Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные концепции в соц философии



В социальной философии имеет место ряд программ исследования общества: натуралистическая, культуроцентристская, психологическая, марксистская, а также теория социального действия и др.

Натуралистический подход в социальной философии формируется в XVIII в. под влиянием успехов естествознания. Его представители (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ш. Монтескье и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим, - определяли географические, космические факторы в качестве ведущих в развитии общества. Среди множества учений натурализма можно отметить редукционизм и этноцентризм. Редукционизм – методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть объяснены на основе закономерностей низших форм. Этноцентризм в качестве ведущего фактора общественной жизни выделяет природно-этнические особенности, рассматриваемые в связи с событиями космического характера(ритмами солнечной активности, космическими излучениями), а также процессами биосферы земли.

Культуроценристский подход, опирающийся на творчество И. Канта, Г. Гегеля и др., рассматривает общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами. Особое внимание здесь обращается на такое социальное явление как культура, отличающая человека от природы и определяющая его историческое развитие. Представители культуроцентризма стоят на позиции идеализма, т е считают, что «общественная жизнь по своему существу духовна, а не материальна»(Франс). В. Дильтей обратил внимание на то, что социальное, историческое событие требует не только объяснения, но и понимания. В XX в. культуроцентристский подход получил дальнейшее развитие.

Психологический подход, представленный работами Л..Уорда, Г. Тарда, В. Парето, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и др., рассматривает общественную жизнь исходя из психологии человека, его эмоций, воли, характера, бессознательного, а также психологии групп, масс людей или всего общества.

Марксистская исследовательская программа, отвергая субъективизм и идеализм в объяснении социальных явлений, выдвигает материалистическую идею о том, что общество – это результат развития общественно-исторической практики людей. Выделение объективных (экономических) оснований общественной жизни позволило К. Марксу выявить системную социально-экономическую обусловленность многообразных общественных явлений социально-политического, духовного порядка.

Синтетическая исследовательская программа была выдвинута М. Вебером в концепции социального действия: он считал, что социальная философия должна быть обращена прежде всего к поведению и деятельности людей. В качестве причин социального действия выступают субъективные намерения и мотивы действующего лица. К основным категориям социологии Вебер относил поведение, действие и социальное действие. Поведение – действие в соответствии с субъективным смыслом, социальное действие имеет место, когда субъективный смысл соотносится с поведением других людей и ориентируется на них.

Эти и другие исследовательские программы в социальной философии составляют основу методологического плюрализма как достаточно эффективной стратегии познания социокультурных явлений и процессов современного мира.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 271 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...