Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теоретическая часть. При изучении темы следует иметь в виду, что весь период античной философии допустимо разделить на 3 периода:



При изучении темы следует иметь в виду, что весь период античной философии допустимо разделить на 3 периода:

I период – натурфилософия, или досократовская философия (VI – IV вв. до н. э.);

II период – классическая, или аттическая философия (V – IV вв. до н. э.);

III период – эллинистическая, или эллинско-римская философия (III в. до н. э. – VI в. н. э.).

Натурфилософов, интересующихся, прежде всего, поисками субстанции, разделяют на несколько философских школ, среди которых рекомендуется обратить внимание на следующие:

Милетская школа, считается самой древней. Основатель – Фалес, субстанцией считал воду; его ученики: Анаксимен (субстанция – воздух), Анаксимандр (субстанция – абстрактный апейрон, некое беспредельное и вечное начало).

Школа Пифагора. При изучении обратить внимание на то, что пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотношений и тем самым превзошли милетцев, ибо почти достигли уровня законов науки. Они искали гармонию и количественную согласованность во всем, а такого рода поиск фактически нацелен на обнаружение законов, однако пифагорейцы еще не владели категорией качества, без которой нельзя уразуметь в должной степени количество, каковым, в частности, является число.

Для Гераклита мир есть огонь, а огонь – образ вечного движения и изменения.

Элейская школа (Парменид, Зенон и др.) – оппоненты Гераклита, утверждали о невозможности движения и, следовательно, о постоянстве внечувственного бытия. Рекомендуется ознакомиться с апориями Зенона.

Несмотря на антагонизм учений Гераклита и элеатов, они одинаково приходили к агностическому выводу, ведь невозможно познавать вечно изменяющееся, а чувственно-данное и иллюзорное познавать тем более нет необходимости.

Атомисты (Левкипп, Демокрит и др.) преодолели кризисную ситуацию в философском мышлении, введя понятия атома и объединив тем самым сильные стороны представлений Гераклита и элеатов: парменидовское бытие уменьшили до атомов, сохранив этим постоянство, а гераклитовские изменения связали с механическим движением атомов, их сочетанием друг с другом. При изучении данного философского направления студентам рекомендуется выявить различия между современными и древнегреческими представлениями об атомах.

Началом классического периода явилось философское творчество Сократа, впервые утвердившего приоритет самосознания над познанием природы. При изучении философии Сократа, о которой мы знаем в основном из трудов его ученика Платона, рекомендуется обратить особое внимание на принципиально иную манеру понимания мира – двигаться не от события к событиям, а от общего к событиям. Необходимо также уяснить основной метод Сократа – диалектику, состоящую из иронии и майевтики.

Сократ принципиально спорил с софистами («учителями мудрости» в V – IV вв. до н. э.). В связи с этим студентам необходимо выяснить сущность этого спора и уяснить, в чем заключается логическая ложность софизмов.

При изучении творчества Платона следует обратить внимание на его учение об идеях (объективный идеализм) и уяснить влияние этого учения на космологические и этические построения, на философскую концепцию идеального государства.

Ученик Платона, Аристотель, хотя и выступавший в ряде отношений как решительный противник учителя, по сути, продолжил его дело. Аристотель был конкретнее, эмпиричнее Платона, его интересовало индивидуальное, жизненно данное. Студентам необходимо уяснить отличие между идеальным миром Платона и иерархией идей Аристотеля, представляющей стадии становления оформленной материи, причем каждая вещь имеет четырехчастную природу, четыре причины:

1. Сущность (форма, эйдос).

2. Материя (субстрат, возможность бытия).

3. Действие (начало движения).

4. Цель («то, ради чего»).

Важно отметить, что и действующую, и целевую причины определяет эйдос, который является основным динамическим и смысловым содержанием вещи.

Студенты должны понять, почему Аристотеля называют крупнейшим классификатором и систематизатором античной науки, ознакомиться с логическими построениями Аристотеля (категории, законы формальной логики, учение о силлогизмах).

При изучении эллинистического периода античной философии рекомендуется обратить особое внимание на следующие направления:

Стоицизм (Зенон Китийский, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий и др.), главным вопросом для которого был вопрос об определении места человека в Космосе. Стоики утверждали, что законы бытия неподвластны человеку, подверженному року, судьбе (последнюю же стоит не ненавидеть, а любить, получая отдохновение в рамках доступного). Они не были безразличны к происходящему, но, понимая логос мира определенным образом, сохраняли душевное спокойствие (атараксию). Следует обратить внимание на развиваемые стоиками идеи пантеизма и человеческого равенства.

Эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.) – гедонистическое учение, для которого главный интерес представлял чувственный мир. При изучении рекомендуется обратить внимание на преодоление Эпикуром детерминизма атомистов.

Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик и др.) – знакомясь с этим философским направлением, следует понять, почему, несмотря на агностические настроения, античного скептика нельзя назвать нигилистом, а также объяснить смысл признаков скептической мудрости: молчания и воздержания от суждений.

Основные положения неоплатонизма, давшего синтетическую философскую концепцию современного ему античного общества, были разработаны римлянином Плотином. Это учение об основанной на гармонии и красоте эманации Единого – Блага в Мировой Ум, далее в Мировую Душу и затем в Материю было активно использовано в эпоху средневековья.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 275 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...