Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философская мысль Древней Индии



В Древней Индии с середины первого тысячелетия до н.э. формируются философские школы в рамках возникших рабовладельческих государств. Социальная структура государств была сложной. Существовали касты и группы каст – варны (буквально: цвет, оттенок). Первые три варны включали благородных людей (ариев): 1) брахманы (жрецы, политики, идеологи); символы – белое, рот; 2) кшатрии (военная знать, воины) – красное, руки; 3) вайшьи (свободные общинники, ремесленники) – желтое, бедра. Четвертую варну составляли шудры (бедные бесправные труженики, а также бродяги, прокаженные и т.п.) – черное, ступни. Шудры и женщины всех варн не имели права проходить обряд посвящения и приобщения к знанию. В древнеиндийском тексте говорилось, что шудра – «слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по произволу убит». Во главе государств в Древней Индии стояли раджи.

Индийская философия возникает на основе богатой культурной традиции многочисленных народностей Древней Индии.

Древнейший литературный памятник Древней Индии – Веды (начал складываться еще в третьем тысячелетии до н.э.), позднее записанный на языке ариев – ведийском санскрите. Веды на санскритском языке означают то же, что и на белорусском – знания. Веды – те же самхиты, т.е. сборники гимнов в честь богов (есть собственно Веды, затем Брахманы, Араньяки, Упанишады – все это священные тексты - шрути).

Древнейшая из Вед – «Ригведа» (возникла примерно 1500 лет до н.э. и состоит из 1028 гимнов различным богам). К древнеиндийским литературным памятникам относятся также эпические сочинения – «Махабхарата» и «Рамаяна».

Философская традиция Индии очень своеобразна и по многим своим особенностям значительно отличается от философии европейской. Наиболее существенными характерными её чертами являются:

- параллельное сосуществование множества различных школ и течений;

- преобладание духовной проблематики и тесная связь с религиозными учениями;

- философия, как правило, имеет чисто практический характер, она призвана наилучшим образом организовывать повседневную жизнь человека;

- цель жизни - достижение освобождения от страданий и материальных оков земного мира;

- пессимизм в индийской философии является не конечным, а исходным положением;

- незнание расценивается как причина зависимости и страданий живых существ;

- нехарактерно противопоставление Бога и человека;

- приверженность традиции.

Самым древним религиозно-философским учением Индии является брахманизм, в основе которого ведийская литература и поклонение многочисленным богам (главный бог – Брахма – творец; другие боги: Вишну – хранитель, Шива – разрушитель, Агни – бог огня, Сома – бог Луны, Митра (а также Сурья) – бог Солнца и т.д.). Мир (джагат) состоит из трех лок (лока – место, пространство): Агни заведовал землей, Индра – воздушным пространством, Сурья – небом. Мироздание поэтому называлось «трилока» («троемирие»).

Человек – творение богов. Прародителем людей считался Ману, один из сыновей солнечного бога Сурьи. Этому прародителю приписывались «Законы Ману» (сборник предписаний). Тело смертно. Душа вечна. Со смертью человека она не погибает, а поселяется в другое тело, растение или животное. Бесконечное странствие души называлось сансара. Переселение души (реинкарнация) со временем стали ставить в зависимость от поведения человека (плохое поведение влекло переход в более низкую варну, а то и в тело животного или в растение, а поведение благочестивое, особенно жертвенность в пользу брахманов, вело к рождению в более высокой варне). Так действовал закон (дхарма) возмездия (карма). Точное исполнение дхармы брахманом освобождало душу от перерождений, а тем самым от страданий. Наступала мокша – освобождение. В брахманизме содержатся также понятия пуруши (первосущества), атмана (духа, души), праны (дыхания, энергии) и др.

Некоторая критика Вед и брахманизма содержится в Упанишадах (букв: «сидеть около») - комментариях к Ведам. В них имеются утверждения, что кшатрий более мудр, чем брахман, есть насмешки над традиционными ритуалами и даже отдельные атеистические идеи.

Другой крупной философской школой Древней Индии является джайнизм (от слова «джина» - победитель). Эту школу называли «философией кшатриев», поскольку виднейший основатель Вардхамана до отшельничества был воином. Легенда гласит, что он - 24-й по счету праведник, в 28 лет ушедший в леса и проживший в одиночестве 12 лет, без одежд и почти без пищи, после чего объявил себя Махавирой (Великим Героем).

Джайны («победители») стремятся победить самих себя и соблюдают пять обетов: ахимса – невреждение (всему живому), сатья – правдивость, астейя – неворовство, брахмачарья – отказ от плотских удовольствий, апариграха – непривязанность, отрешенность. Джайнизм, как и некоторые другие учения, относится к «настике», т.е. отрицает святость «Вед» (признающие святость – это «астика»). Джайнизм почитает не богов, а архатов (людей, обладающих святостью в силу своего поведения). Архаты делятся на 4 группы (архат 4-ой степени дает обет безбрачия, не пьет вина, ест в 3 суток 2 горсти риса, ходит обнаженным, однако носит на лице марлевую повязку, чтобы нечаянно не проглотить какую-нибудь мошку, и метелкой расчищает себе путь, чтобы не раздавить мелкое живое существо). Джайнизм допускает женщин к монашеству и к изучению священных книг.

Джайнизм не полностью избавился от идей брахманизма (признаются сансара, мокша и др.). В то же время он считает, что карму можно победить. Философская основа этого учения такова: мир состоит их неживого (аджива) и живого (джива). Аджива состоит из атомов (ану), атомы образуют пудгалу (материю). Живое – все одушевленное; частично одушевлена даже земля. Во всем живом одна душа. Мокша – это полное и окончательное разъединение дживы и адживы.

Для освобождения (мокши) еще при жизни необходимо достижение «триратры» («трех жемчужин»), куда входят правильное поведение, правильное познание и правильная вера.

Джайнизм распадается на две секты. Это – шветамбары, т.е. «одетые в белое», и дигамбары, т.е. «одетые пространством» (иногда не носят никаких одежд). И те и другие – аскеты, но вторые придерживаются крайних степеней аскетизма. Джайны имеются и в современной Индии, и хотя их всего 0,5% населения, они весьма влиятельны.

Крупным антибрахманским движением в Древней Индии явился буддизм. Основателем учения стал бывший царевич из рода Гаутама по имени Сиддхартха (563-483 гг. до н.э.). Существует много легенд о его рождении и жизни; достоверно лишь то, что он бросил условия роскошной жизни, свою семью и стал отшельником, ищущим смысл жизни. Однажды он сидел в раздумье под неким деревом и на четвертый день на него снизошло просветление. Он стал Буддой («просветленным», «пробужденным»). Возникла обширная буддийская община. Идеи буддизма записаны в ранних текстах – «Трипитака» («Три Корзины») и Дхаммапада («Стезя добродетели»).

Основу буддизма составляют четыре «благородные истины», к которым Сиддхартха пришел, сидя под деревом:

11. жизнь есть страдание;

12. причина страданий – неудовлетворенные желания;

13. возможно избавление от страданий;

14. есть путь, ведущий к избавлению от страданий.

Этот путь восьмеричен («благой восьмеричный путь»): 1) правильные взгляды; 2) правильная решимость; 3) правильная речь; 4) правильное поведение; 5)правильный образ жизни; 6) правильное усилие; 7) правильное направление мысли; 8)правильное сосредоточение.

Буддизм как этическое учение направлен на достижение человеком нирваны, т.е. состояния невозмутимости, спокойствия, блаженства. Нирвана – это видоизменение понятия мокши, но если мокша – это избавление от цепи перерождений, наступающее после одной из смертей, то нирвана достигается еще при жизни.

В III веке до н.э. буддизм становится официальной идеологией Индии. В нем выделяются 2 направления: Хинаяна («Малая колесница») и Махаяна («Большая колесница»). Первое из них ближе к первоначальному буддизму, второе становится массовым и вульгаризируется, становясь религией. В Индии Будду стали рассматривать как одно из воплощений Вишну, т.е. буддизм поглощается брахманизмом. В ряде стран за пределами Индии (Тибет, Китай, Япония, Бирма, Цейлон и др.) буддизм становится мировой религией.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 424 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...