Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет №17.Готика в Германии. Основные памятники



В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции. Не отрицая приоритета французов, германские искусствоведы склонны видеть в германском художественном гении самого полного и яркого выразителя готического идеала красоты. Этот гений и готика, говорят они, как бы созданы друг для друга. Действительно, готика была периодом расцвета германского искусства, лишь с трудом и не до конца воспринявшего впоследствии идеалы Ренессанса. Созданное германским художественным гением в готическую пору представляет драгоценнейший вклад в сокровищницу мировой культуры. В северо-восточной Германии, бедной камнем, пригодным для крупных построек, возникла особая кирпичная готика, иногда несколько тяжеловесная, но подчас и очень внушительная, с замечательными декоративными эффекта­ми.
В первых десятилетиях XIII века многие выходцы из Германии работали на строительстве готических соборов во Франции — они-то и стали насаждать у себя новые формы и конструктивные приёмы. В ранних готических памятниках влияние доходит до подражательности, но, привитая на новую почву, немецкая готика развивалась затем по-своему. Немецкая готическая архитектура сложилась позднее французской: конец XIII — начало XIV веков — рубеж ранней и высокой готики, конец XV — начало XVI веков — граница высокой и поздней. Немецкая готика обладает рядом специфических признаков. Соборы в плане проще французских. Капеллы и обход хора и алтаря, как правило, отсутствует — пространство становится более единым и легко обозримым. Нефы выше, аркбутаны почти не используются, вместо двух башен на главном фасаде часто находится только одна, увенчанная высоким шпилем. Здание вообще сильнее вытянуто по вертикали. Вместо розы в центре фасада появляется большое стрельчатое окно.
Немцы утверждают, что только в их зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности: только в их готике порыв действительно неудержим, действительно подымает к небу всю массу здания, создает и во внешнем его облике и под его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого. Недаром немецкие зодчие заменили французскую розу стрельчатым окном над главным входом и нарушили боковые горизонтали контрфорсами. Во французской же готике, пусть очень тройной и гармоничной, полностью не исчезнувшая горизонтальность членений и общий размеренный ритм сдерживают порыв, вводят его в какие-то рамки разума, логики, и это - в ущерб той стихии, которая присуща готическому зодчеству.
Но французы скажут в ответ, что в их готике порыв не сдержан, а упорядочен, что это придает зданию большую ясность и завершенность и в то же время большее изящество, что безудержная порывистость чужда французскому художественному гению, что она смущает человека, а не возвышает его, что чувство меры необходимо во всем.
Германия выработала и свой тип скульптурного декора. Французские соборы предоставляют свои стены, фасады, столбы скульптурным украшениям. Немецкие соборы — внешне беднее и строже. Скульптурные циклы концентрируются главным образом на порталах и алтарной преграде внутри церкви (в центре которой — триумфальный крест) — сгустки экспрессии. Внимание акцентировано на входе и святилище.
Часто статуи с внешних стен переходят во внутреннее пространство собора, как бы приближаются к зрителю. Они, как и наружные статуи, тоже связаны с архитектурой, но не с её каменными массами, а с самим пространством храма, его изгибами сводов и арок. Этому отвечает и S-образный изгиб тела статуи. Статуи постепенно начинают поворачиваться друг к другу, улыбаться, их руки участвуют в разговоре.
Именно в Германии возникает скульптурная группа «Благовещенье» со статуями, расположенными не рядом, а на противоположных столбах центрального нефа. Диалог идёт через пространство нефа, в него оказывается втянутым и человек. Скульптуры как бы оживают — они стоят часто под углом к плоскости стены — стремятся к контакту со зрителем и с реальным пространством. «Проблема экспрессивной головы, — как пишет Б.Виппер, — поставлена северной готикой. Вместе с тем — готическая экспрессия иррациональна, загадочна; духовная энергия готических голов не приняла индивидуальных форм, словно не связана с определённым местом и временем. Все эти существа подавлены гнётом глубоких переживаний, взволнованы, хотят довериться зрителю, но язык их эмоций и мимики для нас непонятны».




Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 283 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...