Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Человек – существо наделенное способностью познавать мир не только чувственной системой, но и сознанием. Благодаря сознанию мы верно оцениваем окр. мир, ориентируемся в нем. Знакомство с миром происходит в форме познания, которое связывает субстанцию с сознанием, чела с миром. Основные проблемы П: можно ли познать мир, если да, то где предел П. Каковы способы П мира. П – это и процесс познавания мира, извлечения знания и вместе с тем
Познание – есть социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.
Среди различных форм, видов, уровней организации знания важно выделить три его разновидности:
1) знание как информация об объективном мире природы и общества;2) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания;3) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира4) природного и социокультурного мира.
Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Исходя из этого, становление и развитие познания необходимо рассматривать коррелятивно основным этапам антропо- и социогенеза, важнейшим историческим стадиям развития общества и культуры.
Такой подход позволяет обосновать правомерность двух классификаций форм познания. В рамках первой из них следует различать:
а) духовно-практическую форму познавательной деятельности, которая появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной деятельности человека. Наиболее полно и отчётливо духовно-практическая форма познавательной деятельности реализуется в так называемом обыденном познании или здравом смысле.
б) духовно-теоретическую форму познавательной деятельности, которая вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образований культуры.
Вторая классификация форм познания исходит из специфики функций, языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса. В рамках этой классификации выделяют: мифологическое, религиозное, образно-художественное, философское, научное познание.
Проблема познаваемости мира
Человеческий разум, поднимаясь по спирали познания, на каждом новом витке вновь и вновь пытается ответить на вопрос: как возможно познание, познаваем ли мир в принципе? Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания, тогда как агностики отрицают познаваемость мира.
Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой они приобрели в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 425 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!