Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет №3. Осевое время в Индии. Возникновение и развитие джайнизма



Осевое время – появление универсальных учений. Появляются джайнизм и буддизм. Ситуация осевого времени связана с экзистенциальной (сущностной) трагедией в душе человека. Человек осознаёт своё одиночество, брошенность и начинает активно взывать к мирозданию.
Осевое время даёт толчок и выводит культуру Индии на новый уровень.
Джайнизм.
Джайнизм – религия осевого времени, 1-на из первых религий, противостоявших брахманизму. Основатель джайнизма – Мохавира Джина из варны кшатриев. Последователями джины вначале были лишь аскеты. По преданию у него было 11 учеников, которые составили из его проповедей основы доктрины. Первоначально текст передавался устно, а затем был зафиксирован. Джайнисты соблюдали определённые нормы и запреты. Вариант учения был канонизирован, однако принят не всеми джайнистами. Существовали два невраждующих направления – согласившиеся и отказавшиеся.
Учение джайнов исходит из того, что дух человека есть высшая оболочка. Достичь мокши и нирваны можно, если душа освободится от материальности. Карма тоже материя. Карма – тонкая липкая ткань, к которой прилипает остальная материя.
Мир состоит из 2 вечных категорий:

1. Джива – душа

2. Аджива – неживое

Джива в изначальной форме – совершенна, но в феноменальном мире джива связана с адживой. Джива соединена с кармой. Человек – высшее существо, ибо только он способен освободится от кармы. Освободиться от кармы нелегко, так как она притекает вновь и вновь. Чтобы избавиться от кармы нужно прислушиваться к советам гуру, добиться истощения и опадения кармы.
Доктрина джайнов ориентирована на индивидуальный поиск спасения.
Основы джайнистской этики:

1. Совершенная убеждённость в истинности учения.

2. Правильное познание

3. Праведная жизнь

Джайнисты должны дать 5 обетов:

· Ахимса (воздержание от нанесения вреда жизни; не должно быть даже в мыслях).

· Сатья (воздержание от лживости).

· Астея (воздержание от воровства).

· Брахмачарья (безбрачие).

· Апариграха (воздержание от всех привязанностей)

Основу общины джайнов составляли меряне. Принадлежность к джайнам впоследствии стала определяться рождением. На сегодняшний день их 2-3 миллиона. Джайны вегетарианцы и пуритане, соблюдают принцип моногамии, не едят вчерашнюю пищу.

Билет№4. Сиддхартха Гаутама, как осевой учитель Индии. Культурное значение буддизма.
Будда Гаутама Сиддхарта родился в роде Шакья касты кшатриев в стране Магадха на юге современного Непала. Его также называли Шакьямуни — мудрец, принадлежащий к клану Шакья.
После жизни в роскоши во дворце своего отца Сиддхарта случайно столкнулся с жестокой реальностью и сделал вывод, что реальная жизнь связана со страданиями и горем. Он отказался от жизни во дворце и стал вести аскетическую жизнь вместе с лесными отшельниками. Позднее он пришёл к выводу, что аскетизм неправилен и следует находить промежуточный путь между самопотаканием и самоограничением.
Во время медитации под деревом Бодхи он принял решение во что бы то ни стало найти Истину, и в возрасте 35 лет достиг Просветления. После этого он стал называться Будда Гаутама, или просто Будда, что означает «пробуждённый».
Остальные 45 лет жизни он путешествовал по Центральной Индии в долине Ганга, обучая своих последователей и учеников.
В дальнейшем последователи Будды в течение последующих 400 лет сформировали много разных учений — школы раннего буддизма (Никая), из которых сохранилось учение Тхеравада и многочисленные ветви Махаяны.

Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.
С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды - многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийской архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.
Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Никакая другая религия не была так тесно связана с растительным миром, с красотой природы, как буддизм. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для этого у них было достаточно досуга, и жили они в окружении мирной природы, столь благоприятствующей душевному покою. Вот почему садовое искусство того времени тесно связано с храмами и монастырями. Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа.
Развитие скульптуры проявилось прежде всего в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв.
Буддийские монастыри веками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов - переводчиков, переписчиков.
Буддизм оказал глубокое влияние на становление принципов традиционного восточного искусства. Прежде всего следует отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным сознанием Востока. Именно буддизм с его учением о вечно изменяющемся чувственном мире дал художнику важный методологический принцип, позволивший ему создать неповторимый мир образов восточного искусства.
Главное же влияние Буддизма на культуру, именно в сохранении и развитии вечных идеалов человечества: Истины, Любви и Красоты, без которых невозможно само понятие «культура».





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 557 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...