Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Своеобразие северного возрождения



Своеобразие искусства Северного Возрождения (Нидерланды и Германия). Возникновение культуры Возрождения запоздало в Германии как по сравнению с Италией, так и по отношению к Нидерландам. В начале XV века, когда в Италии уже не только определились пути развития, но и началась разработка его научных основ, когда виднейшие мастера Нидерландов, такие как Босх и Брейгель, решительно повернули к правдивому изображению человека и природы, искусство Германии все еще оставалось во власти средневековых традиций, где господствовал готический стиль. В архитектуре этого времени можно отметить лишь появление новых композиционных приемов — строительство так называемых «зальных» церквей, в которых равная высота всех нефов превращала последние как бы в единый просторный зал. Характерно для этого времени также увеличение роли гражданских строений, причем присущая им прежде суровость архитектурных форм сменилась теперь богатством и красотой убранства, Живопись начала XV века также сохраняла готический характер. Главным назначением ее по-прежнему оставалось украшение церквей и монастырей, причем наиболее распространенным ее видом стала теперь станковая живопись, то есть роспись складных створчатых алтарей, которые устанавливались в церквах, а также в церковных и домашних капеллах. Стиль «Интернациональная готика» достигает своего расцвета в Кёльне («Св. Вероника», ок. 1420, Мюнхен) и в районе среднего (алтарь из Ортенберга) и верхнего Рейна («Райский сад», ок. 1400-1420, Франкфурт); в этих произведениях духовное и временное соединяются в сложную композицию, отражающую мистику эпохи. Одним из самых блестящих представителей этого стиля является Мастер Франке, учившийся, возможно, во Франции, а затем работавший в Гамбурге; его шедевром стал «Алтарь св. Варвары», свободный по композиции и необыкновенно богатый способами выражения, На протяжении 1440-х годов немецкая живопись пережила решительное обновление, которому способствовало развитие буржуазии и некоторые важные изобретения, например, книгопечатание. В ту эпоху господствующее положение занимало искусство выходца из Швабии, деятельность которого проходила в Базеле в 1431 — 1446 годах, Его произведения (полиптих «Зерцало искупления человечества», «Алтарь св. Петра») свидетельствуют о том, что художник уже окончательно отошел от готики и был открыт новому реализму, близкому реализму Мазаччо в Италии и Мастеру из Фемаля в Нидерландах. Эту манеру подхватывают затем Лукас Мозер и Ханс Мульчер в отличие от живописи Стефана Лохпера, который отдавал предпочтение декоративным принципам. Во второй половине XV в. в немецкой живописи сильное нидерландское влияние, проявившееся уже в творчестве Вица и Лохнсра Алтарь, заказанный Рогиру ван дер Вейдену кёльнским патрицием для церкви св. Колумба, стал моделью для целого поколения художников как в самом Кёльне, так в Аугсбурге и Нюрнберге. Нидерландское влияние ослабло лишь благодаря Мартину Шонгауэру, одному из первых прославленных мастеров, которые, обратившись к гравюре, подняли ее на высоту большого искусства. («Страшный суд». 1488 -1491). Михаэль Пахер, деятельность которого проходила в Южном Тироле, и Ганс Гольбейн Старший, работавший в основном в Аугсбурге, еще больше способствовали переориентации немецкой живописи и отказу от иностранного влияния. Немецкое искусство XVI века богато контрастами. Возрождение стало завершением (лютеранская реформа) и социального (возвышение крестьянства) кризиса, который длился полвека и сильно изменил средневековую Германию. Его крупнейшие мастера - Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн - сильно отличаются друг от друга по характеру и направленности своего творчества. Такое резкое различие творческих индивидуальностей составляет особенность искусства немецкого Возрождения. В известной мере оно находит объяснение в отсутствии здесь плавного перехода от готики к Возрождению, во внезапности скачка, происходящего в тот момент, когда в других странах новые формы искусства уже сложились и прошли значительный путь развития. В германии вся эволюция протекала в течение короткого отрезка времени, и отсюда - обилие неожиданных сочетаний старых и новых тенденций и заимствованных из разных источников форм. «Золотой век» немецкой живописи сочетал в себе все возрастающее итальянское влияние (в Италию путешествовали многие художники) и постоянно живое влияние нидерландского натурализма, местные, еще полные средневекового мистицизма традиции. Однако это искусство было наполнено богатейшей изобретательностью, выразившейся, прежде в сего, в творчестве Альбрехта Дюрера.




Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1045 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...