Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Права человека в структуре социальных отношений



Решение вопроса о сущности прав человека прежде всего зависит от философского миропонимания. С точки зрения тоталитарного мировоззрения, личность всецело под­чинена тотальности, целому и должна беспрекословно слу­жить социуму. «Общество, в котором личность рассматрива­ется не как абсолютно ценный индивидуум, имеющий цель в себе», — писал русский философ Николай Лосский, а как только средство для процветания коллектива, утрачивает идею неотъемлемых прав личности: отношение государства к индивидууму определяется в нем не правом, а социальной целесообразностью".

Теоретической основой тоталитарного видения взаи­мосвязи между человеком и обществом, личностью и вла­стью является структурно-функциональный подход к лично­сти. Он рассматривает человека как функцию и следствие определенной структурной организации сложного социаль­ного целого. Жизнедеятельность и духовный мир личности в данном случае определяются потребностями общественной системы, которые всецело предопределяют ее место и соци­альную роль в обществе. Структурно-функциональный под­ход, по существу, не допускает понимания личности как ав­тономного субъекта социального действия и тем самым ис­ключает возможность постановки вопроса о приоритете прав человека.

В противоположность структурно-функциональному антропологический подход в отношениях между человеком и обществом ведущую роль отводит личности, изначально обладающей свободой, подчеркивает ее самоценность и уникальность. Этот метод является преобладающим в со­временной западной философии — экзистенциализме, пер­сонализме, философской антропологии, герменевтике, пси­хоанализе и т.д. "Современная философия отличается от фи­лософии прошлого не просто возрастанием удельного веса антропологической проблематики, но и переосмыслением ее места и значения в философской системе. Сейчас проблема­тика человека автономизируется, человек выделяется из сферы объективной тотальности как нечто от нее принципиально отличное Признание важнейшей и возрастающей роли прав че­ловека, их приоритетности не означает отрицания значения социальной среды, объективного бытия для развития и су­ществования людей. Оно означает лишь, что все люди, а не только "выдающиеся личности" играют важную роль в ис­тории.

Если взглянуть на права человека философски, то мы в сущности имеем дело с противоречиями между "самостью" и "чужестью", между "Я" и "Другие". Эти понятия показы­вают, что все люди одинаковы и в то же время разные. В связи с этим надо признать, что обеспечение прав человека возможно лишь тогда, когда люди осознают нашу общую человеческую суть. Это — путь к выживанию рода челове­ческого, сплочению всех стран и народов вокруг универ­сальной идеи прав человека. Как абсолютный критерий, права человека представляют собой общий язык человечест­ва. Приняв этот язык, все народы мира смогут понять друг друга и творить собственную историю.

Важной особенностью феномена прав человека явля­ется, следовательно, также и то, что они выступают в каче­стве определенных связей и отношений между человеком и

другими людьми, обществом и государством по поводу обеспечения жизненно важных условий его существования и развития.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 887 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...