Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура Древней Греции



§ 1. Ранние периоды культуры Древней Греции

В мировой художественной культуре особе место занимает творчество мастеров Древней Греции и Древнего Рима. В истории цивилизаций этот период получил название античность - от латинского «антикус» («древний»). Впервые этот термин появляется в ХV в. в эпоху Возрождения. В это время, после многих столетий забвения в период средневековья, вновь открытое искусство Греции и Рима привлекло мыслителей и художников Италии своей красотой.

1. Крито-микенская культура

Критское царство было некогда сильной державой с могущественным флотом. Географическое положение острова - между Европой, Северной Африкой и Малой Азией - отводило ему значительную роль в международных отношениях того времени. Жители Крита обрабатывали землю, собирали богатые урожаи. Мягкий климат способствовал земледелию во все времена года. Крит находился на скрещении самых оживленных торговых путей Средиземноморья, и не случайно крупнейшие города Кносс, Фест выросли на побережье. Они были столицами самостоятельных царств, которые поддерживали между собой дружеские отношения.

Во второй половине ХVІІІ в. до н.э. центром критского государства становится город Кносс. Это было время величайшего расцвета культуры. Самый замечательный памятник этого времени - Кносский дворец, с которым связан миф о Минотавре. Главным украшением дворца была живопись. Мастера Коса в совершенстве владели техникой фрески - росписью по сырой штукатурке. Критское царство погибло в конце ХV в. до н.э. Уже до этого на острове случались разного рода катастрофы, и Кносский дворец дважды перестраивался. Но, как полагают ученые, около 1520 г. до н.э. произошло гигантское извержение вулкана на острове Фера, огромная волна опустошила побережье Крита, а поселения островитян превратились в груду развалин. Критская цивилизация не возродилась.

В начале ХХ века Кносский дворец был раскопан археологом Артуром Эвансом.

С угасанием цивилизации Крита средоточием эгейской культуры становятся крепости материковой Греции - Микены, Тиринф, Пилос. Ахейцы, населявшие полуостров Пелопоннес, восприняли критскую культуру и соединили ее со своей. В отличие от критских, микенские дворцы окружали крепостные стены, за кладку получившие название «циклопические» (они были сложены из больших каменных глыб, поэтому микенцы считали, что их возвели циклопы). Города Крита не нуждались в укреплениях, их оберегало море. Ахейцы же строили свои поселения на высоких холмах, которые называли «акрополи», т.е. «верхние города». Такие крепости сохранились в Тиринфе и Микенах. Центральным входом в крепость служили ворота. Знаменитые Львиные ворота в Микенах грандиозны. Они являются единственным образцом монументальной скульптуры в Эгейском искусстве. От ворот дорога поднималась на вершину холма, где находился царский дворец. В центре дворца находился мегарон - парадное помещение для собраний и праздничных пиршеств. Вокруг мегарона располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные. Вблизи дворца находились дома знати, а за пределами крепости, у подножия холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники.

Дворцы в Микенах также украшались росписями, но они уже менее живописны и более схематичны, чем в Кноссе. Это же относится и к микенской керамике, хотя по качеству и прочности красок она превосходит критскую.

К числу самых известных памятников архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших царей в скалах высекали прямоугольные могилы. В конце ХІХ века немецкий археолог ГенрихШлиман открыл захоронения и назвал их «шахтовыми».

Позднее начинается сооружение купольных гробниц - толосов. Монументальные толосы в Микенах по своей грандиозности не уступают дворцам и крепостным стенам. Наиболее знаменитая из этих гробниц носит условное название «сокровищница Атрея». Так звали мифического царя Микен, отца героев Троянской войны Анамемнона и Минелая. Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, одежды украшались золотыми пластинами.

В середине ХІІ в. до н.э. микенская цивилизация была сметена нашествием с севера: дорийцы, родственные ахейцам племена, огнем и мечом прошлись по Пелопоннесу. Они разграбили и сожгли богатые ахейские города.

2. Гомеровский период («темные века»)

Дорийцы, вторгшиеся в Грецию, стояли на более низком уровне развития. Но они умели обрабатывать железо, и с ними связано начало «железного века» в Средиземноморье.

Основным источником знаний об этой эпохе являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», входящие в Троянский мифологический цикл и созданные легендарным автором Гомером, который был рапсодом (сказитель, перерабатывавший ранее созданные тексты и превращающий их в самостоятельное произведение; до этого в Греции существовали лишь аэды - сказители, которые лишь воспроизводили созданное до них). В Троянский мифологический цикл входят также мифы, отражающие борьбу греков за овладение малоазиатским городом Илионом (Троя):

- «Илиада» отражает несколько эпизодов из 10-го года осады Трои;

- «Одиссея» - возвращение на родину одного из героев - ахейцев Одиссея.

Все исследователи отмечают, что именно в эпосах («эпос» в переводе «слово о подвигах») Гомера закладываются основные темы и проблемы, которые в дальнейшем будут разрабатываться древнегреческой культурой.

В это время на смену родовому строю приходит социальное неравенство и постепенно складывается классовое общество. Именно в эту пору сложились основы греческой мифологии и народной эпической поэзии.

Заслуга Гомера состоит в том, что он:

- «переселил» древнегреческих богов на гору Олимп,

- разложил образ Геры на отдельные женские образы (появляются следующие богини - Артемида, Афина, Афродита и пр.),

- выстроил семейные отношения между всеми божествами.

Кроме того, эпосы Гомера характеризуются следующими чертами:

- боги в них предстают большими, по сравнению с человеком, лишь количественно, но не качественно (т.е. боги по набору характеристик ничем не отличаются от людей, они только выше ростом); греки представляли богов как совершенных и прекрасных людей. Это очеловечивание богов, характерное для греческой религии, делало их близкими и доступными человеку, а неподвластные людям обожествленные силы природы становились более понятными;

- всегда присутствует мотивация поступков героя;

- мир, показанный Гомером, предстает во всем многообразии (в его произведениях действуют и люди, и боги, и силы природы, таким образом, показан весь Космос);

- Гомер в своем повествовании всегда придерживается «золотой середины» (впоследствии это станет одной из характерных черт древнегреческой философии).

По сравнению с мифологией изобразительное искусство и архитектура этого времени делают лишь первые шаги. Прикладное же искусство отличается более высоким уровнем мастерства. Сосуды и вазы расписываются геометрическими рисунками.

В ІХ в. до н.э. греки позаимствовали у финикийцев письмо, добавив новые, недостающие знаки для обозначения гласных. Вначале греческие буквы не имели единообразного, устоявшегося начертания. В 403 г. до н.э. (эпоха классики) в Афинах был официально введен так называемый ионическийалфавит, который затем был принят как нормативный во всей Греции. Первоначально были только прописные буквы, строчные появились лишь в ІХ в. н.э.

§ 2. Архаика

Это время общественных перемен в жизни Греции, когда начинается бурный прогресс материальной культуры:

- применяются железные орудия;

- строятся дороги;

- возводятся мосты;

- сооружаются водопроводы;

- совершенствуется металлургия и техника литья;

- увеличивается производство товаров для продажи;

- появляются общегреческие рынки;

- начинает чеканиться монета;

- углубляется имущественное и социальное неравенство в среде свободных, что приводит и к более широкому применению труда рабов.

Главная линия внутренней жизни Греции - борьба демоса (народа) - земледельцев, ремесленников, торговцев - против родовой аристократии. В Греции была создана особая форма политической власти рабовладельцев - рабовладельческаяреспублика, имеющая характер демократической. В переходный период борьбы демоса с аристократией власть иногда сосредотачивалась в руках единоличных правителей - тиранов. Но эта власть обычно теряла свою опору в народных массах и уступала место республиканскому правлению.

Обслуживаемые рабами, свободные граждане наслаждались благами жизни в небольших государствах. Эти государства образовывались вокруг городов, которые становились их культурными и экономическими центрами. Отсюда и специфическое название греческого государства - полис, что означает «город - государство». Каждый полис включал городское население и окружающие город пахотные земли. Самостоятельность инезависимостьгородаобеспечивало ополчение свободных граждан. В формировании греческого рабовладельческого общества большую роль сыграла колонизация греками Средиземноморья, а также берегов Черного и Мраморного морей. Колонии становились независимыми полисами. Почти 150 греческих полисов возникло на берегах Испании, Южной Франции, Сицилии, Северной Африки.

Все эти социально-политические изменения, случившиеся в период архаики, воспитали у греков особое мировосприятие:

- научил по достоинству ценить реальные способности и возможности человека;

- стремление быть активным гражданином своего полиса.

Именно эти качества и возможности были возведены в высший художественный принцип и стали эстетическим идеалом Греции.

В понимании египтян герой могуч своей таинственной принадлежностью к миру стихий: его сила - сила льва, его мудрость - мудрость коршуна или змеи. Греческий герой, напротив, побеждает своим чисто человеческим хитроумием (вспомните, например, как Одиссей перехитрил Циклопа), ловкостью. Для этого тело человека должно быть натренированным и гармонично пропорциональным. Греческое искусство стремится к человеческой мере во всем, поэтому одним из излюбленных образов становится образ стройного юноши - атлета (курос).

В VІІ в. до н.э. широко распространяется алфавитная письменность, возникшая в предшествующий гомеровский период. Кроме того, греки создают свою математику, астрономию, медицину, зарождается философия. Появляются первые исторические и географические труды.

В искусстве архаики можно пометить наследственные черты преемственности:

1) с крито-микенской культурой;

2) с геометрическим стилем гомеровской эпохи;

3) следы влияния восточных культур.

1. Архитектура

Если до этого времени храмы не требовались, то теперь возникла необходимость в них. Они становятся центром жизни не только религиозной, но политической и экономической. Архитекторы помещали святилища на высоких холмах или на берегу моря. Место выбиралось таким образом, чтобы не только постройка органично вводилась в окружающий пейзаж, но и сам природный ландшафт - выступ, склон, которые непосредственно примыкали к храму, - являлись бы его составной частью.

Существовало несколько типов греческого храма, но наибольшее распространение получил периптер (в переводе «окруженный колоннадой»):

- прямоугольный в плане,

- вокруг него по периметру шла колоннада,

- вход располагался на востоке и вел в преддверие;

- основное помещение именовалось целла - здесь устанавливалась статуя божества. Свет проникал в целлу только через дверь, так что в ней царил полумрак, создававший особо торжественное настроение;

- позади целлы в особом помещении хранились дары,

- алтарь располагался под открытым небом.

Греческий храм возник из микенского мегарона. Древние греки были удивительно талантливым. Веселым и жизнерадостным народом. Они стремились к тому, чтобы около построенного ими здания человек чувствовал себя выше, шире в плечах, стремились, чтобы архитектура вселяла в сердце бодрость и уверенность. Греческие храмы строились как жилище бога, во всем похожего на человека, поэтому были, как правило, небольшими по размеру. В этом проявлялось мироощущение греков, в основе которого лежала мысль о соразмерности сил человека и природы. Пропорции колонн, размеры капителей рассчитывались исходя из пропорций человеческого тела.

В VІІ в. до н.э. возникает архитектурная ордерная система (в эпоху архаики - дорический и ионический ордера, а в эпоху эллинизма - коринфский):

- дорический ордер был связан с частями материковой Греции. По мнению греков, этот ордер воплощал идею мужественности, поэтому иногда колонны заменяются или дополняются мужскими фигурами (атлантами).

- ионический - с островной и малоазиатской культурой Греции. Этот ордер был легок, строен, наряден, поэтому здесь колонны заменяются или дополняются женскими фигурами (кариатидами).

Роль колонны в греческом зодчестве была велика и многообразна:

- колонны окружали целлу;

- выстраиваясь вокруг городской площади, они образовывали портик (портики часто ставили и перед частными домами).

Так что жизнь греческих городов протекала на фоне или под сенью колонн. Храмы строили из тесаных блоков известняка или мрамора (квадров) без всякого связующего раствора. Опытные каменотесы умели точно подгонять квадры один к другому, что линия соединения была почти незаметна. Из отдельных цилиндров - барабанов, скрепляя их между собой втулками, складывали колонны, затем обтесывали, полировали, при этом достигали такой точности, что колонна казалась выточенной из монолита.

Зодчество и ваяние (скульптура) составляли в Греции единое целое.

2. Скульптура

Постоянные войны делали главной обязанностью гражданина защиту полиса с оружием в руках. Образ доблестного воина воспевали греческие поэты. Суровые тяготы походы и огромный вес вооружения требовали от воина большой физической силы и выносливости. Эти качества греки постоянно воспитывали тренировкой, которая начиналась с детских лет и продолжалась всю жизнь. Гимнастические упражнения, развивающие крепость тела и стойкость духа, стали основой воспитания свободного гражданина, неотъемлемой частью его повседневной жизни. Расцвету атлетики способствовали и общегреческие состязания, среди которых центральное место занимали Олимпийские игры. Победители таких состязаний пользовались всеобщим уважением.

Сама жизнь формировала в сознании греков атлетический идеал красоты, образ физически сильного и мужественного человека. В этот период скульпторы учатся передавать правильные пропорции человеческого тела во время движения. Правда, задача эта была сложной. Архаическим мастерам удавалось запечатлеть только позу, изображавшую то или иное движение.

Наиболее типичным образцом скульптуры этого времени является:

- курос - юношеская обнаженная атлетическая фигура. Этот образ проходит через все архаическое искусство;

- кора (в переводе «девочка, девушка») - женская одетая фигура.

Так могли изображаться и люди, и боги.

Скульптуру делали из разных материалов:

- высекали из различных пород камня,

- вырезали из дерева,

- делали из обожженной глины - терракоты,

- появляются первые бронзовые скульптуры (ІV в. до н.э.).

К лучшим творениям архаического искусства относятся:

- статуя Мосхофора (в переводе «человек, несущий теленка»)

- Аполлон из Пирея

- «Кора в пеплосе» (пеплос - это плащ)

- «Дельфийский возничий»

Статуи в это период не были такими однообразно белыми, какими мы их видим сейчас. На многих статуях сохранились следы краски: видимо, их раскрашивали в светлые, радостные цвета.

3. Лирика

Древнегреческая лирика тесно связана с музыкой, на что указывает сам термин «лирика» - исполнение в сопровождении лиры.

Основные виды лирики:

1) элегия

Древнейшие образцы элегии принадлежат поэтам VІІ в. до н.э. Каллину и Тиртею. Их стихи очень сходны по содержанию и во многом близки к эпосу. Это обращенные к согражданам патриотические призывы к воинской доблести и мужеству в борьбе с врагом.

В условиях острой общественной и политической борьбы в Греции элегия становится формой выражения политических и нравственных взглядов. В элегиях (особенно у Солона, жившего на рубеже VІІ - VІвв. до н.э. ) звучит новый, неизвестный эпосу мотив - ответственность каждого человека перед народом. Впервые в греческой литературе появляется тема гражданской морали, которая станет ведущей в трагедии.

Еще одна тема, появляющаяся в элегиях, - тема любви (поэт Мимнерм).

2) ямбическаяпоэзия

Она прочно связана с земледельческой культовой поэзией. Отличается обличительным характером. Величайшим ямбическим поэтом, которого можно считать родоначальником всей греческой лирики, был Архилох. Его мировоззрение во многом отличается от эпического. Отчужденность лирического героя Архилоха от других людей, его индивидуализм показывают изменения, происходящие в обществе. Человек становится выше родовых связей, но еще не включен в новые связи города - полиса.

3) мелика (от греческого «мелос» - песня)

Мелическая поэзия развивалась в формах хорового и сольного пения:

а) сольный (монодийный) мелос

Различные жанры и виды сольного мелоса были связаны с определенными областями и диалектами. На острове Лесбос на рубеже VІІ - VІ вв. до н.э. жили 2 поэта, имена которых славились по всей Греции - Алкей и Сафо (возможно написание и Сапфо). Поэзия Алкея неотрывна от политической борьбы, в которой поэт принимал активное участие. Его стихи - это прежде всего политическая лирика. Современницу Алкея Сафо философ Платон называл «десятой музой». В ее стихах представлен мир личных чувств, а основная тема - любовь.

б) хоровой мелос

Существовало много видов хоровой мелики:

- дифирамб - гимн, посвященный богу Дионису;

- эпиникия - песнь в честь победителя на гимнастических состязаниях (особую известность приобрел поэт Пиндар, четыре книги его эпиникиев посвящены победителям Олимпийских, Пифийских и Немейских игр);

- гипорхема - песнь, сопровождаемая танцем.

§3. Классика

В самом начале V в. до н.э. Греция подверглась нашествию полчищ персидской державы. Грозная опасность сплотила греческие города. Решающие победы над персами укрепили могущество греческого общества. В ходе греко-персидских войн сложился союз греческих городов, в который входило около 200 государств. Первенство в нем принадлежало Афинам - крупнейшему экономическому и культурному центру Древней Эллады. Они привлекли к себе знаменитых поэтов, историков и философов.

В это время расцветает греческий театр и творчество Софокла, Эсхила, Еврипида.

Все мужское население Афин, кроме рабов (составлявшие почти половину населения), представляли коллектив равноправных граждан, «общину равных». Все они пользовались избирательным правом и могли быть избраны на любую государственную должность. При этом гражданская пассивность строго осуждалась. Рабы, как правило, набирались из военнопленных, и были чужестранцами. Никакими гражданскими правами они не пользовались. Женщины были отстранены от общественно-государственных дел, но были незамужние женщины - гетеры, ведшие свободный образ жизни, - оказывали немалое влияние и на политику, и на искусство.

Греки не были бездельниками: они сами трудились в собственных мастерских, исполняли государственную работу, за которую получали жалованье, крестьяне обрабатывали землю. Изобразительное искусство считалось одним из видов ремесла, однако художники пользовались почетом - не в качестве служителей богов (как в Древнем Египте), а как искусные мастера своего дела. Труд у афинян не считался позорным делом, как позже у римлян. Афинское общество отличалось демократической простотой вкусов и нравов. Греки ценились разумность, меру, силу страстей.

Расцвет Афин в период классики связан с деятельностью правителя Перикла (годы правления 443 - 429 гг. до н.э.). Он был талантливым, прекрасно образованным, блестящим оратором. Он упрочил экономику и военно-политическую мощь Афин, превратил город в культурный центр. Перикл был дружен с историком Геродотом, с драматургом Софоклом и скульптором Фидием. Одним из наивысших достижений была организация реконструкции и перестройки Акрополя.

1. Акрополь

Акрополь - это большой продолговатый холм, возвышающийся над Афинами. Люди издавна селились здесь, т.к. местность была удобна для обороны и обеспечена водой. В микенские времена Акрополь представлял собой небольшой город, окруженной каменной стеной. К концу «темных веков» Акрополь превратился в священное для греков место, где возводились только храмы и городские святилища. Другие общественные здания и жилые дома строились у подножия горы.

480 г. до н.э. - после столкновения с персами храмы и стены Акрополя были разрушены. И именно Перикл инициировал его перестройку: все храмы, стоящие на Акрополе до сих пор, выстроены при нем. Непосредственное осуществление этого плана Перикл поручил Фидию. Трудно было сделать более удачный выбор. Их связывала личная дружба. Фидий посвятил этому проекту 16 лет своей жизни. Здесь в полной мере развернулись организаторские способности, а талант скульптора достиг творческой зрелости. Он осуществлял общий надзор за возведением зданий, ему подчинялись отряды ремесленников и каменотесов.

Как всякая греческая архитектура, комплекс Акрополя органически связан с окружающим ландшафтом. Причем если для архитектуры архаики был характерен принцип симметрии при размещении объектов, то в основе композиции Акрополя - это было характерно для всего периода классики - лежал принцип свободной планировки. Акрополь был и святилищем, и укреплением, и общественным центром:

- хранилась государственная казна,

- размещалась библиотека,

- находилась пинакотека (картинная галерея).

На ежегодных праздниках в честь Афины после конных и гимназических состязаний, после соревнования певцов и музыкантов наступал самый торжественный момент - всенародное шествие на Акрополь. Двигались всадники на конях, шли государственные мужи, шли военные в доспехах. Празднество заканчивалось всеобщим пиром на Акрополе.

ВходвАкрополь представлял собой мраморный проход - Прополеи (парадный вход) (архитектор Мнесикл). Пропилеи имели два крыла:

- на одном из них размещалась пинакотека

- на другом - небольшой по размерам храм богини Ники («победы») (архитектор Калликрат). Храм был разрушен во время турецкой войны в ХVІІІ в.

Внимание каждого входящего привлекала бронзовая статуя Афины - Промахос («воительница») (7 м, скульптор Фидий). В ясные дни блеск ее копья виден морякам, возвращающимся в порт. Статуя была уничтожена в ХІІІ в. рыцарями - крестоносцами.

Главныйхрам - Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат, под руководством Фидия). В целле храма находилась статуя Афины - Парфенос (дева) (скульптор Фидий). Она была изготовлена из дерева, открытые участки тела были покрыты платинами, изготовленными из кости, а доспехи - из золота. Это золото - государственный неприкосновенный запас весом в 2000 кг. Каждые 4 года (перед Олимпийскими играми) их снимали и взвешивали. Во время нападения на Афины византийцев статуя была вывезена в Константинополь, где ее следы затерялись.

Эрехтейон - один из красивейших храмов Акрополя. Храм, посвященный Афине и Посейдону. Согласно мифам, он стоял на месте, где в древности происходил спор Афины и Посейдона. Храм был назван в честь легендарного предшественника микенских царей Эрехтея.

2. Древнегреческий театр

Главными чертами древнегреческого театра были массовость и народность. Например, Афинский театр Диониса на южном склоне Акрополя, существовавшего уже в V в. до н.э., вмещал 44 тысячи зрителей. Учитывая численность гражданского населения в античных полисах, можно с уверенностью сказать, что все они в дни празднеств располагали вполне реальной возможностью попасть в театр. Массовость в сочетании со сложившимися в Греции условиями общественной жизни превратила театральную сцену в своего рода трибуну, с которой возвещались новые идеи большого общественного значения.

534 г. до н.э. - в дни Великих Дионисий выступил первый известный по имени поэт - драматург Феспид.

Постоянного театрального сооружения в Афинах тогда еще не было, и представления устраивались на центральной площади города, где для зрителей каждый раз возводили из досок и бревен временные помосты. Но и тогда эти зрелища были массовыми. Множество народа собралось в Афинах в 500 г. до н.э., так что даже деревянные помосты, на которых видели зрители, не выдержали такого числа людей и рухнули. После этой катастрофы высший законодательный орган афинского государства - народное собрание - вынес постановление о постройке постоянного театра в священном округе бога Диониса на южном склоне Акрополя.

Расцвет театра приходится на V в. до н.э. во время правления Перикла, совершившего немало полезных государственных и культурных начинаний (например, постройка Акрополя). Спектакль можно с полным правом назвать и музыкальным, и хоровым. Музыкальным в том смысле, что весь его строй был подчинен музыкальной композиции и ритму. Хоровым - потому что с начала до конца его пронизывали выступления хора.

Огромную роль в развитии древнегреческой драматургии сыграли следующие драматурги:

1) Эсхил (525 -456 гг.до н.э.)

Впервые принял участие в театральном состязании в возрасте 25 лет, но только к 40 годам одержал первую победу. Эсхил написал 72 (по одним данным) или 90 (по другим источникам) пьес («Прикованный Прометей», «Агамемнон», «Орестея» и др.). Драматург побеждал 13 раз (последний раз в 458 г. до н.э.). Трагедии Эсхила отражают ряд проблем, волновавших и самого автора, и его современников. К числу их относятся:

- проблема рока как независимой не только от поведения людей, но и от воли богов силы, одинаково тяготеющей и над отдельными людьми, и над целыми народами;

- проблема возмездия;

- проблема нравственного долга перед государством.

Эсхил был не только автором текста своих трагедий, но и выступал в них сначала единственным, а потом первым актером, готовил хор для этих постановок и сам сочинял для своих трагедий музыку. Был одновременно и балетмейстером, и костюмером, и изобретателем первых театральных машин. Он участвовал даже в изготовлении масок.

2) Софокл (496 - 406 гг. до н.э.)

Постоянный соперник Эсхила на драматических состязаниях. Он был человеком совершенно иного облика, баловнем судьбы, красивым, щедро одаренным, богатым, пользующимся у всех расположением. Он был сыном владельца оружейной мастерской, семья была состоятельной, и смогла дать Софоклу прекрасное образование. Получил Софокл и специальность - врачебную, т.к. стал по семейной традиции жрецом Асклепия, бога врачевания. Занимался и государственными делами, занимая высокие должности в Афинах. Это обстоятельство породило в нем особый интерес к проблемам, связанным с властью. В произведениях Софокла («Эдип-царь», «Антигона», «Электра» и др.) философские и политические проблемы занимают главное место. Особенно интересуют драматурга моральные проблемы, в частности к проблеме моральной ответственности человека власти перед обществом.

3) Еврипид (около 480 - 406 гг. до н.э.)

Первым стал изображать людей с присущими смертным недостатками и достоинствами, с их увлечениями, горестями, страданиями и страстями, толкавшими их порой на преступления. В этом отношении Еврипид («Алкестида», «Ипполит», «Андромаха» и др.) стал родоначальником психологической драмы, предтечей Шекспира. Можно сказать, что не было такого вопроса, стоящего перед греком, которого бы не коснулся Еврипид (религия, мифология, силы, управляющие миром, соотношение прав человека и законов государства, познавательные способности человека и пр.).

4) Аристофан (V в. до н.э.)

Древнегреческая комедия отличалась не хитроумной интригой или разнообразием характеров - это пришло позже, а так называемым агоном (спором). У Аристофана это всегда спор на какую-либо актуальную тему:

- спор разных поколений;

- спор различных течений в искусстве («Лягушки»).

До нас дошло 11 комедий Аристофана («Облака», «Мир», «Птицы», «Лисистрата» и др.). Все исследователи называют Аристофана «отцом комедии».

«Золотой век» античного театра длился недолго. Это был именно один век. На протяжении этого века античный театр сложился, достиг вершины и на рубеже V - ІV вв. до н.э. резко склонился к упадку. Трагедии, ставившиеся на афинской сцене в ІV в. до н.э., не идут ни в какое сравнение с произведениями поэтов - драматургов V в. до н.э. Трагический жанр быстро выродился. У комедии иная судьба. Аристофан тоже не нашел себе достойных преемников. Представляемый им жанр так называемой древней аттической комедии - комедии хоровой, шутовской, насыщенной злободневным политическим содержанием, открыто высмеивающей конкретных политических деятелей, - вообще сошел со сцены, уступив место новым формам этого жанра: средней аттической комедии и новой аттической комедии.

Персонажи новых комедий не отличались разнообразием. Уже в среднеаттической комедии появились такие типовые маски, как повар, гетера, врач, флейтист и др. Наиболее известным и выдающимся представителем жанра новой комедии был Менандр. Используя традиционные для своего времени драматургические формы, он сумел наполнить их живым содержанием, вникнуть в психологию своих героев - людей рядовых и даже рабов («Угрюмец», «Герой», «Земледелец» и др.). Менандр написал свыше 100 комедий, но, к сожалению, они не сохранились полностью.

§ 4. Эпоха эллинизма

Эпоха эллинизма - сплав эллинистической и восточной культур. Эллинизм означает «уподобиться эллинам». Хронологически эллинизм охватывает период от смерти А.Македонского в 323 г. до н.э. и распада империи на отдельные государства до І в. до н.э., а точнее, до 31 г. до н.э., когда Египет был присоединен к Риму.

В ІV в. до н.э. политическое могущество Афин пошатнулось, подорванное длительной войной со Спартой, которая закончилась для Афин невыгодным миром. Усилились и внутренние противоречия полиса: он не был больше таким стройным, процветающим организмом, как в V в. до н.э. Усугубило положение захват Греции Македонией и завоевательные походы А.Македонского, основавшего огромную империю, от Дуная до Инда. Александр воспитывался в духе античной традиции, поскольку его воспитателем был Аристотель, а придворным художником и скульптором был Лисипп. Все это не помешало Александру, захватив персидскую державу и заняв трон египетского фараона, объявил себя богом и потребовать, чтобы и в Греции ему воздавали почести бога. Непривыкшие к восточным обычаям, греки посмеивались над Александром, говорили: «Ну, если Александр хочет быть богом - пусть будет». И официально признали его сыном Зевса. Александр начал насаждать свою модель государства - рабовладельческую монархию. А.Македонский основал 70 городов с эллинским укладом жизни, самым знаменитым из которых стала Александрия в дельте Нила.

Она славилась регулярной (т.е. правильной) планировкой улиц, беломраморными храмами, огромной библиотекой. Восточной влияние проявилось прежде всего в декоративности. Не случайно, что общественные и культовые здания в Александрии возводились в коринфском стиле.

Для архитектуры эллинизма характерна гигантомания, что проявившаяся в следующих произведениях:

- Галикарнасский мавзолей;

- Фаросский маяк (архитектор Сострат);

- Пергамский алтарь Зевса;

- Колосс Родосский (автор Харес) - 37-метровая статуя бога Гелиоса, поставленная на входе в гавань острова Родоса.

Активно в этот период развивается и скульптура, представленная следующими именами:

1) Скопас

Родился на острове Фарос, работал во многих городах Эллады. В его искусстве проявляются страсть и порыв, беспокойство, борьба. Все это, видимо, было свойственно как самому скульптору, так и времени, в которое он жил. Однако творчество Скопаса, чрезвычайно обширное, как по количеству работ, так и по тематике, погибло почти без остатка.

2) Пракситель

Он воспевал радость жизни и чувственную красоту человеческого тела, его персонажей не мучают страсти, они спокойны. Пракситель был богат, пользовался громкой славой. Наибольшую известность получила статуя Афродиты, которую мастер исполнил для острова Книд. Это было первое изображение обнаженной богини в греческом искусстве. Моделью для статуи богини любви Праксителю служила его возлюбленная - прекрасная Фрина. Афродита Книдская известна нам лишь по копиям.

3) Лисипп

Он обладал чрезвычайным трудолюбием и за свою долгую жизнь создал 1500 бронзовых статуй. Среди них были и колоссальные фигуры богов, и группы, изображающие все подвиги Геракла. Наряду с мифологическими образами в творчестве Лисиппа нашли отражение самые заметные события современности, вошедшие потом в историю. Являясь придворным мастером А.Македонского, он запечатлел в большой композиции, состоявшей из 25 фигур всадников в натуральную величину, одно из сражений великого полководца. Новаторство Лисиппа заключалось в том, что он открыл в искусстве ваяния огромные реалистические возможности. Его фигуры не воспринимаются как созданные «напоказ», а существуют сами по себе. С этим связана и новая система пропорций человеческой фигуры, которую ввел скульптор, - в статуях Лисиппа тело человека становится более легким и стройным.

4) Александр (Агесандр)

Создатель, пожалуй, самой известной скульптуры в мировом искусстве - Венеры Милосской. В 1820 г. греческий крестьянин на острове Мелос, распахивая свой участок, наткнулся на древний каменный склеп, в котором обнаружил прекрасную женскую статую из мрамора. Рядом валялось несколько мраморных обломков. После необыкновенных приключений, о которых можно было бы написать увлекательный роман, статуя попала в Лувр, и ее первый исследователь, секретарь Французской академии художеств Картмер де Кинси, назвал мраморную красавицу Венерой Милосский. Искусствоведы до сих пор спорят о том, были у этой Венеры руки. Одни считают, что богиня держала в руке яблоко, а другой придерживала ниспадающие одежды (действительно, среди обломков, найденных рядом со статуей, есть кусок кисти руки с зажатым в пальцах яблоком, символом острова Мелос), другие утверждают, что эта статуя - часть утраченной скульптурной группы. Версий много. В эпоху эллинизма в искусстве утверждаются новые жанры. Среди них важное место занимают декоративные статуи, украшавшие сады и парки, царские дворцы и виллы. Широкое распространение получают многофигурные группы с запутанным мифологическим сюжетом.

Возникает и новый вид скульптурного искусства - глиптика (резьба по камню). Она была 2 видов:

- инталия - врезанные (вогнутые) изображения;

- камея - выпуклые изображения (наиболее ценной и большой является «Камея Гонзаго», где запечатлены портреты Птолемея и его жены Арсинои», свое название получила от фамилии итальянских герцогов, которым принадлежала).

§ 5. Музыка Древней Греции

Основные понятия, которыми мы привычно пользуемся, говоря о музыке, возникли в Древней Греции: гармония, мелодия, ритм, метр, хор, оркестр, рапсодия, симфония. Музыка в переводе с греческого - «искусство муз». Даже само слово «музыка» греческого происхождения. У греков была муза лирики и муза танцев, муза комедии и муза трагедии, муза истории и даже муза астрономии. Но не было музы, отвечающей за саму музыку. Все они во главе с Аполлоном занимались музыкой. Музыка проникала повсюду, объединяя все искусства и все науки, богов и людей, небо и землю в единое целое - космос. Музыка никогда не рассматривалась в античной культуре сама по себе, вне связи с другими видами искусства. В основе античного представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, т.е. музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и наполняет ими душу человека. Так устанавливается единство между миром и человеком - созвучие (симфония). Древние греки верили, что раз по этим законам живет весь мир, то не только люди, но и камни, и звери должны быть им послушны. Нагляднее всего это гармоническое сцепление всех природных и общественных, божественных и человеческих, физических и духовных сил воплощалось в грандиозных хороводах, без которых невозможно представить античную культуру.

Хороводы, по мнению греков, ведут звезды и планеты, исторические эпохи и человеческие поколения. Хороводы посвящались всем богам, кроме Диониса. Связанная с его именем музыка была слишком буйной, неуравновешенной. Хоровое пение было для греков основой всей общественной и культурной жизни. И трагедии, и в комедии оно становится важнейшим элементом. Хор поет о важных вещах, выводит конкретное действие трагедии на просторы Вселенной. Уже здесь отчетливо проявляются глубинные связи музыки и трагедии, вполне осознанные гораздо позднее, лишь во времена Монтеверди, Глюка, Бетховена. Каждый грек, бравший в руки лиру, был уверен, что и она подобна Вселенной. Низкие струны соответствуют аду, зиме, злу. Печали. Высокие - небу, лету, добру, радости. Поскольку высокое соотносится с быстрым, а низкое - с медленным, то быстрый или медленный темп тоже наполнялся символическим значением, равно как и перемены в ритме и характере движения. Греки не противопоставляли музыку природы музыке человека. Поэтому и судить об их музыке нужно не только по тому, что игралось и пелось, но и по всему тому, что слушалось и воспринималось как музыка (например, шум моря). Истинная музыкальность состоит, по мнению Платона, не в том, чтобы одну струну подстроить под другую, а в том, чтобы подчинить свою душу и свою жизнь законам ритма и гармонии. Именно поэтому музыка рассматривалась в классической Греции не только как источник радости и наслаждения, но и как главная составная часть воспитания. Греческая культура оказала огромное влияние на культуру всех регионов Средиземноморья. Мощный импульс в своем развитии римская культура получила только после захвата Греции Римом.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 424 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.033 с)...