Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поликультурное образование: концепции и программы



С начала 80-х годов XX века в полиэтничных странах подчеркиваются выгоды мультикультурализма и разрабатываются концепции поликультурного образования, которые постепенно завоевывают мировое образовательное пространство. В их основу, в частности, лег тезис, что «ни одна культура не является незваным гостем в истории человечества, и ни один человек не должен рассматриваться как культурный самозванец» [66].

Что же тогда понимается сегодня под полиэтничным обществом и, соответственно, что представляют собой концепции поликультурного образования? Идеологи движения в поддержку поликультурного образования признают ошибочными:

· трактовку полиэтничного общества как «плавильного котла», ибо человек, с одной стороны, в большинстве случаев устойчиво сохраняет приверженность своей базовой культуре, а с другой - может совмещать в себе принадлежность к нескольким культурам;.

· понимание полиэтничного общества как состоящего из «мозаики» различных культур и этносов, поскольку развитие любой культуры не может быть рассмотрено в отрыве от процессов межкультурного взаимовлияния;

· рассмотрение проблем поликультурного общества исключительно через оппозицию «большинства - меньшинства» в силу сосуществования многих этнических меньшинств в рамках одного социума и их взаимодействия друг с другом.

Однако, как бы широко не понималось межкультурное образование, для школы оно вполне сводимо к некоторому набору приоритетных воспитательных задач:

· личностное развитие каждого ребенка, что предполагает индивидуальный подход к нему;

· развитие этнической и культурной грамотности детей, то есть достижение определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех представленных в обществе этнических групп – своей и «чужих»;

· формирование межкультурной компетентности детей, то есть не только позитивного отношения к наличию в обществе различных этнокультурных групп, но и умений понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур как в бытовом, так и учебном контексте;

· осознание детьми взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развития интегративных процессов.

Программы поликультурного образования должны быть направлены на снижения игнорирования других групп; усиления значимости гуманистических ценностей; создания надэтнических групп и пересекающихся идентичностей; организации межгруппового контакта при благоприятных условиях; осознания расхождения между декларируемыми ценностями и поведением; обобщения позитивного опыта взаимодействия с членами других групп.

Использование многочисленных игровых техник позволяет школьникам установить взаимопонимание со сверстниками других национальностей в реальном взаимодействии.

Главной задачей для педагога выступает предоставление каждому ребенку возможности максимального самовыражения. Ценность такой программы для детей заключается в том, что они:

· приобретают первый опыт осознания собственных этнических стереотипов и предубеждений;

· получают впечатления о других народах и культурах в живом непосредственном общении со сверстниками;

· обретают способность ценить в себе и в других индивидуальность и непохожесть, обусловленную в том числе и этническими различиями;

· начинают ценить многоязычие, учась выражать свой опыт вербально.

Учебные задания к главе 4. «Обучение и воспитание в поликультурном обществе»

Задание 4.1. Выполните следующие практические упражнения [67]:

1. А.К. Байбурин, обрисовывая вербальные компоненты этикета, считает, что этническая специфика речевого поведения взаимодействующих лиц отражается в следующих моментах:

- кто произносит первым приветствие (сидящий или стоящий, путник или всадник, мужчина или женщина и т.д.);

- в каких случаях общение сводится к обмену приветствиями, а в каких требуется более развернутая беседа и от чего это зависит;

- какие используются обращения;

- есть ли особое отношение к темпу речи, паузам, молчанию, интонациям;

- стандартные темы разговора; какие вопросы/ответы входят в обязательный минимум общения;

- какие темы, вопросы и т.п. считаются запретными или неприличными; используются ли в таких случаях эвфемизмы, умолчания, иносказания и другие языковые символы;

- когда возможен переход от этикетной части беседы к деловому разговору/

Сформулируйте свои рекомендации для общения с представителями конкретного этноса.

2. Вставьте правильный ответ в пропущенные места в следующих предложениях. Цвет означает или символизирует:

- красный: в Америке – любовь, в Китае – доброту, праздник, удачу, в России – высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии – ……..;

- желтый: в Америке – процветание, в России – солнечность и разлуку, в Сирии и Японии – траур, смерть, в Индии –….…….;

- зеленый: в Америке – надежду, в Китае – роскошную жизнь, в Индии – …………;

- голубой: в Америке – веру, в Китае – один из траурных цветов, в Индии – правдивость;

- белый: в Америке – чистоту и мир, в Китае – подлость, опасность, траур, в Европе – молодость, непорочность, в России -…………;

- черный: в Америке – символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае – ………...

3. «Отгадайте, о ком речь»

Перед вами стереотипы представителей нескольких народов. Пожалуй­ста, определите, к каким именно народам эти характеристики относятся:

(1) Щедрый, терпеливый, простодушный, неорганизованный, широкая натура, любит выпить, справедливый, открытый.

(2) Вежливый, сдержанный, педантичный, малообщительный, невоз­мутимый, консервативный, аккуратный, добросовестный, изящный.

(3) Агрессивный, жадный, злопамятный, ленивый, нахальный, нечест­ный, безнравственный, грубый.

(4) Элегантный, галантный, болтливый, лживый, обаятельный, разврат­ный, скупой, легкомысленный, раскованный.

(5) Аккуратный, педантичный, исполнительный, экономный, неинте ресный, въедливый, сдержанный, упорный, работоспособный.

(6) Талантливый, добрый, справедливый, трудолюбивый, обаятельный, сильный, уверенный в себе, честный.

(7) Гордый, верный традициям, уважающий старших, мстительный, гостеприимный, слегка высокомерный.

Задание 4.2. Разберите и обсудите в малых группах следующие ситуации:

А. Это случилось на Северном Кавказе. Утром Барасби и его гость из России, Иван, вместе с другими гостями собрались около автобуса, чтобы ехать в селение, где должна была состояться кавказская свадьба. Барасби предложил Ивану сесть на переднее сиденье, а сам отошел, чтобы решить какие-то вопросы по организации торжества. Так как автобус стал быстро заполняться гостями, наш герой занял соседнее место для своего друга. Через некоторое время в автобус вошел почтенный старец в большой папахе и собрался сесть рядом с Иваном, но тот вежливо сообщил ему, что место занято. Несмотря на это, кавказец не отходил, и Иван вынужден был еще раз попытаться объяснить ему, что место занято, и указать на множество свободных мест сзади. В это время в автобус вошел Барасби, поспешил к пожилому человеку, помог ему сесть на выбранное место и долго перед ним извинялся. Иван был в недоумении, всю дорогу его терзало неприятное ощу­щение, что он сделал что-то не так.

Как вы думаете, как Барасби Хачимович объяснил случившееся Ивану Ивановичу? Выберите подходящий, по вашему мнению, ответ.

1. Почтенный старец занял это место раньше, поэтому так настойчиво пытался сесть на него.

2. Почтенный старец не владел русским языком, поэтому он не понял Ивана, решив, что тот хочет уступить ему свое место.

3. Почтенный старец не хотел сидеть рядом с «чужаком» и надеялся, что вынудит его перейти в глубь автобуса, сев на занятое для Барасби место.

4. Почтенный старец действовал исходя из принципов, сложившихся в течение всей его жизни.

Б. На свадьбе, состоявшейся на Северном Кавказе, гостю из России, Ивану, оказывали всяческие знаки уважения и посадили на одно из почетных мест. Он с удовольствием ел национальные блюда, с интересом наблюдал зас­тольные обычаи и слушал народную музыку. Однако среди шума и веселья он вдруг заметил, что невеста одиноко скучает в углу, молчит, опустив голо­ву и не притрагивается к пище. Ивану стало жаль девушку, и он решил ее как-нибудь развлечь. Решительно направившись к невесте, наш герой при­гласил ее на танец. Но невеста вместо того, чтобы обрадоваться, побледнела и еще ниже опустила голову. Зато стоявшие рядом мужчины заметно встре­вожились, подхватили Ивана под руки и увели в другую комнату, оставив там для раздумий. Наш герой совсем расстроился: ведь он хотел как лучше...

Какое объяснение дал случившемуся его друг Барасби?

1. Жених страшно ревнив и позвал на помощь других мужчин «для восстановления порядка».

2. Невеста очень застенчива, и мужчины помогли ей освободиться от внимания навязчивого гостя.

3. Во время свадьбы невеста занимает особое положение, и ей нельзя вести себя активно.

4. Любая свадьба на Кавказе не обходится без драки, и поведение Ива­на было воспринято как повод к началу потасовок.

В. После того как кавказец Барасби объяснил своему другу из России, Ивану, в чем был его казус в ситуации с невестой, Иван извинился и пошел развеяться в сад, напевая, чтобы снять напряжение, веселую песенку. Но тут на его пути оказалась группа беседующих гостей - кавказцев, и чтобы пройти дальше по довольно узкой дорожке, ему пришлось лавировать между ними. Иван старался выглядеть как можно более приветливым и доброжелатель­ным и, продолжая напевать, похлопал некоторых из них по плечу. Однако гости отнеслись к нему не совсем по-дружески и буквально вытолкали за пределы своего круга. Немного помятый, недоумевающий и окончательно сбитый с толку Иван поспешно отправился в гостиницу.

Что же случилось? Выберите подходящее объяснение ситуации.

1. На Северном Кавказе существует ритуальный обряд дружеской пота­совки с гостем как способ выражения ему огромного уважения.

2. Гости в саду были оскорблены тем, как и что пел Иван.

3. Иван помешал общению гостей.

4. Гости были пьяны и перепутали Ивана с кем-то другим.

Г. В одну из сельских школ Ингушетии был направлен на работу русский учитель истории Александр Дмитриевич. Учитель быстро завоевал доверие и уважение детей, так как его уроки были очень интересными, а оценки справедливыми. На одном из уроков Иса, ученик 10-го класса, достал из кармана доро­гой и красивый нож и стал демонстрировать его одноклассникам. Учитель молча подошел к юноше, забрал нож и положил его на свой стол. Ученик в ответ на такой поступок учителя молча вышел из класса. Вечером домой к учителю пришли ингушские мужчины во главе с отцом мальчика. Состоя­лась неприятная беседа: мужчины требовали от изумленного учителя не только возвращения ножа лично Исе, но и извинений перед мальчиком.

Как бы вы объяснили Александру Дмитриевичу поведение отца маль­чика и мужчин, пришедших с ним?

1. Ингушские мужчины очень вспыльчивы и при решении межлично­стных конфликтов проявляют излишнюю эмоциональность.

2. Мужчины пришли к Александру Дмитриевичу в нетрезвом состоя­нии.

3. Мужчины посчитали, что своим поступком Александр Дмитриевич оскорбил Ису.

4. Мужчины хотели таким образом «выжить» учителя из села.

Д. Семья Тахеурмана приехала в Москву из Дагестана. Мальчик продол­жил свое обучение в восьмом классе, где его посадили за одну парту с рус­ской девочкой Машей. Маше понравился Тахсурман: он не дергал ее за косы, угощал фруктами, делился карандашами и ластиками. В классе, где учились Маша и Тахсурман, было заведено убирать кабинет парами учащихся, сидя­щих за одной партой. Когда подошла очередь дежурить Маше и Тахсурману, мальчик быстро покинул школу, наотрез отказавшись не только убирать кабинет, но даже принести воду для мытья пола. Маша не могла понять, почему всегда такой вежливый и внимательный Тахсурман повел себя столь недостойно.

Как бы вы объяснили Маше поведение Тахеурмана? Выберите подхо­дящий ответ.

1. Тахсурман был ленивым мальчиком и не любил выполнять работу по

дому.

2. Тахсурман влюбился в Машу, однако не хотел демонстрировать ей свои чувства. Напротив, он хотел показать, что не собирается выполнять ее указания.

3. Тахсурман спешил на спортплощадку, где его ждали друзья.

4. В Дагестане Тахсурман не принимал участия в уборке школьного класса.

Источник:

1. Стефаненко, Татьяна Гавриловна. Этнопсихология: практикум: учебное пособие / Т. Г. Стефаненко. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 207 с.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 4308 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...