Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура Древнего Египта



1. Периодизация культуры Древнего Египта

К середине ІV тысячелетия до н.э. оформились 2 царства - Нижний и Верхний Египет. Между ними начинается борьба, сопровождающаяся длительными, тянущимися столетиями, войнами.

Около 3100 г. до н.э. - Верхний Египет завоевал Нижний. История сохранила нам имя царя Менеса, при котором произошло объединение страны. Он считается основателем первой династии. И при Менесе, и при его ближайших преемниках в Нижнем Египте неоднократно вспыхивали восстания, но они жестоко подавлялись.

Цари (слово «фараон» произошло от названия дворца, в котором жил правитель, «пер-а» - «большой дом») объединенного государства избрали своей резиденцией город Мемфис, развалины которого находятся вблизи современного Каира. Мемфис был основан на месте созданной еще Менесом крепости «Белая стена» (по-египетски Мен-нефер, откуда произошло греческое «Мемфис»). Географическое положение новой столицы обеспечивало лучший контроль над номами, в первую очередь номами Нижнего Египта. С перенесением резиденции царя в Мемфис называется тот период в истории Египта, который мы теперь называем Древним царством.

Периодизация истории Древнего Египта:

1. Древнее Царство (конец ІV - ІІІ тыс. до н.э.)

Этот период охватывает время правления ІІІ - VІ династий. К сожалению, об этом времени известно не так уж много. Документов почти не сохранилось. Несколько лучше нам известны искусство, архитектура и религиозные представления.

2. Среднее царство (до ХVІ в. до н.э.)

3. Новое царство (до конца ХІ в. н.э.)

4. Поздний период (ХІ - ІV вв. до н.э.)

5. Эллинистический период (ІV - І вв. до н.э.)

В 30 г. до н.э. Египет был завоеван римлянами и стал римской провинцией.

2. Религия

Основная концепция религии Древнего Египта сложилась почти 4000 лет до н.э. На протяжении долгих веков Египет воодушевляло страстное желание добиться воскрешения после смерти. В этом были едины и обитатели доисторического Египта, находившие покой в вырытых в песке ямах на краю пустыни, и замурованные в искусственных горах - пирамидах фараоны Древнего царства. Многие из представлений обитателей долины Нила о потустороннем мире и о воскрешении умерших позднее заимствовало христианство, что способствовало его популярности прежде всего в самом Египте.

В отдаленной древности считалось, что после смерти человек продолжает бытие по образу и подобию земной жизни. По представлениям египтян, все люди при рождении наделяются:

- Ба - душой;

- Ка - двойником, который является нечто вроде покровителя, заботящийся о человеке после его смерти.

Когда человек умирает, Ба и Ка отделяется от него, и воскрешение его возможно лишь в том случае, если тело будет сохранено и ему будет предоставлено все необходимое. Вот почему египтяне так заботились о сохранении тела покойника. Сначала они зарывали тела умерших в сухой песок в пустыне возле Нила, и сухой климат обеспечивал довольно длительную консервацию. Затем, с появлением гробниц, тело умершего предохраняли от тления при помощи специальных растворов, а также повязок и бинтов, пропитанных ароматическими смолами.

Однако мумификация далеко не всегда обеспечивала сохранность тела усопшего. Поэтому египтяне из твердых пород камня и дерева изготовляли портретные статуи, которые в случае гибели тела служили местом обитания Ка. Эти статуи помещались в специальные замурованные камеры (сердабы), лишь через узкую щель, пробитую на высоте глаз, соединявшуюся с внешним миром. Им приносились заупокойные жертвы, сопровождаемые молитвами и заклинаниями, которые должны были обеспечить покойному вечное блаженство в царстве мертвых.

В эпоху Древнего царства начинают складываться и первые представленияозагробномсуде, на котором председательствовал Осирис. Умерший фараон причислялся к сонму богов, поэтому 2 храма, входящие обычно в заупокойный архитектурный комплекс усыпальницы вместе с пирамидой, предназначались не только для совершения погребальных обрядов и мумификации, но и для последующих после захоронения мумии повседневных и праздничных жертвоприношений новому богу.

Умершего нужно было обеспечить и богатством, и рабами, и скотом, и семьей. В других древневосточных государствах, у которых были схожие верования, поступали просто: убивали и вдову, и слуг, а потом хоронили их вместе с хозяином. Но египетская религия в этом отношении была более гуманна: она никогда не требовала человеческих жертвоприношений. Она требовала только искусства, поэтому не палачи, а художники обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие. Они изготавливали ушебти (небольшие статуэтки), которые изображали слуг, членов семьи, скот.

Таким образом, искусству отводилась важная роль в заупокойном культе. Оно ни много ни мало, должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось не важным - видит ли кто-то эти росписи. Ведущие художники (архитекторы, скульпторы, живописцы) были часто высокопоставленными лицами, жрецами, их имена были известны и окружены почетом. Но выразить свою индивидуальную волю художник в полной мере не мог: его роль мыслилась как хранителя канонов (набор определенных правил). Жизнь была быстротечна, а искусство - вечно, поэтому искусство Египта искало обязательные для исполнения изобразительные формулы. И каждый художник должен был следовать существующей художественной традиции.

Еще в Древнем царстве сформировались 2 типа статуй, повторяющихся и Среднем, и в Новом царствах:

1) стоящая - напряженно выпрямленная фигура, фронтальная, с высоко поднятой головой, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу.

2) сидящая - руки симметрично положены на колени. Торс выпрямлен, взгляд устремлен вперед.

В рельефах Древнего царства утверждается традиция своеобразного распластывания фигуры на плоскости: голова и ноги изображены в профиль, а торс - развернутым, вся фигура обведена единой линией.

3.Литература и письменность

Древнеегипетская мифология не пользуется столь широкой популярностью, как мифология Древней Греции и Древнего Рима. Это, наверное, связано со следующими характерными чертами:

- в египетском мифе события могут показаться не имеющими причинно-следственной связи;

- поступки богов никак психологически не мотивированы, а порой и вовсе непоследовательны;

- иногда не ясен и сюжет;

- порой один и тот же бог в разных вариантах одного и того же мифа выступает то как доброе, то как злое существо.

Даже в изображении богов нет четких правил: одного и того же бога можно увидеть то в виде человека, то в виде животного, то в виде человека с головой животного. Наконец, некоторые боги не имеют даже постоянных имен, они меняются в зависимости от времени суток (например, Ра-Хепр утром, Ра-Атум вечером).

Ученые считают, что такая алогичность (хотя сами египтяне принимали все совершенно спокойно) происходила из-за того, что в религии Египта очень долгое время не существовало понятия «религиозное инакомыслие» (ересь):

- не было строгих правил (догматов), которые считались бы обязательными для всех;

- фактически в каждом номе страны складывались свои собственные версии одних и тех же сказаний и мифов, по-разному передающие одни и те же религиозные события (в результате даже мифы, существовавшие в пределах одного религиозного центра и в один исторический период, совершенно по-разному передавали одни и те же события).

Древние египтяне селились на восточном берегу Нила; западный берег был отдан «вечности» - потустороннему бытию: там строили пирамиды и гробницы. Этот обычай имел в основе свою символику: как солнце рождается на восточном берегу небесной реки и умирает на западном, так и люди - «скот бога Ра» - проводят свою земную жизнь на востоке, а после смерти переселяются на запад, в «Поля камыша» - загробный «рай», место успокоения и вечной жизни.

В Древнем Египте для письма использовались длинные ленты тростника папируса. Его стебли разрезали на полоски, высушивали и склеивали, а для придания гладкости разглаживали камнем. Писали египтяне тоненькой тростинкой, вместо чернил использовали черную и красную краску. Текст писали черной краской, а начало каждого нового раздела выделяли красным цветом. Так появилось выражение «красная строка», которым мы и сейчас обозначаем новую строку в начале абзаца.

Поскольку папирусы терялись, исчезали во время пожаров или войн, то до нас дошло больше записей, высеченных на стенах пирамид, гробниц, обелисках. Надписи эти весьма своеобразны: гимны, молитвы, обращенные к разным божествам. В религиозной литературе можно выделить 3 сочинения:

1) «Тексты пирамид»

Это первый образец заупокойных текстов. Как утверждают некоторые исследователи, часть этих текстов относится ко времени, предшествующему объединению Египта, когда существовали еще независимые государства Нижнего и Верхнего Египта. Египтяне верили, что начертанные на стенах пирамид тексты, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Унаса (ХХІІ в. до н.э.) на стенах его пирамиды, что положило начало этой традиции. Иероглифы окрашивали в зеленый цвет.

2) «Тексты саркофагов»

В Среднее царство в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах.

3) «Книга мертвых»

Способы достижения загробных благ еще более упростились в Новое царство. Магические тексты составлялись в скрипториях («домах жизни», где не только писались различные тексты, но работали и астрономы, и математики, и врачи). Это стало настолько обычным, что свитки папирусов изготовляли в специальных мастерских. «Книга мертвых» - один из интереснейших погребальных сборников Нового времени, отличительной особенностью которого были многочисленные иллюстрации. Сборник был обнаружен в Фиванских гробницах. Книга не имеет определенной формы и сюжета, по большей части это тексты, которые считались необходимыми для покойника и потому клались с ним в могилу. В книге множество магических заклинаний, правил поведения при переходе в потусторонний мир, молитв, обращений к божествам. Таким образом, «Книгу мертвых» можно рассматривать как некий свод законов, помогающий умершему перейти из одной жизни в другую.

У истоков исторической жизни Египта в ІІІ тысячелетии до н.э. появляются удивительные следы красивых письменных знаков, следы непрерывного письма. Это письмо пока еще остается тайной Египта и позволяет сделать заключение, что письменность могла быть создана еще до начала египетской истории. Но кто были эти таинственные писцы, пришли ли они в Египет из неизвестных краев и погибли там, унеся в могилу свою систему красивой письменности, или странствовали близ Египта, зарождая идею создания письменности среди людей, живущих у берегов Нила, - все это пока загадка египетского сфинкса.

Возникшая впоследствии на берегах Нила рисуночная письменность, вероятно. Имела другое происхождение. Почти одновременно с появлением письменности у шумеров на рубеже ІV - ІІІ тысячелетие до н.э. возникла и письменностьегиптян. Первые знаки - слова изображали краской на горшках и черепках. В период первых двух династий эти знаки - слова умножались, они стали обозначать:

- различные хозяйственные отношения;

- торжественные события;

- военные походы.

Известно, что звуковые комбинации появились довольно давно. Они были перемешаны с рисуночной письменностью. Изображение числа встречается уже в самом начале египетской истории. Из этого можно сделать вывод, что человек вначале научился считать и лишь потом писать.

Египетский язык с течением времени значительно изменился, кроме того, впитал в себя местные диалекты и различные профессионализмы, пришедшие из языка врачей, солдат, жрецов.

Египетский язык находился в употреблении дольше, чем все языки мира, за исключением китайского. Люди пользовались им по крайней мере с ІV тысячелетия до н.э. вплоть до ХVІІ в. н.э., т.е. почти 5000 лет. Долгое время тексты не могли прочесть (голову над письменами ломали античные историки, писатели, философы), но благодаря французскому ученому Жану Франсуа Шампольону (1790 - 1832) это стало возможным. 14 сентября 1822 г. ему удалось прочесть имена двух фараонов - Рамсес и Тутмос - на знаменитом Розеттском камне, который был обнаружен солдатом армии Наполеона в 1799 г. неподалеку от города Розетты в дельте Нила.

У египтян существовало 3 вида письма:

1) иероглифика - священное письмо, высеченное на камне. Представляло собой рисуночное письмо, самый древний вид египетской письменности;

2) иератика - священное письмо жреческих книг, скоропись, которая развилась из иероглифического письма. Этим видом письма записывались жреческие книги, составлялись военные донесения, счета, деловые письма;

3) эпистолографика - письмо для повседневного употребления. Оно появляется в VІІ в. до н.э., вариант еще более упрощенной скорописи, при помощи которой записывались светские литературные тексты.

В египетском языке содержало более 800 знаков. Египетский язык оказался очень развитым и гибким. Писались иероглифы во все стороны, но при этом соблюдался ряд правил:

- головы людей, птиц, животных, изображенных на иероглифах, всегда были повернуты в ту сторону, откуда надо начинать чтение;

- выписываемые знаки образовывали квадрат;

- знаков препинания (точки, запятые) отсутствовали.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 239 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...