Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение о 4 причинах



В «метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего.

1) Материальная (то, из чего). Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде 5 первоэлементов/стихий: воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

2) Формальная (сама форма) Бог создает формы разнообразных вещей из однообразной материи.

3) Действующая (то, посредством чего существует вещь) Причинная зависимость явления сущего.

4) Целевая (то, ради чего существует вещь) У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является благо.

ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ, центральное понятие космологии и теологии Аристотеля. Формально учение о перводвигателе представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом. В «Метафизике» перводвигатель выступает как трансцендентный «бог» и ценностное «начало», от которого «зависят Вселенная и природа». Он есть та «действительность», которая необходимо предполагается всяким переходом от потенции к акту (в данном случае -общемировым становлением и движением), и оформляет косную материю в энтелехиальный космос. Как чистая форма и энергия он лишен всякой потенциальности и материальности, и потому есть ум ( нус ), а т.к. нематериальность лишает его «частей» и ставит по ту сторону всякой множественности, то он может мыслить только самого себя и в этом самомышлении состоит его вечная и блаженная жизнь в качестве «Бога». Поскольку контакт между бестелесным «первым движущим» и телесным «первым движимым» невозможен, то он «движет как объект любовного влечения», к которому все стремится как к высшему благу и конечной цели.

9.Философия эпохи эллинизма: стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм.

Эпоха Эллинизма (IV в. до н.э. – IVв. н.э.)

  1. Стоицизм (Сенека и Марк Аврелий). Как философское направление стоицизм просуществовал с III в. до н.э. до III в. н.э. Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп. Позднее в качестве стоиков прославились Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. В основе учения стоицизма лежал принцип фатализма. Миром правит промысел, все предопределено заранее. Проведение – это неотвратимая необходимость, представляющая собой цепь необратимых причин. Считается, что тело мира составлено из огня, воздуха, земли и воды. душа мира — это огненная и воздушная пневма, некое всепроникающее дыхание. По давней античной традиции, огонь считался стоиками основным элементом, из всех элементов он наиболее всепроникающ, жизнен. Благодаря этому весь Космос, в том числе и человек,- это единый огненный организм со своими законами (логосом) и текучестью. Главный вопрос для стоиков состоит в определении места человека в Космосе.

Ø Космос — это огненный организм;

Ø человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм, судьбоносность, своеобразная любовь к тому и другому;

Ø смысл мира и человека — лектон, значимость слова, которая нейтральна как к психическому, так и к физическому;

Ø понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии, бесстрастности;

Ø не только отдельный человек, но и люди в целом составляют неразделимое единство с Космосом;

Ø Космос можно и нужно рассматривать и как бога, и как мировое государство (тем самым получает свое развитие идея пантеизма (природа есть бог) и идея человеческого равенства).

Эпикурейство.
Крупнейшими представителями эпикуреизма являются сам Эпикур и Лукреций Кар. Эпикуреизм как философское направление существовал в то же самое историческое время, что и стоицизм — это период V — VI веков на рубеже старой и новой эры. Как и стоики, эпикурейцы ставят прежде всего вопросы устроения, комфорта личности в сложных исторических условиях рабовладельческого общества в поздний период его развития. Огнеподобность души — общее представление у стоиков и эпикурейцев, но стоики видят за ней некоторый смысл, а

эпикурейцы — основу ощущений. У стоиков на первом плане — разум, сообразный с природой, а у эпикурейцев — ощущение, сообразное с природой. Чувственный мир — вот что для эпикурейцев представляет главный интерес. Отсюда основной этический принцип эпикурейцев — удовольствие. Учение, которое во главу угла ставит удовольствие, называется гедонизмом. Для эпикурейцев чувственный мир — это настоящая реальность. Мир чувственности необычайно изменчив, множествен. Эпикурейская реальность получает свое отображение в принципе атомарности. Чувственный мир изменчив, но не настолько, чтобы он был абсолютно непрерывен. Есть предельные формы чувств, чувственные атомы, или, иначе говоря, атомы не сами по себе, а в мире чувств. Человек состоит из атомов, которые обеспечивают ему богатство мира ощущений, где он всегда может найти для себя удобную обитель, отказываясь от активной деятельности, стремления переустроить мир.

Ø все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий;

Ø человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовольствий;

Ø мир чувств не иллюзорен, он — главное содержание человеческого, все остальное, в том числе идеально-мыслительное замыкается на чувственную жизнь;

Ø боги безразличны к человеческим делам (об этом, мол, свидетельствует наличие зла в мире). 5) для счастливой жизни человеку необходимы три главные составляющие: отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим и другим противостояниям).

  1. Скептицизм – в основе данного учения лежал тезис: «Воздержись от суждения».
    Нет понятий Абсолютное Знания и Абсолютная Истина. Все относительно.
  2. Неоплатонизм (Плотин /250 – 270 гг. н.э.)
    Неоплатоники стремились дать философскую картину всего существующего, в том числе Космоса в целом. Нельзя понять жизнь субъекта вне Космоса, равно как и жизнь Космоса без субъекта. Существующее устроено иерархически: Единое-Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому-Благу. Материя.

Единое-Благо. Единое — это подлинно первосущее, охват всего в одной точке. Если, считают неоплатоники, вы признаете существование разного, например, разумного и неразумного, то выше его есть предел того и другого, что уже не является ни тем, ни другим. Единое-Благо достигается не рациональным путем, а лишь в результате сверхразумного экстаза. Само собой разумеется, что в результате такого экстаза субъект уходит от различного рода земных трудностей.

Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко продумать, прочувствовать свое место в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло — снизу, от материи. Зло — не сущее, оно никак не связано с Благом. Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удается подняться по лестнице нематериального: Душа-Ум-Единое. Лестнице Душа-Ум-Единое соответствует последовательность чувство — мысль — экстаз. Здесь, конечно, обращает на себя внимание экстаз, который стоит выше мысли. Но экстаз, следует заметить, включает в себя все богатство мысленного и чувственного.

Неоплатоники везде видят гармонию и красоту, за них ответственно фактически Единое-Благо. Даже хаос гармоничен. Что же касается жизни людей, то она также в принципе не может противоречить всеобщей гармонии. Люди актеры, они лишь осуществляют, каждый по-своему, сценарий, который заложен в Мировом Уме.

11. Средневековая философия: доказательства бытия Бога, спор об универсалиях.

Это философия феодального общества, развивавшаяся в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.) Школа, просвещение перешли в руки церкви, догмы которой лежали в основе всех представлений о природе, мире и человеке. Философия на ряд веков стала "служанкой богословия". Вера в Бога – массовое сознание. Смысл веры: Бог воплотился в человека (в полной мере Бог и в полной мере человек). Тертуллиан был первым значительным христианским богословом, писавшим на латинском языке. Опираясь на священные писания, показывает то, что было мудростью у древних греков. В этот период люди должны отказаться от уже существующей философии, так как истина открывается простым душеверующим христианам. Люди должны стать как деть, то есть обладать простой душой. Бог – есть бытие, есть истина, а человек – сущее. Бог является первопричиной.

Августин Аврелий. 354-430 гг. до н.э.

Основал риторическую школу и был выбран епископом. Августин считает, что наша душа божественна. Если истина божественна, а человек является Богом, следовательно истина существует ВНЕ нашего познания. Доказательство, то истина-вечна: «Мир погиб» - это утверждение правдиво, а значит, что это истина. У него возникла идея веры, которая ищет уразумения. «Веруй, чтобы понять». Божественность человеческой природы: человек создан по воли Бога.

Через мышление мы познаём себя и вечные законы бытия. Человек должен обратиться к познанию собственной души. Мы стремимся подняться до Бога. Наше мышление не создаёт истину, а обнаруживает её уже в готовом виде. Через познание души мы возвышаемся до познания Бога. «Не стремись во вне, обратись к себе».





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 403 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...