Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цивилизация. Билет 21.1



На протяжении многих веков это слово употреблялось в нескольких значениях. Первоначально, по представлению римлян, оно переводилось с латинского как «гражданский, общественный, государственный» и было связано с достойным поведением гражданина. Этим словом называли городского жителя в отличии от сельского. Позже в 17-18веках понятие цивилизация стали соотносить с образом жизни общества, с достигнутым материальным и духовным благополучием. Новое значение этого термина принес немецкий ученый Шпенглер. Он определил цивилизацию как совокупность норм, правил, выработанных обществом и используемых в практической деятельности человека, технических достижений, для удовлетворения основных жизненных потребностей, преимущественно материальных.

Слово цивилизация часто используется для обозначения определенной ступени общественного развития.(античная цивилизация).

Новое в значение термина внес немецкий ученый Шпенглер. Он считал, что цивилизация – это заключительная стадия состояния общества, после которого оно не способно больше к саморазвитию.

Цивилизация понятие временное, а культура –общечеловеческое.

Мы знаем много примеров исчезновения цивилизаций, но сохранения культуры. Например цивилизация Древнего Рима, Древней Греции, Месопотамии, Майя и.т.д.

В отличии от цивилизации, культура направлена на развитие духовных начал в человеке и связана с удовлетворением его духовных запросов.

. Культура – это творчество, открытие, уникальность. Цивилизация-повторение, усреднение, совокупность правил, норм.

Одна из главных характеристик цивилизации – это единство требований предъявляемых всему обществу. Чем в большей степени население данной страны подчиняется существующим законам, тем выше уровень цивилизации. Но в то же время

цивилизация - это в определенном смысле упадок, деградация культуры, выхолащивание из культуры духовного начала.

След. Билет25.1

46. Представления древних индейцев о физической красоте. Билет24.2

Представления о физической красоте у древних майя заметно отличались от европейских.

Индейцы раскрашивали свое тело и делали татуировки.

Первоначально это служило отпугивающим средством от насекомых, а позднее стало знаком сословного отличия.

Позднее на этой основе появляется татуировка. Иероглифы делались по всему телу; даже на подошве ног, на горле и пальцах рук.

Кроме раскраски и татуировки они применяли разные способы изменения внешности:

-искусственная деформация черепа с помощью дощечек;

-подпиливание зубов в виде треугольника;

-украшение зубов инкрустацией из камней(камни крепились на зубы с помощью клейкого вещества);

-важным признаком красоты считалось косоглазие(после рождения к переносице прикреплялась нить с восковым шариком

-прижигание бороды;

Мужчины и женщины носили очень длинные волосы. Бритье волос запрещалось. Это было отличительным признаком раба.

Индейцы прокалывали ноздри через хрящ и украшали нос янтарем.

Из раковин изготавливались браслеты и украшения для одежды. Украшением служили и изделия из нефрита, жемчуга, зубов и лап ягуаров, крокодиловых зубов.

Праздничным украшением правителей и жрецов был головной убор – майут. Он ткался из хлопка и перьев птиц.

№47.

Художественный канон в искусстве. Билет23.1

Понятие канон используется в нескольких значениях. В первую очередь –это твердо установленные правила в изобразительном искусстве, которые не принято нарушать.

В архитектуре,литературе, музыке так стали называть образец для подражания. Очень ярко каноничность прослеживается на примере древнеегипетского искусства.

Особенно ярко проявился канон в скульптуре, рельефных и живописных произведениях, изображающих человека.

Согласно религиозным представлениям египтян, душа умершего может вселиться обратно в тело в том случае, если оно будет воспроизведено полностью. Поэтому фигура человека должна изображаться целиком, чтобы мысленно можно было обойти вокруг, т. е. лицо и ноги изображались в профиль, глаза и плечи в фас.

Главными принципами канона в скульптуре были фронтальность и определенность позы т.е. стоящие фигуры с выставленной вперед ногой, сидящие на троне или коленопреклоненные, четкая симметрия, пропорциональность всех частей тела, проработка деталей, портретное сходство. Канон в использовании цвета требовал, чтобы тела мужчин окрашивали в кирпично- красный цвет, а женщин-в желтый. Волосы всегда были черными, одежда-белой.

Одежда мужчин состояла из набедренной повязки, а женщин-из длинного платья.

Для изображения фараонов были разработаны особые каноны.

Каноническая система просматривается и в рельефных изображениях. Фрески и рельефы разбиты на четыре –шесть поясов.

Каждый имеет законченное содержание. Но вместе они составляют законченную композицию. По фрескам и росписям были восстановлены многие исторические события, связанные с культурой Древнего Египта.

. Русское искусство позаимствовало канон из Византии вместе с христианством и иконографией. Мастер, прежде чем взяться за икону, проводил долгое время в молитвах, постился –очищался душой.

Например. Иконописный канон требовал вокруг голов святых обязательно изображать нимб – символ святости, огромные миндалевидные глаза, тонкий нос, едва обозначенные губы.

Каждый святой наделялся только ему присущими чертами, по которым верующий мог его узнать.Илья Пророк – суровый старец с длинными прямыми космами волос и бороды, у Николы Чудотворца высокий лоб с глубокими залысинами и небольшая курчавая бородка и.т.д.

В основе иконописи лежит принцип обратной перспективы. Она позволяет увидеть изображение в расширяющемся пространстве, в бесконечности. В иконе нет мелочей. Цвет выполняет особую роль. Золотой - неземной свет вечности, белый — святость христианства, красный – мученическую смерть Христа, зеленый – надежду.

Церковь строго следила за точностью соблюдения иконографического канона. Для церкви и верующих это было очень важно.

№ 48.Древнегреческий театр. Билет23.2

Античная эпоха создала великие ценности, которыми человечество пользуется и сейчас. К ним относится театр.

Излюбленным занятием древних греков было разыгрывание сцен из поучительных мифов. Древнегреческий философ Аристотель считает празднества, посвященные богу вина Дионису, прообразом театральных представлений. Во время празднеств совершались жертвоприношения, а жрецы представляли народу разные мифы. Эти действа назывались дромена, т.е. «действие».

Позднее такие театральные зрелища стали проходить в форме состязаний поэтов-драматургов только в дни праздников Диониса в Афинах. С тех пор Афины считаются родиной драматического искусства.

Всего в году 4 праздника Диониса:

1. Малые Дионисии – в декабре–январе – «сельские дионисии» (справлялись в деревне). В этот день в деревнях устраивались весёлые процессии с жертвоприношением козла. После жертвоприношения начинались сельские гуляния, во время которых происходили переодевания, ряженые разыгрывали сцены из мифов о Дионисе.

2. Линеи – в январе-феврале проводились Афинах, в святилище Диониса. Именно на этих праздниках, начиная с 500 г. до н.э. стали регулярно проводиться театральные состязания.

3. Анфестерии (февраль-март) – совпадал с наступлением весны. Празднества продолжались 3 дня. Ряженые, представлявшие сатиров, вакханок, нимф, ходили по городу, участвовали в шумных играх. Великие Дионисии – самый торжественный и пышный афинский праздник в честь этого бога. И здесь также разыгрывались спектакли.

Все праздники в честь бога виноделия сопровождались весёлыми шествиями «комоса» (толпы ряженых), участники которых изображали пастухов и свиту Диониса. Они надевали на себя козлиные шкуры, плясали, славили гимнами – дифирамбами своего хмельного бога, которого представлял один из ряженых, и завершали обряд жертвоприношением козла. Во время этих праздников разыгрывались театральные представления. Так появились трагедия и комедия.

Трагедия – песнь козлов (сатиры, спутники Диониса имели вид козлов).

Комедия – песнь комоса (комос - ряженый).

Представления проходили под открытым небом. Места для зрелищ назывались театрон. Так появилось слово театр. Площадка, где располагался хор и актёры, называлась орхестра. Место для актёров и реквизита – скене (сцена). Пьесы писались стихами. Спектакль был музыкально-хоровым. Главное действующее лицо – хор. Руководитель представления – корифей. Использовались очень пышные костюмы, маски и обувь на платформе – котурны. Актёры – только мужчины. Особая манера разговора – речитатив. Театральные представления длились от восхода до заката в течение 3 дней.

Самые знаменитые драматурги: Эсхил, Софокл и Еврипид (трагики), Аристофан (комедиограф).

№49. Семь чудес света. Билет24.1

У многих народов число семь считалось особенным. В египетской и вавилонской философии и астрономии оно рассматривалось как сумма двух «жизненных чисел» три и четыре: три человека- отец, мать и ребенок- составляют основу жизни, а четыре- это число стран света и направления ветра, откуда приходит дождь, живительная влага которого делает землю плодоносящей.

В сказках мы тоже повсюду встречаемся с загадочным числом семь: злодей Синяя Борода имел семь жен, Белоснежка жила у семи гномов за семью горами, в лесном тереме живут семь братьев – богатырей в «Сказках о мертвой царевне и семи богатырях», храбрый портняжка убивал семерых одним ударом.

Если бы не арабы, мы, возможно, совсем не знали бы сейчас о чудесах света. Арабские ученые обнаружили античные рукописи и начали их изучать. Они перевели их, и благодаря этому сведения о великих творениях прошлого стали известны в средневековье и дошли до нашего времени.

Пирамида Хеопса

Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получило по имени ее создателя – фараона Хеопса. Из- за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света. Если не считать Великой Китайской стены то пирамида Хеопса – самое большое сооружение, когда – либо воздвигнутое человеком. Ее высота составляет 146,6 м, что примерно соответствует пятидесятиэтажному небоскребу. Площадь основания составляет 230 х 230м. На таком пространстве свободно могли бы поместиться одновременно пять крупнейших соборов мира.

Висячие сады Семирамиды

Вавилон – первый город общемирового значения в истории человечества. Славу ему принесли три выдающихся сооружения, которые по тому времени были просто чудесами техники: Вавилонская башня, мощные крепостные стены, окружавшие город, и висячие сады Семирамиды.

. Возможно, это подарок Навуходоносора своей жене, персидской царевне, имя которой неизвестно. Возможно, ее звали Семирамида. По преданию, он приказал построить сады, чтобы скрасить ей одиночество во время своих долгих походов.

Навуходоносор приказывал выкапывать все неизвестные растения, встречавшиеся на пути и отвозить в Вавилон. Так появился первый ботанический сад на свете.

Семь террас образовывали единое целое. Каменные балки, затем асфальт и тростник, затем кирпичи, свинец и земля - так выглядела хитроумная конструкция висячих садов. В то время как весь Вавилон изнемогал под палящим солнцем, сады Семирамиды цвели и разрастались. Этот резкий контраст и стал причиной того, что эти сады назвали чудом света.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 329 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...