Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Зарождение спортивной индустрии и развитие до начала ХХ века



Достоверной даты зарождения спорта доподлинно неизвестно. Можно утверждать лишь то, что его корни лежат в глубине истории человечества, так как демонстрация физических способностей неразрывно связана с важнейшими видами деятельности первобытного человека - охотой, защитой своего селения, войной.

В борьбе за выживание побеждает сильнейший и осознание собственных физических возможностей тесно переплетено с инстинктом самосохранения – поэтому формирование общественного института, который выражал бы нужды и стремления человека в области физического превосходства над врагом, было неизбежным.

Институт спорта являлся неотъемлемой частью любой национальной культуры в древнем обществе, суммируя ее достижения в области физического развития и символизируя способы преодоления враждебной внешней среды. По сути, древний спорт - это воплощение в символической, состязательной форме физического опыта нации.

Существует мнение, что спорт появился в результате примитивных представлений древних людей о мироздании. Для них, любое явление природы было проявлением неизвестной, неподконтрольной и в большинстве случаев враждебной силы - с которой нужно бороться и которую необходимо обуздать, чтобы выжить.

Отражением такого отношения был, к примеру, первобытный обряд инициации - ни один юноша не мог стать полноправным членом общины, не пройдя ряда физических испытаний, которые демонстрировали его физические и воинские способности, а так же его знание тактики охоты и боя, умения взаимодействовать с другими мужчинами-бойцами, убегать и прятаться, нападать из засады и владеть главными видами оружия.

В важности такой серьезной физической подготовки и крылась основа для развития спортивных качеств, спортивной культуры и спорта в древнем обществе.

Кроме обрядов, спортивные навыки отрабатывались в совместных играх, которые имели практический (отработка тактических навыков охоты и борьбы), и в тоже время, мистический характер. Со временем подобным играм становился присущ и развлекательный элемент. Постепенно игры все больше структурировались, обрастали правилами и символизировались. Так, метание копья, имевшее чисто прикладное значение, превратилось в спорт, метание камня стало метанием более эстетичных диска и ядра, а бег, имевший совершенно конкретную функцию (убежать от врага или догнать добычу), стал чисто состязательной дисциплиной.

Вместе с тем как сменялись века, и совершенствовалось человечество, усложнялся и институт спорта. Спортивные игры позволяли отрабатывать и демонстрировать владение тем или иным видом оружия, навыками наездника, стрелка – и получать заслуженные почести и награды тем, кто делает это лучше других. Кроме того постепенно росла роль спорта как самостоятельной культуры, а не способа тренировки боевых качеств.
Ярким примером этого становилась охота, с ходом времени утратившая роль насущной необходимости и превратившаяся в чисто спортивное развлечение.

В греческой культуре, физическая красота и совершенство индивида, стремление к физическому и духовному совершенству, всегда занимали важнейшее место. И если в ранний период (VIII в. до н.э.) атлетизм был прерогативой аристократии, то впоследствии физическая культура распространялась все более широко, а состязания становились более демократичными и всенародными.

В древнегреческом государстве Спарта был даже провозглашен культ тела, а физическая подготовка была возведена в ранг национальной идеи, и к тому же, был учрежден первый орган для управления физическим воспитанием молодежи, подконтрольный государству. Спартанское воспитание, ставшее притчей, сыграло заметную роль в развитии физической культуры Греции. Для нации с настолько развитой культурой физического образования, формирование единого спортивного движения было лишь делом времени. И в определенный исторический момент так и произошло.

О появлении Олимпийских Игр существует несколько мифов и легенд. Из наиболее известных историй можно выделить повествование о герое Геракле, легендарном царе Пелопсе, спартанском законодателе Ликурге и эллинском царе Ифите.

Согласно первой легенде, после совершения четвертого подвига (успешной очистки Авгиевых конюшен за один день), Геракл должен был получить десятую часть огромного стада Авгия. Но вероломный царь не сдержал слово, и выгнал сына Зевса прочь. Прошли годы, Геракл совершил все двенадцать подвигов, и вернулся в Элиду, чтобы отомстить. Стрела, смазанная ядом Лернейской гидры, нашла Авгия, и царь умер в агонии. После победы, Геракл собрал свои войска, принес жертвы олимпийским богам, и учредил Игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на одной и той же равнине[1].

Проникнуто схожим героическим духом и сказание о царе Пелопсе. Однако, помимо легенд существует более правдоподобная, историческая версия о возникновение Олимпиады и в отличие от героики сказаний она напрямую связана с политикой.

В 9-8 веках до нашей эры Греция была раздроблена множеством междоусобных войн. Полисы и небольшие государства постоянно сталкивались между собой, пронося смерть среди населения и разрушение городов. При этом все греки свято чтили древние законы – священное перемирие ради погребальных игр, закон гостеприимства и другие. Маленькая греческая провинция Элида, на территории которой находится Олимпия, так же как и другие слабые области страдала от постоянных грабежей, набегов и войн. И тогда царь Элиды Ифит принял мудрое политическое решение, обратившись к могущественному соседу – Ликургу, царю Спарты – с предложением о создании свободной от войны, освященной перемирием области Греции, где проводились бы постоянные спортивные состязания невиданного размаха, всегреческие игры. Таким образом, Ифит создал культурную концепцию, которая позволила сделать его провинцию более защищенной, а постепенно превратить в центр спортивной культуры всей Греции. Для множества маленьких, воюющих между собой греческих полисов, это так же было удобным, ведь благодаря священным законам перемирия, они получали гарантированно спокойный уголок, где можно было провести безопасные переговоры, пиры, и другие социальные и политические мероприятия[2].

Тотчас же после заключения договора в 776 г. до н.э. Ифит учредил атлетические игры, и установил срок проведения – каждые четыре года. Их было решено проводить в равнинной Олимпии, удобной для этого географически. Отсюда и пошло знаменитое название – Олимпийские игры.
Так в Греции установился обычай, согласно которому раз в четыре года, невзирая на накал междоусобных войн, правители разных областей складывали оружие, и отправлялись вместе с лучшими атлетами в Олимпию для участия в соревнованиях или просто стать зрителями игр, угодных богам.

Олимпийские игры быстро стали общенациональным событием, сочетающим культурную, религиозную, празднично-развлекательную и политическую составляющие.

История античных Олимпийских игр завершилась в 394 году нашей эры, когда римский император Феодосий запретил их проведение, ввиду языческого характера Олимпиад, в то время как Рим постепенно становился христианским государством.

* * *

На протяжении многих веков спорт оставался в тени социальных, культурных, политических и религиозных событий. Он не был полностью забыт, но был отодвинут далеко на задний план. В течении более чем 15 веков после отмены Олимпийских игр античности человечество прошло путь от стадного существования до индустриального общества, в то время как физическая культура развивалась весьма медленными темпами. За этот огромный период из спортивных активностей можно выделить разве что гладиаторские бои, средневековые рыцарские турниры, дворянскую охоту, да плебейское развлечение – футбол.

Вместе с тем как интерес к разным видам спорта зажигался и угасал, игра в футбол, благодаря своей простоте, была популярна всегда. Первые упоминания о футболе отсылают нас 3500 лет назад к древнему народу майя, у которых существовала игра с круглым предметом - в нее играли две команды, и проигравшая сторона должна была приносить в жертву своего «капитана». Игры, отдаленно напоминающие футбол, были известны и у других народов еще с древности. Упоминания о китайском футболе «сучу» можно найти в письменных источниках 13 века до нашей эры. В Японии же существовал другой аналог древнего футбола «кимари», который пришел в страну из Китая 1500 лет вместе с буддизмом[3].

Древний Египет и Греция тоже претендуют на право называться родиной футбола, в силу того, что изображения «футбольных сюжетов» были обнаружены в гробницах древнеегипетских фараонов и на древнегреческих барельефах. Историки отмечают, что в этих странах подобные игры служили не только средством развлечения и физической подготовки древних воинов, существовала языческая основа древнего футбола, где мяч символизировал солнце.

Непосредственным предшественником европейского футбола считается римский «гарпастум». В этой игре, которая была одним из видов военной тренировки легионеров и отличалась особой жестокостью, следовало провести мяч между двумя стойками. По утверждению ученых, именно благодаря римским завоевателям игра в мяч уже в 1 веке нашей эры стала известна на Британских островах, быстро получив признание среди коренных жителей бриттов и кельтов.

Итальянские же ученые уверены, что современный футбол произошел от «кальчио» - игры, распространенной в 16 веке во Флоренции. В качестве доказательства приводят тот факт, что в «кальчио» играли кожаным мячом на полях размерами сходными с современными футбольными аренами.

На Руси с незапамятных времен тоже существовали игры с мячом, подобные футболу. Играли в лаптях на льду рек или на базарных площадях кожаным мячом, набитым перьями. Одна из таких игр называлась «шалыгой»: игроки ногами стремились загнать мяч на территорию противника.

Однако, несмотря на большое количество исторических свидетельств и легенд, связанных с разными странами и народами, официальным родоначальником футбола считается Великобритания.

На Британских островах игра в мяч зародилась как развлечение на ежегодных праздничных мероприятиях и народных гуляниях. Обычно соревнование начиналось на рыночной площади. Две команды игроков пытались забросить мяч в ворота команды соперников, причем «ворота», как правило, представляли собой какое-нибудь заранее оговоренное место неподалеку от центра города.

Игра проходила жестко, грубо и нередко опасно для жизни как самих игроков (численность которых иногда доходила до ста и более человек), так и окружающих. «В азарте игры с треском рушились торговые палатки и базарные ларьки, состоятельные горожане, монахи и даже рыцари, полные ужаса, прижимались к стенам домов»[4]. Играли с середины дня и до захода солнца. Ограничений почти никаких не существовало: можно было играть руками и ногами, можно было хватать «футболиста», владеющего мячом, сбивать его с ног. Как только кто-то овладевал мячом, за ним тотчас устремлялась буйная толпа. В деревнях даже реки не служили игрокам преградой. Случалось, что некоторые из них тонули при переправе, но этого в пылу борьбы даже не замечали.

Победителям в той игре доставались лучшие места для рыбалки, а также большая часть урожая - уже тогда футбол стал принимать форму далеко не бессмысленного развлечения.

Силовая борьба на футбольном поле, при полном отсутствии правил и организованного судейства, в те времена была неотъемлемой частью игры, однако все изменилось в середине позапрошлого века, когда произошла своеобразная футбольная революция и зародились основы современной игры.

Получить свой шанс не только футболу, но и всему спорту помогла эпоха индустриализации. Произошедшая в Европе в 19 веке промышленная революция привела к тому, что появилось сразу несколько предпосылок для возрождения физической культуры и спорта.

Во-первых, появление фабрик и заводов, а, следовательно, более широкомасштабная организация труда способствовала урбанизации, и все большему росту населения городов. Во-вторых, даже незначительная механизация производства привела с одной стороны к большей производительности труда, а вместе с тем к вопросу реализации изготовленной продукции и формированию мирового рынка. А с другой стороны к четко регламентированному рабочему дню, и как следствие высвобождению части времени и сил рабочего, постепенному возникновению института досуга.

Уже к середине девятнадцатого столетия в Германии, Франции и Швеции возникли гимнастические системы, в то время как в Англии получили распространение соревновательные формы физического воспитания, для обозначения которых был введен термин «спорт» от англ. Disport – развлекаться, отдыхать от труда.

Спортивные соревнования стали особенно популярными в английских учебных заведениях. Впервые занятия футболом стали приобретать цивилизованные формы и культивироваться в привилегированных колледжах Англии в начале 19 века. Это изменило не только отношение к игре, но и саму игру - начали разрабатываться первые унифицированные правила усилиями представителей Оксфордского и Кембриджского университетов. В то же время был определен новый педагогический принцип: посредством физических движений и эмоций, связанных с состязательно-игровой деятельностью, формировать у молодежи дисциплинированность, организованность и положительные черты личности.

Середина позапрошлого века знаменуется временем становления большого спорта. В 1860-1880 годах появляются широкие спортивные контакты, образовываются первые местные, национальные и международные спортивные организации. «С выходом спорта на международную арену возникает необходимость проведения крупных комплексных соревнований, появляются предложения о включении спортивных организаций в программы международных ярмарок»[5].





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 495 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...