Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура и цивилизация. Проблема единства и многообразия культурно исторического процесса



Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в отношениях человека к природе, к самому себе и к другим людям.

Цивилизация - это устойчивое культурно-историческое сообщество лю­дей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культур­ных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, на­личием общих этнических признаков и географических рамок.

Цивилизация включает в себя и такие важнейшие моменты, как культурологиче­ский, географический, духовный, обусловливая уникальность и неповтори­мость каждой цивилизации.

Уже в классической немецкой философии (у И.Канта) проводится разли­чение между понятиями культура и цивилизация, переходящее в противопостав­ление. Классическое различие культуры и цивилизации можно найти у О.Шпенглера. Цивилизация, с его точки зрения, есть неизбежная судьба культу­ры. Когда цель достигнута, тогда культура вдруг застывает и отмирает - она стано­вится цивилизацией. И всё же не стоит категорично противо­поставлять понятия «культура» и «цивилизация». Следует иметь в виду, что концепция, согласно которой цивилизация рассматривается как стадия упадка и деградации культуры, обращает внимание на драматическую динамику цивили­зации и культуры.

Вопрос единства либо многовариантности исторического разви­тия - это вопрос о том, существуют ли применительно ко всякому обществу некие общие, универсальные закономерности исторического развития или же, в обратном случае, история каждого народа, каждого региона, каждой цивилизации - это неповторимый, уникальный процесс, зависящий целиком от тех сил, которые воздействуют на историю в конкретном месте в конкрет­ное время.

В первом случае обнаруживаются закономерности, которые проявляются на определённом исто­рическом этапе у каждого народа. Например, процесс перехода от рабовладельческого строя к феодальному может быть одинаково проиллюстрирован в различных странах. Из этого следует, что человеческая история представляет собой некий единый, закономерный, направленный процесс, зависящий от ряда объективных факторов. В рамках цивилизационного под­хода к анализу общественных отношений также утверждается, что все циви­лизации, существовавшие в истории и ныне существующие, обладают единой «судьбой» и им всем присущи сравнительно близкие черты.

Во втором случае, когда говорят о многовариантности исторического развития, основное внимание уделяется тем закономерностям, которые отличают историю и культуру одного народа от истории и культуры другого. Проявляется это в специфике политической системы того или иного государства, в специфике этических, религиозных, художественных, философских норм и представлений.

Стоит отметить, что в истории в равной степени обнаруживаются как универсальные закономерности истори­ческого развития, так и закономерности уникальные, присущие конкретному этносу, государству, региону и т. д.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 960 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...