Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исторические хроники Шекспира ( и вообще периодизация творчества)



Все хроники Шекспира представляют собой единый цикл, посвященный становлению современной для писателя английской государственности. Если его 10 хроник расположить не в

последовательности их написания, а в последовательности происходящих в них событий, то получится такой ряд (в скобках указываются годы правления изображенных в хрониках королей): хроника-пролог «Король Джон» (1199—1216), «Ричард II» (1377— 1399, убит), «Генрих IV» (1399— 1413), «Генрих (1413—1422), «Генрих VI» (1422 — 1461, убит), «Ричард I II», где появляются короли из династии Йорков —Эдуард IV (1461 — 1483,вероятно, отравлен), юный Эдуард V (убит в1483 г.), Ричард I II (1483—1485, убит в битве при Босворте), граф Ричмонд — будущий Генрих VII, основатель династии Тюдоров (1485—1509); хроника-эпилог «Генрих VIII» (1509—1547) — отец Эдуарда VI (1547—1553), Марии Кровавой (1553— 1558), Елизаветы (1558 — 1603, т.е. времена Шекспира). Писатель своими хрониками охватывает все последовательно сменявшиеся царствования английских королей от Ричарда I I (предком которого был король Джон) до воцарения современной ему династии.

Главным, определяющим сюжет фактором в хрониках становится всесильное Время, а не те короли, именами которых называются хроники: их имена указывают лишь время, когда происходит действие. Шекспир, руководствовавшийся концепцией Единой цепи бытия, опрокидывает вектор вертикали (снизу вверх, к небу, к Богу) в измерение движения Времени. Но как представитель старого типа мышления (телеологического, а не причинно-следственного), он показывает, что течение времени зависит от будущего, выстраивая свои произведения по

законам логической инверсии (подобно «Песни о Роланде» и другим памятникам Средневековья).

Мысль Шекспира такова: современный взлет Англии как мощной державы определен победой Тюдоров над Йорками и восстановлением законности престолонаследия. Когда законный король Ричард II был убит, не успев оставить наследника, разрушилась гармония Единой цепи бытия. Это привело к спору Ланкастеров и Йорков за корону, восшествию на престол неспособного править страной короля Генриха VI, войне Алой и Белой розы, приходу к власти злодея Ричарда III. Ричард решает изменить ход Времени и для достижения своей цели убивает и Генриха VI, и его сына Эдуарда, принца Уэльского, и собственных старших братьев Эдуарда IV и Георга, герцога Кларенса, и своего племянника Эдуарда V, наследника престола. Гибель Ричарда III — это, по Шекспиру, восстановление нормального течения Времени, выправление поломанного звена в Единой цепи бытия, вызвавшего всеобщий хаос. Отныне должна воцариться гармония.

Англия, пережив междоусобную войну, оправится и, опираясь на единство нации, займет в мире достойное место.

Объединение хроник в цикл поставило перед Шекспиром проблему идентичности персонажей при переходе из одной исторической хроники в другую. Примером успешного решения этой художественной задачи служит образ Ричарда I I I, который фигурирует (как герцог Глостер) в

«Генрихе VI» (части 2 и 3) и в «Ричарде III». Везде он выступает как злодей, герой-макиавеллист, не останавливающийся ни перед какими преступлениями, чтобы достичь своей цели. Таким же он был представлен и в «Истории Ричарда I I I» Томаса Мора. Современные историки утверждают, что реальный Ричард вовсе не был отъявленным злодеем, напротив, проявил себя достаточно талантливым организатором, полководцем, смелым воином (он достойно погиб на поле боя). Ричард III правил слишком недолго, чтобы успеть создать свою историографию. Более похож на злодея-макиавеллиста, считают историки, его победитель Генрих VII (вероятно, именно по его приказу были убиты дети Эдуарда IV), но длительное правление его самого и его потомков дало время переписать историю1. Шекспир придал Ричарду III черты и масштабность трагического героя. С поразительным мастерством он рисует обиженного природой, нелюбимого даже матерью, но бросившего вызов неблагосклонной судьбе героя, который выбрал путь зла и на этом пути проявил железную волю, изощренность

ума, невиданное ораторское искусство как искусство обмана (особенно поражает сцена обольщения им леди Анны, вдовы убитого им сына Генриха VI, которая, попав в словесную ловушку Ричарда, через несколько минут после того, как хотела его убить, видя в нем злейшего

врага, соглашается стать его женой). Известный отечественный литературовед J1.E. Пинский, введя термин «магистральный сюжет», определил в качестве магистрального сюжета

шекспировской исторической хроники приоритет общественной жизни1.

И действительно, частная жизнь человека в хрониках находится на

заднем плане, а на переднем — его участие в политической,

государственной жизни, в войнах, заговорах, в борьбе за власть. В двух

частях «Генриха IV», высшего достижения Шекспира в жанре хроники,

параллельно с основной сюжетной линией выстраивается

«фальстафовский фон», представленный образами хвастливого и

трусливого рыцаря Фальстафа и его спутников, любящих побуянить

(среди них — принц Гарри, будущий Генрих V, который превратится в

одноименной хронике в идеального короля). «Фальстафовский фон»

воплощает комедийное начало, контрастирующее с драматизмом

основных событий хроник. В этом сопоставлении проявилось

художественное мастерство Шекспира, умеющего передать в своих

произведениях многогранность жизни.

БИЛЕТ 16





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1450 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...