Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Подъем национального самосознания в начале XIX в. и развитие русской музыки. Творчество М. И. Глинки — «Пушкина в музыке» — начало новой эпохи в русском музыкальном искусстве. Глинка — певец русского народа. Нерасторжимая связь музыки с народной почвой, художественное переосмысление народных образов. Глинка и мировая музыкальная культура.
Романтизм в творчестве Глинки. Баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов. Их художественное совершенство, полное слияние музыки и текста, зримость, живописность музыкальных образов, эмоциональная приподнятость, страстность и тонкий лиризм романтической музыки Глинки («Ночной смотр», «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье...», «Вальс-фантазия»).
Глинка — основоположник русской музыкальной школы. Сохранение в русской реалистической музыке лучших черт романтического мироощущения: могучей страстности, мятеж-ности духа, свободного полета фантазии, силы и яркости музыкального колорита. Высокие идеалы русского искусства, патриотическая тема в операх Глинки («Иван Сусанин»).
Опера «Руслан и Людмила» — торжественный гимн свету, добру и красоте, своеобразный реквием Пушкину (Вторая песня Баяна — музыкальное посвящение памяти Пушкина). Былинно-эпическая трактовка сюжета юношеской поэмы Пушкина. Музыкальная драматургия. Принцип картинных сопоставлений, контраста, присущий природе русских сказок и народного эпоса. Музыкальные характеристики героев. Музыка Востока в опере, ее связь с русской, славянской музыкальной линией. Значение оперы «Руслан и Людмила», ставшей «основанием самостоятельной русской школы» (Стасов). Глинка и музыка народов мира.
Значение творчества Глинки для развития русской культуры. Мировое значение его творчества.
Заключение
«Романтизм — принадлежность не одного только искусства, не одной только поэзии; его источник в том, в чем источник и искусства и поэзии — в жизни» (В. Белинский). Историческая
обусловленность появления романтизма. Идейно-художественные задачи. Национальная специфика и устойчивые общие черты. Их проявление в произведениях различных видов искусств. Герой романтического искусства, его разлад с окружающей средой, с враждебным, несправедливым миром. Проявление исключительности характера в исключительных обстоятельствах. Преемственность и новаторство романтизма в постижении и изображении человека. Стремление понять и раскрыть средствами искусства сложность, противоречивость духовной жизни человека, утвердить самоценность его личности. Внимание романтиков к исторической и национальной самобытности, к фольклору — к истокам духовной жизни народа и героя, к искусству других народов. Создание новых художественных форм и жанров в литературе, изобразительном искусстве, музыке, новых средств художественного воплощения. Искусство романтического портрета.
Романтизм — эпоха в истории мировой художественной культуры.
Процесс сближения и взаимообогащения в эпоху романтизма различных видов искусства, возникновение на этой основе новых форм и жанров искусства, обогащение и развитие изобразительно-выразительных средств. Сближение и взаимовлияния в эпоху романтизма различных национальных культур. Возникновение понятия «Мировая культура».
Раздел III. Художественная культура 30—50-х гг. XIX в.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1250 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!