Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Музыка Людвига ван Бетховена как непревзойденное художественное воплощение чувства гражданского героизма, утверждения общечеловеческих демократических начал жизни, стремления к свободе. Классицизм (завершается классицистический период развития) и романтизм в творчестве композитора. Герой Бетховена — внесословный человек, но личность, обладающая богатым внутренним миром. Симфонизм как метод освоения действительности. Третья симфония («Героическая»). Тема героя, отдающего жизнь борьбе за свободу народа. Движение народных масс в музыке симфонии, призыв к единению миллионов. Логика композиционного построения симфонии.
Страстность, мощь духа лирического героя Бетховена,, его способность самоотверженно любить. «Аппассионата». Стремление к счастью, к свету, отчаянная борьба об всеми силами зла, угнетения, вера в возможности человека. Антитеза музыкальных образов сонаты.
Бетховен и Гете. Бетховен и Шиллер. Бетховен в мировой художественно^ культуре.
Вариант 1
Пятая симфония Бетховена — героика и трагедия борьбы. Единоборство и победа человека в борьбе с его роковой судьбой. От мрака к свету — развитие конфликта в Пятой симфонии. Р. Вагнер о финале Пятой симфонии Бетховена.
Идеи романтизма в музыке Ф. Шуберта. Песни Шуберта — лирика «простых, естественных помыслов и глубокой человечности» (Б. Асафьев). Мелодическое богатство, яркая образность, зримость музыкальных образов. Разнообразие музыкальных форм у Шуберта («Ave Maria», «Серенада», «Бурный поток»). Песни на стихи Гейне из «Книги песен». «Двойник». Тонкая передача неуловимой смены чувств одинокого, страдающего человека. Песенность симфонических произведений. Симфония си минор («Неоконченная»). Новизна построения, задушевность, доверительность высказывания в музыкальных темах симфонии.
Вариант 2
Связь творчества Ф. Шопена с освободительным движением польского народа. Образ родины в произведениях композитора. Использование для передачи сложных чувств, создания различных музыкальных образов ритмики и характера движений народных танцев (мазурка, соч. 24 № 2, полонез, соч. 53 и др.). Шопен — «поэт фортепиано» (Ф. Лист), создатель новых жанров фортепианной музыки. Ноктюрны, прелюды, фантазии, экспромты Шопена (этюд № 12 «Революционный» соч. 10, ноктюрн № 6) — инструментальные миниатюры. Романтическая исповедальная лирика, сближение литературных и музыкальных принципов в творчестве Шопена. Тонкость и глубина чувств, мелодическая красота, яркая образность музыки. Виртуозность и проникновенность исполнительского мастерства Шопена.
Вариант 3
Тема родины и революции в творчестве Ф. Листа. Рапсодия — романтическая форма музыкальных произведений. Народные песни и танцы — основа «Венгерских рапсодий» Листа. Контрастность музыкальных образов (Двенадцатая рапсодия). Лист и освободительное движение венгерского народа («Погребальное шествие»). Живописность, зримость музыкальных образов Листа. Симфонические поэмы — взаимообогащение видов искусств. Принцип программности. Многогранность музыкальной деятельности Листа (композитор, пианист-виртуоз, дирижер, педагог, общественный деятель). Лист — пропагандист шедевров прошлого и современной ему музыки. Парафразы и музыкальные транскрипции на темы произведений Моцарта, Верди, Шуберта, Глинки и др. Музыка Листа и мировая художественная культура.
Тема 4. Романтизм в художественной культуре России. Литература
(Обобщение и углубление знаний по курсу литературы в IX классе)
Влияние идей Великой французской революции, событий Отечественной войны' 1812 года, движения декабристов на формирование романтизма в России. Трагедия осознания вопиющей несправедливости форм общественной жизни, основанной на рабстве народа. Развитие и углубление идейных задач русского Просвещения в романтическом искусстве России — главное отличие от западноевропейского романтизма, утверждающегося в борьбе с просветительской идеологией. Идейно-художественные связи русского и западноевропейского романтизма.
Творчество русских романтиков и формирование передового человека декабристской эпохи, развитие общественного сознания последующих поколений.
Многообразие течений в русском романтизме — элегического (В. А. Жуковский), революционного (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер), философского (Е. А. Баратынский), их взаимопроникновение и условность определений.
Романтизм в творчестве А. С. Пушкина, вызревание реалистических начал его художественного метода. Своеобразие романтических героев Пушкина, их отличие от героев поэзии Жуковского, Рылеева и Байрона.
«Героический» (декабристский) и «трагический» (годы николаевской реакции) этапы русского романтизма. М. Ю. Лермонтов как прямой наследник традиций А. С. Пушкина и декабристов и поэт своего поколения, «разбуженного пушеч-' ными выстрелами на Сенатской площади» (А. Герцен). Трагический характер романтической лирики Лермонтова. Острокритический взгляд его героя на современность, тоска по неосуществимому идеалу.
Русские поэты-романтики о роли искусства и его творцов в жизни людей (К. Ф. Рылеев. «Гражданин», «Наливайко»; А. С. Пушкин. «Пророк»; М. Ю. Лермонтов. «Поэт», «Пророк» и др.).
Западноевропейский и русский романтизм. Развитие литературных переводов. Значение деятельности Жуковского. Художественное совершенство и непреходящая ценность достижений русского романтизма.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 653 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!