Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Общая характеристика философии Средних веков.
2. Богословие и схоластика.
3. Реализм и номинализм.
4. Томизм.
1. Средневековая философия представляет собой тот длительный период времени в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Христианство возникло в I-II вв. нашего летоисчисления в восточных провинциях Римской империи. Период Средних веков – это V-XV вв., но религиозно-философская догматика христианства формируется уже во II-IV вв. Вплоть до XIV века церковникам принадлежит подлинная монополия в области философии и философия соответственно пишется с точки зрения церкви.
Собственно философская проблематика разрабатывается слабо (в США, например, средние века иногда именуют «Dark Ages», «Темные века», а английский исследователь Бертран Рассел сетует, что в этот период было мало сделано в области философии). Философия почти на целое тысячелетие превратилась в служанку богословия: философские проблемы неизбежно облекались в религиозную оболочку.
Характерные черты философии этого времени:
Монотеизм: Бог понимается как единое и уникальное.
Теоцентризм: всё сущее определяет Бог.
Креационизм: источник всего сущего – Бог, он сотворил мир из ничего, весь мир – свободный дар Бога.
Антропоцентризм: если у греков господствовал принцип космоцентризма, человек был важен как часть целого, то в христианстве же человек создан по образу и подобию Бога, должен уподобляться Богу и в то же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект уподобляется высшему существу).
Средневековая философия филологична по своей форме, так как отталкивается от Библии
мир средневековья – мир дуалистичный (духовенство противопоставлено мирянам, царство Божие – царству мира сего) Средневековый мир, если его сопоставить с миром античности, характеризуется различными формами дуализма. Это был дуализм духовенства и мирян, дуализм латинского и тевтонского начал, дуализм царства божьего и царства мира сего, дуализм духа и плоти. И каждый из них воспроизведен в дуализме пап и императоров (лучшая иллюстрация «Град Божий» Августина Блаженного).
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 209 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!