Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет №10. Романская архитектура, происхождение. Сравнительный анализ французской и итальянской архитектурной школы



Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков сдревнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Романское искусство — название периода в истории искусства Европы примерно с 1000 года и до возникновения готического искусства в XIII веке; в зависимости от региона романский период в искусстве мог наступить или закончиться раньше или позже. Предыдущий период иногда именуется предроманским.

Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — в ​​первую очередь круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. В Южной Франции, Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов; соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.

Французская архитектура.В начале XI века, после того как миновал страх перед ожидавшимся в 1000 годусветопреставлением, христианская фантазия стала удаляться от старых традиций и создавать новые архитектурные формы, в которых римские элементы едва заметны. К типу базилики не прибавилось ничего нового, но все её части видоизменились. Вместо плоского потолка или заменяющих его открытых стропил появляется свод, алтарное помещение получает форму полукруглой ниши, отношение высоты к ширине здания изменяется. Все делается своеобразно стильным, и вскоре эта стильность получает изящество. Массивные пилястры внутри храма чередуются с легкими колоннами; капители стараются подражать коринфскому и римскому орденам даже тогда, когда составлены из фигур людей и животных. Форма латинского креста выражается в плане яснее. Фасад украшается двумя, в большинстве случаев четырехгранными башнями, разделенными на несколько этажей. Над порталом проделывается круглое окно, так называемая «роза». Хор становится длиннее и иногда снабжается круговым обходом. Порой, над средокрестием воздвигается купол.

Значительные шаги вперед делает и самая техника постройки, рассчитываемой на прочность. Внутри церкви замечается стремление к роскоши: стены и полы покрываются многоцветной инкрустацией, колонны пёстро расписываются. Таким образом возник романский стиль, усеявший Францию в XI веке и в первой половине XII полными величия и гармоничными в своих частях церквами, каковы St.-Etienne в Кане, St.-Sernin в Тулузе, St.-Trophime в Арле, Nôtre Dame в Пуатье и др.

Романская архитектура Италии.Замечательные памятники романс­кой архитектуры сохранились в Италии, где особенно выделялись Милан, Венеция и Флоренция.

Раннее развитие городов в Северной Италии и их экономическое процветание наложили большой отпечаток на характер итальянского зодчества. Наряду со строи­тельством обычных для всей Западной Европы замков, крепостей и монастырских ансамблей здесь развивалась и собственно городская архитектура: строились жилые многоэтажные дома, здания городского самоуправления, колокольни (звонницы), помещения для цехов и торговых гильдий и др. Итальянская архитектура романской эпохи испытала на себе сильное византий­ское и римское влияние. Она более есте­ственна и жизненна, более пластична и размеренна, чем, например, немецкое зодчество. Наиболее значительное создание средневековой романской архитектуры Италии — венецианский собор Св. Марка (строился в 1063-1085 гг., достраивался в XIII в.). Собор Св. Марка, созданный по об­разцу византийских церквей, был важнейшим религиозным и государственным цен­тром Венецианской республики. Он имеет четкий крестово-купольный план и обиль­но украшен мрамором и мозаиками.

Центр Тосканы — Флоренция — со­здал собственный стиль архитектуры, про­долживший позднеантичные традиции. Так, необыкновенно пара­ден многоцветный мрамор­ный фасад флорентийской церкви Сан Миньято аль Монте (конец XI в.).

Из белого мрамора выстроен знаменитый ар­хитектурный ансамбль в Пизе — шедевр средневе­ковой итальянской архи­тектуры, включающий со­бор, баптистерий и колокольню. Они по-ро­мански грандиозны и ве­личественны и в то же вре­мя легки и изящны. Знаменитую Пизанскую колокольню называют «Падающей баш­ней». Она, вследствие неравномерной осадки грунта, наклонилась еще в пери­од строительства. Чтобы воспрепятство­вать падению башни, ее последний ярус, построенный в 1301 г., был несколько смещен в сторону, противоположную на­клону башни.

В романской архитектуре Южной Италии и Сицилии особенно сильно ощу­щалось византийское влияние: соборы в Чефалу и Палермо имеют роскошное мо­заичное убранство.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 653 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...