбора основного метода
1 Л е н и н В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 122.
2 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 37, с.410; т. 39, с. 354—
355, 404—405.
3 См.: К1enпег Н. Studien iiber die Grundrechte. Berlin, 1964
s. 93 f. В дискуссии об имманентности принуждения для всякой,
власти более убедительной является позиция ученых, считающих при
нуждение одним из универсальных методов осуществления власти,
рассматривающих его как свойство, элемент власти, независимо от
его "дозировки". (См.: Б а й т и н М. И. Государство и политическая
власть. Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1972, с. 120, Ср.: Кейзе-
р о в Н. М. Власть и авторитет. М., «Юридическая литература»,
1973, с. 46).
правового воздействия, комбинирование методов воздействия и средств их осуществления зависит от характера и функций субъекта правового воздействия, условий осуществления воздействия на личность, качественных особенностей самой личности, ее социальной роля в социалистическом обществе.
5. Методы убеждения и принуждения были известны человечеству в досоциалистическую эпоху и, изменяясь в содержании, социальной сущности, принципах сочетания, в полную меру используются в условиях социализма, становления и развития коммунистической формации. Поэтому следует критически отнестись к мнению о постепенном исчезновении метода принуждения в переходный период от социализма к коммунизму, о создании условий, при которых вообще отпадает необходимость в принуждении. Подобная постановка вопроса исключает историческую перспективу развития соотношения методов воздействия, ибо практическая сфера действия одного из методов (принуждения) постепенно сужается с тем, чтобы окончательно отмереть. Но это не соответствует марксистско-ленинскому учению о закономерностях становления коммунистической формации, об общественном регулировании отношений людей при коммунизме.
Закономерность коммунистического строительства заключается не в абсолютном сужении сферы принуждения, а в расширении сферы общественного воздействия методами убеждения и принуждения. И специфика проявления этой закономерности не в механическом превращении государственно-правового воздействия в общественное, а во взаимодействии, взаимопроникновении этих форм воздействия на людей *.
Органическое соединение прав и обязанностей в единые нормы коммунистического общежития практически выражается в широком использовании при осуществлении общественного воздействия средств; обычно применявшихся государством (например, штраф, налагаемый товарищеским судом, или задержание правонарушителя,
* Поэтому вызывает возражение утверждение авторов учебного пособия «Исторический материализм» (М., Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1963, р. 226) о том, что в период коммунистического строительства происходит «вытеснение права принципами морали», «превращение правовых норм в нравственные».
осуществляемое дружинником), а при осуществлении осударственно-правового воздействия — средств, специфических для деятельности общественности (например, административное предупреждение или уголовно-правовое порицание). Кроме того, ряд правовых норм предусматривают общественное воздействие в качестве альтернативы государственному (возможность замены административного штрафа воздействием товарищеского суда) или оговаривают возможность применения государ-ственного воздействия предварительным применением общественного (судебное выселение нарушителей правил социалистического общежития только после применения мер общественного воздействия). Следовательно, в период становления и развития коммунизма наиболее важен не количественный сдвиг в соотношении методов убеждения и принуждения, а постепенное изменение форм воздействия (общественного и государственного). Этот процесс развития содержания методов воздействия не приведет к исчезновению метода принуждения при полном коммунизме. Коммунистическая перспектива, органическое соединение прав и обязанностей в единые нормы коммунистического общежития не связаны с исчезновением одного из методов воздействия на личность, а обусловливают закономерное изменение социальной природы и значения этих методов, их соотношения в процессе формирования личности коммунистического общества. Во-первых, естественное требование всякого социального организма,— подчинение власти авторитета (руководителя) в производстве и общественной жизни при условии учета разнообразия мнений, знаний, способностей всесторонне развитых личностей — потребует применения принуждения. Во-вторых, не всегда возможно и целесообразно применять метод убеждения при принятии оперативных решений (большая затрата времени, сложность выявления общественного мнения по конкретным вопросам). В-третьих, «мы не ждем пришествия такого общественного порядка, когда бы не соблюдался принцип подчинения меньшинства большинству»1, а проведение этого принципа потенциально предполагает возможность принуждения. В-четвертых, коммунизм не исключит отдельные эксцессы
'Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 83.
человеческого поведения, а, следовательно, и необходимость применения принудительных средств '.
Изменение исторических условий управления обществом, создание социально-психологических основ коммунистической организации общественной жизни преобразуют содержание методов социального воздействия на личность, сблизят их, органически включив в систему общественного самоуправления. Управленческое воздействие на людей в коммунистическом обществе будет напоминать, по образному выражению В. И. Ленина, мягкое руководство дирижера 2, а исключительным средством принуждения будет сила общественного мнения, воля народа, которая не нуждается в государственно-правовом выражении (право) и обеспечении в процессе управления (самоуправления) формированием, развитием, деятельностью личности.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 377 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!