Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности и этапы развития итальянского Возрождения



1.1 Особенности эпохи Возрождения

Термин «возрождение» появился в XVI веке, его ввел Джорджо Вазари- живописец, архитектор и первый историограф итальянского искусства. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой эпоха средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической древности. Историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.

Тем не менее, искусство Возрождения многим обязано художественной традиции Средних веков. Старое и новое, переплетаясь в нерасторжимой связи, образовали качественно новый сплав.

Становление эпохи Возрождения, знаменовало собой начало многочисленных экономических, политических и социальных преобразований:

1.появление новых, буржуазных производственных отношений, пришедших на смену изжившим себя феодальным отношениям;

2.развитие товарно- денежных отношений;

3.переход от ремесла к мануфактуре;

4.рост городов и появление богатых горожан (буржуа), которые умели зарабатывать деньги собственной инициативой, а не грабительскими войнами, и которые были заинтересованы в развитии науки и техники;

5.зарождение мирового рынка, первоначальное накопление капитала, рост материального богатства;

6.великие географические открытия (Колумб открыл Америку, Васко да Гамма- морской путь из Европы в Индию, Магеллан совершил первое кругосветное путешествие) привели к началу эпохи колонизации

В новых условиях начала возрождаться вера в человека («Воля божья» уходит на второй план), отсюда оптимизм, присущий культуре Возрождения, ее жизнерадостный, жизнеутверждающий характер. Духовная диктатура церкви была сломлена, германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм.

Внимание деятелей новой культуры привлек прежде всего человек и его дела. Поэтому их называли гуманистами (от лат. humanus — «человечный»). Гуманизм- течение общественной мысли, которое зародилось в XIV веке в Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI веков распространилось в других европейских странах.

Именно гуманисты начали отыскивать, переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности. Впервые за тысячу лет христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам. И именно с гуманистов начинается включение античного наследия в систему образования, знакомство с античной литературой, скульптурой, философией широких образованных кругов. Деятели той эпохи не думали о слепом подражании эпохе античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной античной истории

Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

1.2 Отличительные черты культуры Возрождения:

1.Характер антифеодальный, светский (не церковный), антиклерикальный;

2.Гуманистическое мировоззрение. Отказ от радостей жизни, внушаемый средневековой религией, сменился живым интересом к миру, к изучению природы, на основе наблюдений и опытов.

3.Обращение к культурному наследию античности («возрождение» культуры античности), в это время активно велисть поиски древних рукописей, изучались памятники античной архитектуры, скульптуры, живописи, литературы;

4.Связь искусства и науки (правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, изучение); изобразительное искусство перестает быть ремеслом и приравнивается к наукам, а произведение искусства рассматривается как результат духовной творческой деятельности;

5.Расширение круга заказчиков (в эпоху средневековья основной заказчик- церковь), наряду с церковью нередко заказы художникам дают цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица (знать и бюргеры- буржуа);

6.Расширение спроса на произведения искусства приведшее к широкому распространению станковых форм- живопись на дереве и холсте; скульптура из дерева, бронзы, терракота, майолики; гравюра на дереве и металле- технике, впервые давшей возможность повторять изображения в большом количестве экземпляров;

При всём противоречивом многообразии и богатстве истоков искусство Возрождения — явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура - чрезвычайно изменились.

В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету.

Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками.

При тщательном изучении эпохи в разных странах можно выделить следующие периоды: предвозрождение, раннее Возрождение, высокое Возрождение, позднее Возрождение. Естественно, временные границы в каждой стране разные, следует также иметь в виду, что в Италии предвозрождение развивалось на фоне византийской и готической традиции, а позднее Возрождение существовало параллельно с искусством маньеризма, сформировавшимся в условиях глубокого экономического кризиса и феодально- католической реакции в Италии XVI века

Искусство Возрождения развивалось на основе всего лучшего, что было создано в средневековом искусстве предыдущих веков, стало поворотным пунктом в истории европейского искусства, поставив в центр человека с его радостями и печалями, с его волей и умом, выработав новый художественный язык, который сохраняет свое значение до настоящего времени.

1.3 Классическое (итальянское) Возрождение.

В эпохе итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов:

Проторенессанс, или предвозрождение (вторая половина XIII—XIV века);

Раннее Возрождение (XV век);

Высокое Возрождение (конец XV — первые десятилетия XVI века),

Позднее Возрождение (последние две трети XVI века)

Проторенессансом (от греческого «протос» — «первый») принято называть период, подготовивший наступление Ренессанса.

В то время, когда в Европе еще господствовал готический стиль, в Италии уже пробивались ростки нового искусства. Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано. Он обратился к самой сути античной традиции: возрождению чувства земной красоты. Его высокие рельефы (рельеф кафедры баптистерия в Пизе) создавали ощущение живого тела, что шло вразрез со средневековой традицией, но стало выдающимся достижением проторенессансной скульптуры и повлияло на её дальнейшее формирование. Выдающимся мастером периода Проторенессанса был сын Никколо Пизано- Джованни, в творчестве которого было очень много нового и необычного.

В живописи также проявляются новые черты: художники подписывают свои произведения, делая их подчеркнуто авторскими, все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению.

Чимабуэ (настоящее имя Ченни ди Пепо), справедливо можно назвать родоначальником нового итальянского стиля живописи. Не порывая со старыми традициями плоскостного письма, он стремился к индивидуальной характерности образов (алтарные картины и иконы), старался выразить земные чувства и смягчить жёсткость византийского канона

Поиски нового можно также обнаружить в произведениях Пьетро Каваллини (автор мозаик и фресок в церкви Санта-Чечилия ин Трастевере) и в многочисленных росписях величайшего художника Проторенессанса, истинного новатора в итальянской живописи- Джотто ди Бондоне о второй половине XIV века на первый план вышла живописная школа Сиены, основателем которой был Дуччо ди Буонинсенья. В своем творчестве Дуччо придерживался традиций византийской иконописи, его крупнейшая работа — огромный алтарный образ «Величие»

Итальянская архитектура долго следовала средневековым традициям, но в творчестве некоторых мастеров Флоренции и Рима уже сказываются инные черты. Так, в знаменитом флорентийском соборе Санта- Кроче зодчего Арнольфо ди Камбио заметно стремление вернуться к некоторым принципам древнеримской архитектуры

Величайшими деятелями литературы периода Проторенессанса являются: Данте Алигьери- создатель национального литературного языка Италии, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед, Франческо Петрарка- родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо- основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе.

В последние десятилетия XIV столетия в культуре Италии началась полоса возврата к религиозному аскетизму, это было вызвано упадком торговли, войнами, а главное, с «чёрной смертью» — эпидемиями чумы, завезённой с Востока и уничтожившую в 1348 году две трети населения.

В Италии период Раннего Возрождения длился с 1420 по 1500 годы. Под влиянием стремительно изменяющихся экономических условий, религиозных воззрений и обогащения культуры, мастера смело начинают использовать образцы античного искусства. Систематически изучая натуру, они черпают мотивы из повседневной жизни, наполняют традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращаются к сюжетам античности.

Для искусства раннего Возрождения характерны следующие черты: ощущение гармоничной упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.

Уроженцем Флоренции был Филиппо Брунеллески, один из создателей научной теории перспективы (возводил постройки на основе точных математических расчётов). Шедевр Брунеллески — купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции это образец блестящего пластического (пространственного) и инженерного решения. Одновременно с возведением купола архитектор построил первое в истории ренессансного гражданского зодчества здание детского приюта. В этой постройке выражена одна из главных особенностей ранней ренессансной архитектуры: предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его реальному росту в отличие от готических построек с их высокими сводами.

Следующий этап развития итальянской архитектуры XV века связан с именем Леона Баттисты Альберти - философа и учёного. Страстный поклонник античности, Альберти создал «Описание города Рима», составив его первую топографическую карту, и здесь же написал свой знаменитый трактат «Десять книг о зодчестве». И всё же его главным призванием оставалась архитектура, о чем свидетельствуют возведенные им палаццо Ручеллаи, церковьСанта-Андреа и церковь Сан-Франческо

В XV веке итальянская скульптура также переживала расцвет. Она приобрела самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новые жанры.

Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло, сыграл решительную роль в становлении нового искусства скульптуры. Он уравнял пластику с архитектурой, создал статуи, свободно стоящие и обозримые со всех сторон, по примеру древних (статуи святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции и статуи пророков флорентийской кампанилы).

Донателло был новатором. Его динамично изогнутая статуя юного Давида- первая совершенно обнаженная фигура в тогдашней скульптуре, а статуя кондотьера Гаттемелаты на соборной площади в Падуе- первый постамент Ренессанса и родоначальник всех конных статуй, воздвигнутых в европейских городах в последующие века.

В живописи огромная роль принадлежала Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванному Мазаччо. В своих фресковых композициях он одним из первых начал смело пользоваться цветами, распределять свет и тени, создавать впечатление пространства. Фигуры его объемны и подчиняются законам перспективы

В середине XV столетия живопись Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить целый ряд имен выдающихся живописцев: Андреа дель Кастаньо, Гиберти, Беноццо Гоццоли, Фра Беато Анджелико, Андреа Мантенья, Доменико Венециано, Паоло Уччелло, Филиппо Липпи, Пьеро делла Франческа.

Особое место в живописи раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли. Исключительно чуткий и искренний, художник стремился выражать в первую очередь свои собственные переживания. Одними из самых замечательных картин Ботичелли являются картины «Поклонение волхвов», «Весна» и «Рождение Венеры»

Театральное искусство периода Раннего Ренессанса, как и другие виды искусства также ориентировалось на античность. Все началось с возвращения на сцену трагедий и комедий времен античности на латинском языке. Позже стали появляться комедии на современные темы, сначала как подражание древнеримским образцам, и постепенно более смело отходя от них.

В музыке, как и других областях искусства, возрождался дух жизнерадостного свободолюбия. В этот период пышно расцветает полифония, происходят изменения в церковных песнопениях, которые вводятся на родном языке и на народной музыкальной основе.

В быту господствует простота и лаконичность, формы вещей строги и рационалистичны. В мебели преобладает прямая линия. Одежда также проста, что можно видеть на примере так называемого бургундского костюма. Однако уже к концу XV века вещи начинают заметно украшаться, и к началу Высокого Возрождения, декор начинает занимать очень большое место

В Высоком Ренессансе в технике живописи происходит коренной переворот: разрабатывается воздушная перспектива, колорит, материальность форм достигается не только объемностью и пластикой, но и светотенью.

Поразительна универсальная одарённость мастеров Высокого Возрождения— они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой, поэзией и философией с изучением точных наук. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело Буонарроти – величайшие мастера Высокого Возрождения, создавшие выдающиеся произведения живописи, скульптуры и архитектуры.

Кисти Леонардо да Винчи принадлежат многочисленные произведения, ставшие впоследствии шедеврами мировой культуры: картины «Крещение Христа», «Мадонна с цветком», «Мадонна с Младенцем», загадочная «Джоконда», алтарная композиция «Мадонна в гроте», монументальная роспись «Тайная вечеря», исполненная им для трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане

Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами.

Рафаэля называли Мастером Мадонн, и не удивительно: в своем живописном искусстве он зачастую обращался к образу мадонны («Мадонна Конестабиле», «Обручение Марии», «Мадонна в зелени», «Сикстинская Мадонна»)

Микеланджело безоговорочно верил в великие возможности, заложенные в человеке, верил в то, что постоянно напрягая свою волю, человек может выковать свой собственный образ, более цельный и яркий, чем сотворенный природой. Олицетворением безграничной могущества человека стала, выполненная им гигантская статуя Давида. А самое грандиозное произведение монументальной живописи Микеланджело— роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане

Центром архитектуры Высокого Возрождения стал Рим, где на основании предшествующих открытий и успехов сложился единый классический стиль. Мастера творчески использовали античную ордерную систему, создавая сооружения, величественная монументальность которых была созвучна эпохе. Донато Браманте первым наметил пути развития архитектуры Италии XVI века. Браманте возвёл несколько великолепных зданий, среди которых выделяется перестроенная алтарная часть монастырской церкви Санта-Мария делла Грацие, большой двор лоджий- кортиле ди сан Дамазо, маленький круглый темпьетто (храмик) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио на месте, где был распят на кресте апостол Пётр, фасад палаццо Канчеллария. Браманте стал первым создателем собора Святого Петра в Риме (приложение 13).

В начале XVI века в театральном искусстве возникла комедия дель арте- комедия масок, которая существовала в двух направлениях: народном, преследуемом церковью и властями, и придворном, аристократическом, который повлек за собой появление новых, придворных жанров: пасторали и балета.

Именно в период Высокого Возрождения музыкальная жизнь стала многообразна и пестра: здесь танцы и песни площадей, и мелодии театральных представлений, и ремесло инструментальных мастеров, и трактаты музыкальных теоретиков, и расцвет музыкальных национальных культур. Среди итальянских композиторов можно выделить Луку Маренцио, Габриели, Палестрину и Джезуральдо.

В интерьере и внутреннем убранстве декор начинает главенствовать над утилитаризмом. В мебели широко применяются различные маски, львиные лапы, всевозможные имитации архитектурных деталей. Конструкция почти исчезает под этими украшениями, текстура материала скрывается окраской и позолотой, поверхности обильно орнаментируются. В костюмах также проявляется стремление к роскоши (венецианский, французский- так называемый «шекспировский костюм»), обильные кружева, буфы, громадные воротники на каркасах, подставные бедра- его характерные черты

Во второй половине XVI века (позднее Возрождение) в Италии нарастал упадок экономики и торговли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, искусство переживало глубокий кризис. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В середине XVI века в Италии была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. Запрещенные книги сжигались, такая же участь могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в Риме, на площади Цветов, был сожжен великий Джордано Бруно

Из некогда процветавших городов- республик сохранила свою независимость одна лишь Венеция, которая во второй половине XVI столетия стала главным очагом позднеренессансного искусства. В этот период уклад жизни Венеции и характер её культуры отличались таким размахом и великолепием, что, казалось, ничто не свидетельствовало о закате слабеющего Венецианского государства.

В этих условиях искусство переживало тяжелый кризис, начали нарастать антиклассические тенденции, которые привели к появлению двух направлений:

1.продолжение традиций Высокого Возрождения, которое поддерживали немногие, но зато крупнейшие мастера: старшие- Микеланджело и Тициан, младшие- Веронезе, Тинторетто, Караваджо, братья Караччи, Бассано.

2.«маньеризм» (от слова maniera — «манера»)- использование приемов живописи Возрождения, но без гуманистической идеи.

Искусство маньеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека, который оказывается во власти сверхъестественных сил. Мир предстаёт неустойчивым, шатким, в состоянии распада. Образы полны тревоги, беспокойства, напряжённости, художник удаляется от натуры, стремится её превзойти, следуя в своём творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение; средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определённых приёмов. Среди них — произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света, подчас холодные пронзительные краски.

Первый этап итальянского маньеризма представлял собой сравнительно узкое течение, наиболее ярко воплощённое в живописи. Самым крупным и одарённым мастером был Якопо Понтормо В его известной картине «Снятие с креста» композиция неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки. К числу маньеристов принадлежал и Франческо Маццола, прозванный Пармиджанино, который любил поразить зрителя, например, написал свой автопортрет в выпуклом зеркале.

Второй этап маньеризма превращается в Италии в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Маньеризм становится придворно-аристократическим искусством, которое первоначально развивается в герцогствах Пармы, Мантуи, Феррары, Модены, а затем утверждается во Флоренции и Риме

В произведениях живописи нарастают бездушная холодность и вычурность приёмов; постепенно картины становятся похожими на декоративные панно, предназначенные для украшения стен. Самый крупный мастер — художник двора Медичи Аньоло Бронзино, особенно известный своими парадными портретами. В них отозвалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватившего высшие круги итальянского общества.

Вместе с Микеланджело, горестно наблюдал противоречия между высокими идеалами Возрождения и действительностьюТициан Вечеллио. Он остался верен гуманистическим идеалам Возрождения до конца. Его творчество отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Он один из создателей монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи, оказавшим сильное воздействие на её развитие в XVII столетии. Широко известны его картины «Любовь небесная и земная», «Введение во храм», «Лежащая Венера» или «Венера Урбинская», «Бичевание Христа», «Святой Себастьян», а также огромные алтарные картины «Вознесение Марии» («Ассунта») и «Оплакивание Христа»

Маньеризм почти не затронул Венецию, в которой трудились такие выдающиеся мастера, как: Паоло Веронезе, который создал великолепные декоративные ансамбли стенных и плафонных росписей с множеством персонажей и занимательных деталей (росписи потолка церкви Сан-Себастьяно в Венеции); Джордже Барбарелли да Кастельфранко, прозванный Джорджоне, с искусством которого венецианская живопись приобрела общеитальянское значение, утвердив свои художественные особенности (картины «Юдифь», «Три философа», «Сельский концерт», «Спящая Венера»).

Тинторетто, настоящее имя которого Якопо Робусти, острее и глубже, чем большинство его современников, чувствовал трагизм своего времени. Мастер восстал против сложившихся традиций в изобразительном искусстве — соблюдения симметрии, строгого равновесия, статичности, расширил границы пространства, насытил его динамикой, драматичным действием, стал ярче выражать человеческие чувства.

Андреа Палладио — крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения.

Палладио заложил принципы зодчества, которые были развиты в архитектуре европейского классицизма XVII— XVIII веках и получили название палладианства. Постройки Палладио украсили Виченцу, Венецию и прилегающие к ним загородные местности. Самая знаменитая вилла «Ротонда» близ Виченцы — первое центрально-купольное здание светского назначения, а театр «Олимпико»— первое монументальное театральное здание в Италии [2,118].

Роль итальянского театра эпохи Возрождения исключительно велика. Даже когда культурная жизнь вступила в пору кризиса, комедия масок продолжала существовать, оказывая влияние на формирование многих национальных театральных школ.

В быту появляются украшения, которые уже полностью подчиняют утилитарный и конструктивный смысл себе.

Стекло, эмаль, инкрустации, драгоценные камни обильно употребляются в производстве предметов обихода и керамики. И, наконец, все это постепенно переходит в вычурное барокко, которое охватывает XVII век.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 6038 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...