Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методика работы над певческим дыханием



Во второй главе нашей работы мы хотели бы рассмотреть несколько методик, как отечественных, так и итальянских педагогов. Также мы приведем несколько упражнений на развитие певческого дыхания.

«Искусство пения — есть искусство дыхания!». Эту фразу знают все, кто интересуется академическим вокалом. Все итальянские певцы, педагоги, говорят об этом. Все они начинают свои работы с этой главной составляющей вокального искусства. Но итальянцы, понимая всю важность проблемы, уточняют: «Искусство пения — есть искусство вдоха», заостряя внимание ученика именно на этом действии. У педагогов существуют различные способы певческого дыхания. Профессор А. А. Стеблянко пишет: «Лично я предпочитаю так называемое «полное дыхание», когда в процессе участвуют и живот, и диафрагма, и грудь, но это дыхание самое трудное, так как требует чёткого алгоритма вдоха, точного места и времени (вдоха). Я предпочитаю быстрый вдох, итальянский «mezzo respire» — полувдох. Итальянцы говорят: Вдохните так, будто чему-то удивились или испугались. Когда певец вдыхает так, он не успевает осознать, куда он вдохнул, вдохнул он всем телом — и в живот, и в спину, и в грудь. Он вдохнул инстинктивно. Некоторые итальянцы говорят: «Дышите как новорожденные младенцы, ибо они дышат правильно.» Но если вдуматься, это и будет быстрое полное дыхание, где участвуют живот, диафрагма, грудь, спина, голова.

  1. Вдохнуть надо быстро, через нос и полуоткрытый рот, как-бы вдыхая аромат цветка.
  2. Одновременно со вздохом нужно в воображении создать подобие купола над твёрдым нёбом, ощущение выдвинутой вперед дуги.
  3. В тот миг, когда вы будете вдыхать воздух в головные пазухи, вы почувствуете, что диафрагма (низ живота) идет вперед и поднимается грудь.
  4. Приготовив таким образом дыхание, задержите его не мгновение, оставив горло совершенно свободным и открытым, как при начале вдоха, атакуйте звук сверху, как-бы вдыхая носом воздух, который вы взяли в голову, или держите это дыхание крепко головой и пойте только им. — Школа К. Эвэрарди.

Согласен с каждым словом! Подтверждаю своим опытом полезность и верность этих условий. Это базисное положение дыхания в итальянской системе пения. Но ученику бывает очень трудно понять это ощутительно. Сложно некоторым ученикам осознать и вдохнуть одновременно и носом, и ртом. Мышцы ротовой полости не готовы к этому испытанию, и ученик дышит то носом, то ртом, иногда умудряясь делать это поочередно (что неправильно).

Вся проблема в том, что выполнить эти действия нужно одновременно, мгновенно. Вдохом нужно наполнить купол в ротовой полости, опустить гортань в нужное положение, и вообразить перед собой «сферу», петь в нее, впереди своего лица, а не задерживать и формировать звук в ротовой полости.

Другими словами, вдохом создать свой, оптимально отвечающий твоей физиологии инструмент, и этот инструмент должен создаваться раз за разом, вдох за вдохом. Создаваться, как «Воздушный замок», обиталище Духа певца, его жилище, созданное им самим, удобное, комфортное и рациональное, применительное к тем задачам, которые артист ставит перед собой.

Певческое дыхание — это сопротивление мышцам-выдыхателям, которое в певческом быту называется опорой. «Опереть на дыхание» — слышим мы во время учёбы. Неопытные ученики, не понимая правильной работы диафрагмы, думают, что они опирают дыхание. На самом деле, просто поджимают или прижимают диафрагму, делая ее плоской, просто выдыхают воздух, тем самым поют на выдохе, они сживают ее всю — и низ, и верх. А между тем сокращаться должен только низ диафрагмы, а верх оставаться и даже идти вперед на верхних нотах.

Диафрагма требует тренировки и гибкости. Она должна быть послушной, как правая рука у скрипача или виолончелиста. Посмотрите мастер-класс М. Кабалье, где можно видеть, как худенькие симпатичные девушки таскают блины от штанг, кладя их себе на животы, заставляя дыхание работать в такт с диафрагмой.»

Профессор Басова в своей книге «Основы вокальной педагогики» пишет: «Певческая функция дыхания значительно отличается от разговорной, в которой увеличивается интенсивность дыхания, появляется необходимость сознательного управления его режимом. При дыхании во время пения объем вдоха значительно возрастает, длительность вдоха по сравнению со вздохом также возрастает во много раз. При этом частота дыхания заметно уменьшается, а также нарушается ритмичность фаз вдох - выдох. Дыхательные процесс из автоматического, неконтролируемого нашим сознанием, входит в волевой, управляемый.

Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко с ощущением полузевка. Воздуха нужно брать ровно столько, сколько надо для образования свободного, красивого звука — не больше. Такое дыхание создает рефлекторно необходимое оптимальное подсвязочное давление.

Во время пения упражнений ученику рекомендуется дышать через нос. При таком вдохе воздух, проходя по воздухоносным полостям носа согревается, очищается и увлажняется. Если же во время пения произведений ученику сложно дышать только через нос, то можно пользоваться смешанным дыханием — через нос и через рот.

Перед началом певческого выдоха наступает мгновенная задержка дыхания. Эта задержка дыхания как-бы фиксирует момент вдоха, дыхательную позицию. Под дыхательной позицией (установкой) понимаются как органы дыхания, находящиеся в положении вдоха, так и особое положение ротоглоточного канала, готового к воспроизведению звука.

Во время певческого выдоха особым образом организуется работа мышц — вдыхателей и выдыхателей. Если при обычном дыхании мышцы-вдыхатели заняты только во время вдоха, то при певческом выдохе их работа сохраняется. Тем самым они как-бы противостоят сокращениям мышц-выдыхателей, и как-бы тормозят процесс выдоха, увеличивая его время. Это состояние вдоха во время пения помогает формированию правильного певческого выдоха, экономному расходованию дыхания, плавной, без толчков подаче воздуха, нормальному регулированию подскладочного давления.

Между педагогами существуют часто споры: каким пользоваться дыханием. Одни рекомендуют брать дыхание через нос, а другие брать ртом. Вот пример итальянского педагога Дж. Баттисто Ламперти. В своей книге «Техника бельканто» он пишет о дыхании следующее: «Прежде чем взять дыхание — что должно по началу выполняться только ртом, а не носом — рот следует открыть достаточно широко, настолько, чтобы расстояние между верхними и нижними зубами равнялось длине вашего указательного пальца. Сделайте глубокий, но бесшумный вдох. Мы берем воздух из легких, но не с помощью лёгких.

Полости глотки (зева), груди и головы (рот, нос и др.) образуют сложносоставной резонатор голосового воздушного потока.

Воздух втягивается в форме шаровой массы, чтобы теперь выпускаться аккуратно и постепенно. Итальянское выражение filar il tuono, что означает «тянуть звук», наиболее точно характеризует необходимый режим выдоха, который должен протекать так же естественно и ненапряжённо, как и предшествующий вдох. Пока ученик чувствует хоть какое-либо напряжение, значит он еще не усвоил правильный метод дыхания. Понаблюдайте сколько секунд длится вдох и выдох и постарайтесь постепенно увеличить это время. Когда вы достигли, соблюдая необходимую осторожность, некоторого прогресса, повторите упражнение несколько раз подряд, но не более десяти. Теперь снова постарайтесь удлинить время глубокого вдоха. В частности, паузу между вдохом и выдохом, когда вы задерживаете дыхание, нужно продлить настолько, насколько вы способны.

Мы считаем целесообразным дать совет выполнять начальные упражнения на правильное дыхание, а затем на взятие тона только под наблюдением педагога. Неправильные занятия на этой стадии могут принести много вреда, последствия которого сложно будет исправить в дальнейшем. Причина в том, что правильное дыхание и контроль за ним — это основа вокального образования.»

Рассмотрим методику работы над дыханием еще одного итальянского педагога — Умберто Мазетти. Свои правила певческого дыхания он изложил в тезисах.

ТЕЗИСЫ МАЗЕТТИ

1. Необходимое условие пения — умение сознательно управлять дыханием. «Петь на дыхании».

2. Дышать надо спокойно, плавно, медленно, бесшумно и настолько глубоко, чтобы грудная клетка могла как можно больше расширяться.

3. Шумное дыхание не только крайне неэстетично, но сверх того и утомительно для голоса.

4. Дыхание должно опираться на диафрагму, т.к. только при нем гортань остается естественной и эластичной.

5. Выдыхание надо делать раньше, чем расходуется действующий запас в лёгких.

6. Брать дыхание в основном через нос, чтобы не сушить стенок горла.

7. А выдыхание следует совершать с возможным меньшим усилием, бережно управляя кол-вом воздуха необходимого для производства звука. Это обязательные условия для приобретения лёгкости голоса.

8. Работа над расходованием дыхания есть главное условие для правильной постановки голоса.

9. От правильности выдыхания зависит сила звука и его длительность.

10. Следствием излишней торопливости, а также излишней медлительности выдыхания является сдавленный звук.

11. Forte требует постепенного увеличения, а piano — постепенного уменьшения силы выдыхания.

Таким образом, мы рассмотрели несколько методик певческого дыхания. Подведем итог нашей работы.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2616 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...