Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Звукоряд



Другое изобретение Гвидо - выбор определенного звукоряда (из 6 ступеней, идущих друг за другом, последняя, седьмая ступень была введена несколько позже). Для запоминания этого звукоряда Гвидо предложил интересный прием. В среде певчих был тогда хорошо известен гимн святому Иоанну, посвященный избавлению певцов от хрипоты. Каждому слогу стихотворного латинского текста соответствовал определенный звук. Гвидо взял первые слоги каждой строки и назвал ими 6 звуков звукоряда. Таким образом появились хорошо известные нам - до, ре, ми, фа, соль, ля. В дальнейшем из первых букв 7-ой строки Sanste Johannes (святой Иоанн) образовалась еще и нота си.

§ 9. Культура Византии

1. Историческая справка

Своеобразие развития византийской истории и ее культуры определяет в немалой степени географическое положение. Византия была не совсем европейской, но в то же время и не совсем восточной страной. Египет, Сирия, Палестина, часть Армении, Малая Азия, входившие в состав Византине не могли не оказывать воздействия на формирование общественных институтов и культуры в целом. Константинополь был единственной и непререкаемой столицей от начала до конца существования Византии (1453 г.). Продолжительная жизнь Византийской империи можно измерить сроком существования Константинополя - 11 мая 330 года (день провозглашения Константинополя столицей империи) - 29 мая 1453 года (день завоевания столицы турками).

Начальные страницы византийской истории связаны с разделением в 395 году Римской империи на 2 части, на 2 самостоятельных государства:

- Западная Римская империя (просуществовала до 476 года)

- Восточная Римская империя.

Византия официально называлась Империя ромеев (Римская империя), т.е. ощущала себя полноправной наследницей Римской империи. Лишь после падения Константинополя, с легкой руки итальянских гуманистов, стремившихся разграничить историю Др.Рима и более поздней Восточной Римской империи, ее стали называть Византией (на месте Константинополя когда-то находилось мегарское поселение - Визант).

Империя ромеев в отличие от других европейских стран раннего Средневековья представляла собой прочное государственное образование с сильной центральной властью, отлаженной бюрократической системой и армией.

Византия была самым богатым государством того времени. В Х веке придворный церемониал, став еще более пышным и помпезным, достигал своей цели - произвести впечатление на иностранных постов. В Византии господствовала политическая концепция, возникшая в ранний период и окончательно оформившаяся чуть позднее, в основе которой была заложена идея особой предназначенности империи, принявшей на себя миссию великого Др.Рима. Выдающаяся роль Константинополя - второго Рима - не вызывала сомнения.

Сохранившиеся до наших дней византийские сочинения содержат славословия в адрес империи и ее главы - василевса. Константинополь - второй Рим - провозглашался богоспасаемым городом: если древний Рим погиб, то новый Рим (Константинополь) надежно защищен Богом. Византийцы в силу этого осознавали себя особым, избранным свыше народом, а остальных назвали варварами.

2. Раннехристианское искусство (V - VІ вв.)

Первый период развития византийской художественной культуры примечателен появлением в ней новых направлений:

1) книга

Именно в этот период создается так называемый пергаменный кодекс, состоявший из сшитых между собой отдельных тетрадей. Таким образом, неудобный для чтения и хранения папирусный свиток был вытеснен. Изготовление пергамента связано с деятельностью одной из самых знаменитых библиотек древнего мира, расположенной в Пергамском царстве (отсюда и название материала - пергамент (обработанная особым образом кожа телят и ягнят), и кодекса). Пергамент замечательно впитывал краску, что позволило красочно оформлять текст. Художники для оформления использовали чаще всего красную краску, которая называлась миниум (впоследствии книжные иллюстрации стали называться миниатюрами).

2) архитектура

Сведения о гражданском строительстве в Византии этого периода крайне скудны, но можно предположить, что первоначально крупные города сохранили облик и планировку античного города с регулярной планировкой.

Культовые сооружения относились к 2 типам:

а) базиликальный - первоначально самый распространенный тип в Восточной Римской империи (например, храм Гроба Господня в Иерусалиме, построенный в 336 году).

б) крестово-купольный - этот тип сформировался в ІV - V вв., а с V века становится самым распространенным типом культовой постройки. Важную роль в его формировании сыграли:

- сирийская строительная школа - она была одной из ведущих

строительных школ в раннехристианском мире

- зодчие Малой Азии (присоединяют к конструкции купол)

- зодчие Равенны - при возведении мавзолея Галлы Плацидии (царица

Равенны в V веке) строители впервые осуществили

переход от квадратного основания стен к окружности

купола при помощи 4-х сферических треугольников,

которые называются «паруса».

3) изобразительное искусство

Поскольку большинство построек было культового характера, то перед изобразительным искусством стояла задача: соединить 2 мира - реальный и потусторонний. Главные цели изобразительного искусства:

- создание божественных образов

- поучение

- указание пути к спасению

- уводить верующего от мира реального в сверхъестественный.

Для этого используются следующие приемы:

- принцип симметрии

- плоскостность композиции

- разномасштабность фигур

- фронтальная постановка персонажей, позаимствованная у древних египтян.

Основным видом изобразительного искусства была мозаика, дающая особые оптические эффекты и как нельзя более подходящая для создания отвлеченного образа.

3. Культура при Юстиниане Великом (527 - 565 гг.)

Расцвет византийской культуры падает на время правления Юстиниана Великого. По всей территории Византии шло строительство храмов. В Равенне, ставшей центром военно-административного наместничества в Италии, строились базиликальные храмы. В Константинополе возводились крестово-купольные церкви.

При Юстиниане возникает новый тип храма - купольная базилика, объединившая крестово-купольный и базиликальный типы постройки. Самой значительной постройкой не только времени Юстиниана, но и всего периода существования империи явился храм во имя Софии - символа божественной премудрости.

Собор св.Софии (532 - 537 гг.)

Архитекторы - Анфимий и Исидор

Тип - купольная базилика

Благодаря щедрости Юстиниана строительство храма велось необычайно быстро: собор построили за 5 лет. Для постройки храма со всех концов империи свозились лучшие материалы и памятники искусства. Торжественное освящение храма состоялось 26 декабря 537 года. Внешний вид храма был внушителен и замкнут. Вокруг него с трех сторон располагались постройки, поэтому храм как бы возвышался над ними огромным куполом.

Храм предназначался для патриарших и императорских церемоний, поэтому был поставлен на самом высоком холме города, над берегом Мраморного моря.

Строгий снаружи, собор потрясал современников своим интерьером. Над средней частью храма возвышался полусферический купол, от которого на восток и запад помещались еще 2 подкупола, а те, в свою очередь, завершались по краям 3 маленькими полукуполами. Такая конструкция визуально облегчала своды собора. В основании купол имел 40 окон. Мраморная облицовка стен оттенялась роскошной мозаикой на золотом поле.

В этом храме воплотилась главная идея искусства Византии - идея установления божественного порядка на земле и спасения человечества в загробном мире.

В этот период развивается и идея многоглавия:

- 1 купол - Иисус Христос

- 3 купола - Троица

- 5 куполов - Христос и 4 евангелиста.

При Юстиниане было построено 25 церквей в Константинополе, а также великолепные церкви в Иерусалиме, Антиохии, Карфагене. Архитектура была настоящей страстью Юстиниана, и в редком городе своей империи по его инициативе не построили либо церкви, либо монастыря, больницы и пр. Особое внимание император уделял сооружению цистерн для хранения воды на случай осады. Их в Константинополе насчитывалось около 40, но самой большой и искусно отделанной стала возведенная недалеко от Софийского собора цистерна, построенная в форме базиликального храма. 336 восьмиметровых колонн поддерживают кирпичный свод.

Иконы

При Юстиниане широкое распространение получают иконы (от греческого эйкон - образ). Истоки икон:

а) фаюмский портрет

б) портретное изображение римского цезаря

Отличие иконы от картин:

- икона - некий символ, т.к. на ней изображено не лицо, а лик («идея»)

- икона пишется на доске, состоит из 5 слоев:

- основа (поволока)

- грунт (левкас)

- красочный слой (темпера)

- защитный слой (олифа)

- оклад.

Литература

В этот период развивается историография (Прокопий «О постройках») и гимнотворчество. Одним из лучших авторов гимнов был Роман Сладкопевец, который создал особые формы служебного песнопения:

- кондак - рассказ о каком-либо событии из Библии (и хотя кондак впоследствии вытеснен канонами, некоторые исполняются до сих пор)

- икос - песнопение, прославляющее святого

- Акафист - хвалебные гимны в честь Богородицы.

4. Македонское возрождение (ІХ - Х вв.)

После смерти Юстиниана в 565 году, смута довела Византию до полного расстройства. Конец VІІІ - начало ІХ вв. вошли в историю империи как «темное время». Сложные процессы происходили во внутренней жизни страны, самым главным из которых было иконоборчество (его сторонники выступали против писания и почитания икон). С самого начала распространения икон на территории Византии (ІV век) эта оппозиционная группа была сильна.

Почему возникло иконоборчество? Причины противостояния иконоборцев и иконопочитателей следующие:

1) греко-римская религия - разрешала изображения богов (и на эту традицию опирались иконопочитатели)

2) иудейская религия - запрещала изображение богов (на эту традицию опирались иконоборцы)

3) усиление монастырского влияния - в монастырях хранились чудотворные иконы, поэтому монастыри выступали за иконопочитание. Но светскую власть пугало усиление мощи монастырей, поэтому она встала на сторону иконоборцев.

726 г. - группа людей, связанных с двором, уничтожила особо чтимое изображение Христа над основным входом во дворец. Его заменили крестом, вера в силу которого укрепилась в христианском мире еще со времен императора Константина.

730 г. - эдикт (указ) о запрете икон, который действовал более 100 лет.

843 г. - почитание икон было восстановлено

867 г. - в результате дворцового переворота на престол вступил Василий І Македонянин, положивший начало Македонской династии, правившей в ІХ - Х вв.

Время с середины ІХ в. до захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. получило название «второго золотого века» и явилось классическим периодом в истории византийской культуры, блестящим временем ее расцвета.

На время правления Македонской династии приходится деятельность двух великих славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

В этот период получает классическую завершенность крестово-купольная форма храма. Композиция храма была неслучайной, любая деталь имела символический смысл:

а) 4 стены храма, объединенные куполом - 4 стороны света, объединенные властью единого бога;

б) алтарь помещался всегда на востоке - по Ветхому Завету на востоке располагался Эдем (райский сад), а по Новому Завету - воскрешение Христа и его второе пришествие;

в) апсида посвящается Богоматери, купол - Христу;

г) складывается иконографический канон, так называемые «иконописные подлинники» (схематическое изображение святых, с описанием их внешности и атрибутики, служили образцами для иконописцев).

5. Культура при Комнинах (ХІ - ХІІ вв.)

В ХІ - ХІІ вв. во время правления династии Комнинов, византийская культура достигла своего апогея. С ХІ в. началось массовое строительство монастырей.

На Афоне (полуостров Халкидики в Эгейском море), ставшем духовным центром монашества, сложился своеобразный тип храма - триконха, с апсидами на восточной, северной и южной сторонах.

В этот же период окончательно сформировалась и система внутреннего оформления храма, который начинает рассматриваться как уменьшенная модель вселенной:

- купола и свод - небо

- пространство близ пола - земля

- алтарь - рай

- западная часть - ад.

Изображения:

а) купол - Христос Пантократор (Вседержитель)

б) барабан - 12 апостолов

в) «паруса» - 4 евангелиста:

- Матфей - ангел

- Марк - лев

- Лука - телец

- Иоанн - орел

Как купол опирается на столбы посредством 4 «парусов», так и церковь опирается на 4 Евангелия

г) центральная апсида - Богоматерь Оранта (Молительница)

д) столбы - великомученики.

Топографическая символика связывала каждое место в храме с местом в Палестине:

а) храм с крестильной купелью - крещение в реке Иордан

б) апсида - пещера в Вифлееме, где родился Христос

в) престол - Голгофа и одновременно Гроб Господень

г) амвон - гора Фавор, где произошло Преображение, гору, где Христос произнес Нагорную проповедь.

В период правления Комнинов значительное место в убранстве храма играли иконы, местом сосредоточения которых стала алтарная преграда - иконостас. Он представлял собой мраморную или деревянную преграду, состоящую из колонок, на которых лежал горизонтальный брус - архитрав. В центре архитрава находился крест, чуть ниже - ряд (чин) икон. Среди сюжетов икон выделяются два - Деисус и праздники.

В этот период окончательно сформировалась иконография Христа и Богоматери.

Иконография Христа:

- Пантократор (Вседержитель) - поясное изображение Христа. В левой руке он держит открытое Евангелие, правая - благословляющий жест;

- Спас в силах - Христос сидит на троне и готов судить людей;

- Спас Нерукотворный - один из древнейших иконографических образов, существует в 2 вариантах:

- «Спас чрепие»

- «Спас на убрусе» (на платке)

Одежда:

- хитон - от плеча хитона до низа подола проходит полоса - клавт (знак царской власти)

- гиматий - плащ синего цвета.

Иконография Богородицы:

- Оранта (Молительница) - в полный рост с воздетыми к небу руками и открытыми ладонями

- Великая Панагия (Всесвятая) - аналогична Оранте, но в «круге славы» изображен младенец Христос

- Богоматерь Знамение (Воплощение) - аналогична Панагии, но поясное изображение

- Елеуса (Умиление) - поясное изображение, Богоматерь показана в ¾ развороте и прильнувший к ее щеке младенец Христос

- Одигитрия (Путеводительница, Наставница) - поясное изображение Богоматери с младенцем Христом, сидящим на ее левой руке. Младенец держит в левой руке свиток (знак его учительства).

Одежда:

- мафорий - покрывало с каймой темно-вишневого цвета и тремя звездами (на плечах и голове)

- туника - длинное платье синего цвета (символ целомудрия и небесной чистоты).

6. Палеологовский ренессанс (1261 - 1453 гг.)

В 1204 года во время крестового похода рыцари - крестоносцы, оправляясь в Иерусалим, освобождать Гроб Господень, по несчастливому стечению обстоятельств попали в Константинополь и разрушили его. Империя как цельное государство прекратила свое существование, а на ее территории возникла Латинская империя крестоносцев и зависимые от нее мелкие феодальные государства. Византийский император и двор бежали в Никею. Здесь за почти 60-летний период изгнания был накоплен колоссальный духовный потенциал и заложены основы нового культурного подъема, который получил название «палеологовский ренессанс». Этот период длился с 1261 года, когда Михаил VІІІ Палеолог короновался в Никее и вступил в отвоеванный у латинян Константинополь, и до захвата Константинополя турками в 1453 года.

Подъем византийской культуры был обусловлен рядом причин:

1) духовный потенциал, накопленный за годы изгнания

2) чувство национальной гордости.

В этот период палеологовская культура, оставаясь в основе своей религиозной, приобрела ряд черт, позволяющей оценить ее как ренессанс:

1) усиление светского начала:

- выбор религиозных сюжетов, отдающих предпочтение трапезе

- изображались реальные исторические события

- изменение иконографического канона

2) возрос интерес к античности:

- взаимодействие природы и архитектуры в живописи

- меняется живописная палитра (становится более разнообразной)

3) пространство в живописных работах было еще не 3-мерным (высота, ширина, глубина), но в изображении фигур художник пользуется большей свободой

4) повышается интерес к индивидуальной характеристике действующих лиц.

Все эти особенности отразились в декоре перестроенной церкви Спасителя при монастыре Хора.

Исихазм

Годы подъема сменили 10-летия медленного угасания, а надежды уступили место безразличию и пессимизму. В условиях развивающегося кризиса Византийской империи появились мистические настроения. На этой почве возродилось древнее учение об исихии (в переводе с греческого - покой, отрешенность), защитником которого был монах Григорий Палама. Он писал: «Бог по существу Един, но в Нем много энергий. К числу таких энергий относится благодать Божия, и божественное озарение. Это озарение было в Адаме до падения, но через преступление оно утеряно. Оно потом было явлено на Фаворе, дабы мы знали, чем были и чем будем. Только это озарение дает человеку возможность усовершенствоваться по подобию Божию».

Мистическое учение исихазма о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самоуглублением подавило зачатки рационального мышления и своеобразного гуманизма, но в то же время углубило духовную жизнь Византии. Теория исихазма расцвела особенно в ХІV веке.

Влияние исихазма на византийскую культуру заключалось в росте индивидуального начала. Из-за исихазма разгорелась полемика о «фаворском нематериальном свете»: Палама утверждал, что свет, озаривший Христа на горе Фавор, есть нематериальная энергия, исходящая от фигуры Иисуса. Поэтому одним из самых популярных сюжетов того времени становится «Преображение»: художники изображали свет, либо идущим от Христа, т.е. несотворенным, либо фигура Христа была окружена светом, льющимся на него со стороны, т.е. сотворенным.

ХV век был временем заката византийской культуры. В 1453 г. турки захватили Константинополь, а последний византийский император Константин Палеолог был убит. С падением столицы практически прекратила свое существование и Византия.


[1] Название «форум» римляне дали также и огромному зданию, полукруглому в плане. В этом форуме размещалось 150 торговых лавок. В помещениях 1-го этажа стояли амфоры с вином и оливковым маслом. На 2-ом и 3-ем этажах продавали редкие заморские пряности. 4-ый этаж предназначался для заседаний и торговых сделок. А на последнем продавали живую рыбу в садках, в которые по специальному устройству подавались речная и морская вода из Остии.

[2] Были и другие Евангелия (например, от Фомы), но они не вошли в канон.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...