Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет №11. Каролингское возрождение, общая хар-ка искусства



Каролингский Ренессанс (фр. renaissance carolingienne) — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в концеVIII—середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династииКаролингов

В архитектуре Каролингского Ренессанса переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это было связано с походами Карла в Италию, где его архитекторы могли познакомиться с опытом строительства базилик, а также украшения колонн и капителей. Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, например, вестверк. Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем. Из светской архитектуры появляются пфальцы — «путевые дворцы» для временного проживания императора. В них чётко прослеживаются древнеримские традиции.

Из исторических источников известно, что в это время велось обширное строительство, однако до наших дней дошли только немногие сооружения. Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене(788—805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль при Фульдском аббатстве (820—822), монастырские ворота в Лорше (около 800). Храмы и дворцы часто украшались внутри мозаиками и фресками.

Основной отличительной чертой творений данной эпохи служила ясность форм, четкость и недвусмысленность исполнения. Это прослеживается как в мозаиках и живописи, так и архитектурных творениях данной эпохи.

Архитекторы и живописцы периода каролингского возрождения старались максимально приблизить свои творения к таковым периода великой римской империи. Сходство с произведениями искусства поздней античности прослеживается и в архитектуре и в живописи данного стиля.

Наиболее значимыми архитектурными постройками того времени считались храмы и дворцы. По стилю они наиболее походили на творения широкого временного периода поздней античности. Основным украшением строений в то время была живопись и мозаика. Она играла не только декоративную роль, но, так же как и витражи во времена католичества и шторы в китайской традиции считалась, основным средством донесения информации неграмотному населению.

Архитектура Каролингского Ренессанса представляет собой сплетение античного, средневекового и византийского архитектурных стилей. Во многом на архитектуру данного периода повлиял поход на территорию Италии, который свершил Карл Великий.

Билет №12. Романская скульптура. Франция и Италия

Романская скульптура Франции(X-XII вв.). Скульптура вновь появляется во Франции сначала на юге, где сохранились античные памятники (Сен-Сернен в Тулузе). Пластический декор сосредоточен на фасадах (портал над входом, где главенствует тимпан со "Страшным судом" или "Христом во славе"). Главные памятники эпохи — порталы в Сен Пьер в Муассаке, Сен Лазар в Отене, Сент Мадлен в Вез-ле. позже — провансальские порталы Сен Трофим в Арле и Сен Жиль дю Гар. Готическая скульптура (XII—XV вв.). Круглая скульптура и архитектурный декор готики отражают нарастающее стремление искусства к натурализму и индивидуализации трактовки человеческой фигуры и лица. Статуи-колонны на порталах готических соборов становятся все более живыми и выразительными ("Улыбающийся ангел" в Реймсе). В связи с ростом культа Богоматери для тимпана над порталом все чаще выбирают сцену "Коронования Марии" (Санлис). Внутри соборов развивается мелкая пластика (драгоценные статуэтки Богоматери), а также надгробная скульптура (надгробия французских королей в Сен-Дени).

Романская скульптура Италии. Романское искусство Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущается непрерываемая даже в средние века связь с Древним Римом. Именно потому еще, что главной силой исторического развития в Италии были города, а не церковь, в ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Связь с античностью сказывалась не в простой «цитации» античных форм, а в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Отсюда чувство меры и соразмерности человеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты — в итальянской пластике и живописи. Раннее зарождение в итальянском средневековье элементов гуманистического мировоззрения привело к новой эпохе — Ренессансу.

Итальянские церкви просты в плане, имеют изящные клуатры, отдельно стоящие колокольни, баптистерии (например, ансамбль в Парме, вторая половина XII в.). Над порталами церквей появляются навесы на двух колоннах, поддерживаемых фигурами животных, чаще всего львов. По фасаду нередко аркады, как и галереи во внутреннем дворике. В облицовке фасадов используется мрамор, в Тоскане — даже многоцветный, как, например, на фасаде флорентийской церкви Сан Миниато аль Монте (конец XI —начало XIII в.). Жизнерадостные, без тени привычной суровости церкви Флоренции — это уже предвестники ренессансной культуры. Из белого мрамора выстроен знаменитый пизанский комплекс; собор с наклонной башней и баптистерий (XI—XII вв., баптистерий — XIV в.). Вообще же наибольшее число романских церквей, характерных для Северной Италии, находится в Ломбардом: Сайт Амб-роджо в Милане (VI, перестроена в XI—XII вв.), Сан Дзено в Вероне (XI—XII вв.), храмы в Модене, Ферраре, Парме.

К этому же времени относится и расцвет итальянской декоративной скульптуры: рельефы капителей, архивольтов, порталов с изображением полузверей-полулюдей,— в которой ощущается постепенный переход к пластике Проторенессанса. Библейские сюжеты соседствуют с баснями Эзопа и с историей о Ренарелисе или о рыцарях Круглого стола и короле Артуре (например, рельефы Моденского собора 1107 г., мастер рельефов Виллегельм). Сохранилось немало имен итальянских скульпторов этого времени. Рельефы хора Пармского собора исполнил Бенедетто Антелами (Антельми) (1177—1233). В его сложных многофигурных композициях поражает острая наблюдательность, исключительное внимание к конкретным деталям. От французских мастеров он научился искусству заполнять пустое ранее поле тимпана.

В монументальной живописи Италии отчетливо прослеживаются воздействие византийского искусства и прочные раннехристианские традиции. Из различных школ наиболее значительными были южная, венецианская и тосканская. Если мозаики в Чефалу (1148—1189) были исполнены еще греческими мастерами, то в Палатинской капелле 1154—1166 гг. это местные итальянские живописцы. Византийское влияние было сильно не только в южной или венецианской, но и в живописной школе Тосканы. Но уже со второй половины XIII в. наблюдается отказ от византийских традиций, утверждается вещественная убедительность и жизненное правдоподобие образов, в полной мере присущее живописи Проторенессанса.

Билет №13. Готическая архитектурная система, её техн. и худ. смысл. Готический собор.

Готическая архитектура — период развития западно- и центральноевропейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью (с конца XII по начало XVI века). Готическая архитектура cменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения.

Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима.

Техническим прорывом архитекторов готики явилось открытие ими нового способа распределения нагрузки. Обнаружилось, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас.

Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.

Эти революционные находки позволяли не только экономить строительные материалы, но и объединить внутреннее пространство храма в единое целое, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Вместе с улучшением освещённости нефа стало возможным и радикальное увеличение высоты зданий. Некоторые готические храмы Европыпревышали по высоте пирамиду Хеопса, которая в течение многих тысячелетий оставалась самым высоким сооружением Земного шара.

Схема строения готического собора:
Схема нервюра-распалубка.
Нервюра – выступающее профилированное ребро (тот самый каркас). Распалубка – промежутки между нервюрами (тот самый облегченный щит).

Для дополнительной устойчивости всей конструкции по бокам собор «опирался» на контрфорсы (прочные столбы), от которых шли связующие с основным зданием элементы – аркбутаны. Основой здания был т.н. центральный неф, он всегда был выше и шире боковых, и именно он строился по нервюрно-распалубной схеме.

Особым явление Готики стали разнообразные витражи. Они поражают своим цветовым решением и исполнением. Благодаря ним игра света внутри храма становилась просто волшебной. Основным витражом в любом готическом соборе была т.н. роза – круглое окно над центральным порталом.

Фасадное убранство готического храма тоже весьма примечательно, и прежде всего своим богатым скульптурным декором. Суть всего этого богатства была, во-первых, мелкими деталями «вписать» силуэт здания в воздух, во-вторых, замаскировать конструкцию как таковую. Рассмотреть классический фасад готического храма можно на примере собора Нотр-Дам-де-Пари (собор Парижской Богоматери)

Особое значение в готическом храме приобретает скульптура. В отличие от предыдущей эпохи, статуи отличаются пропорциональным строением тел, они все имеют индивидуальные лица и мимику. Скульптура обязательно представляет собой некую сцену из жизни, даже если это отдельно стоящие статуи, они общаются между собой. Расположение скульптур в готическом храме было строго канонизировано. Во-первых, фасад-вход в храм всегда расположен на запад, а капеллы на восток. Это связано вот с чем: человек, входя в храм, получается идет на восход солнца, т.е. к Раю (поэтому позже в восточной части храмов будет располагаться иконостас), а выходит из храма на закат солнца, т.е. к Аду (поэтому над выходом из храма всегда расположена сцена Страшного суда). (Это расположение храмов сохраняется до сих пор). Итак, в тимпане центрального портала – скульптуры Страшного суда, один из боковых порталов – сцены из жизни Богоматери, в другом – из жизни местного святого или святого, в честь которого построен данный храм. На откосах портала – статуи святых. Каждый портал и трансепт имел свой сюжет.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 474 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...