Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возрастание социальной роли прав челове­ка — историческая закономерность



Суть и основное практическое значение прав человека состоит, следовательно, в вычленении личности из тоталь­ности, что делает ее автономным и свободным индивидом, свобода которого ограничена такой же свободой другого человека. Однако, права и свободы не только выделяют че­ловека из определенной социальной общности, но и объеди­няют людей на основе их приверженности общечеловече­ским ценностям. Права человека возможны только в обществе, ибо они представляют собой особый вид обществен­ных связей и отношений, которые формируются под влия­нием не только природы человека, но и конкретных соци­ально-исторических условии, то есть их содержание во мно­гом обусловлено данной ступенью исторического развития общества.

Это означает, что права человека носят и абсолютный и исторический характер. С одной стороны, основные права и свободы представляют для всех людей абсолютную цен­ность, она безусловна. С другой стороны, потребности и ин­тересы, а также связанные с ними права и свободы, их со­держание и значимость для конкретных людей, изменяются от одного периода развития общества к другому. На этом историческом фоне идет дифференциация в подходе к пра­вам человека и на уровне отдельных людей. Все это придает относительный характер правам человека. Это не удиви­тельно, так как люди различаются и всегда будут отличаться друг от друга как индивиды по своим способностям, запро­сам, характеру, потребностям и интересам. Данные особен­ности конкретных людей проявляются в значении для них тех или иных прав и свобод в изменяющихся условиях их существования. На эти различия оказывают влияние также возрастные и гендерные особенности людей. Для одних из них первостепенное значение могут, например, иметь права и свободы, обеспечивающие им возможность учиться, полу­чить профессиональную подготовку, работать по своим спо­собностям, для других важное значение приобретают права на медицинское обслуживание, особенно для детей, женщин, пожилых людей, право на пенсионное обеспечение, на отдых, культурное времяпровождение и т.д.

Эти различия в приоритетности тех или иных прав но­сят естественный характер, они придают вопросу о правах еще большее практическое значение, ибо учитывают инди­видуальность конкретного человека. Это отражает в конеч­ном счете проявление диалектики единичного, особенного и всеобщего в области прав и свобод всех людей и отдельного индивида.

Права человека — это сложное многогранное явление, носящее дуалистический, двойственный характер. Это обу­словлено тем, что, с одной стороны, они выражают неотъем­лемые свойства человека, а, с другой, являются духовно-нравственной основой права и прав гражданина. Они нераз­рывно связаны поэтому не только с государством и правом, но еще в большей мере с культурой, моралью, философией, то есть, как уже подчеркивалось, — с гуманитарным знани­ем, раскрывающим прежде всего суть и природу общечело­веческих ценностей и интересов.

Права человека выступают в качестве феномена миро­вой культуры и цивилизации, являются их важнейшим ре­зультатом. Можно сказать, что культура выражает степень развития человека как личности, а цивилизация — уровень материального и культурного развития общества. Они не­разрывно взаимосвязаны. Английский историк Эдуард Тей­лор писал, что культура — это сложное целое, которое включает знания, верования, искусство, нравственность, за­коны, обычаи и любые другие способности и привычки, ус­военные человеком как членом общества.

Цивилизационная роль прав человека проявляется прежде всего в упорядочении социальных отношений, обес­печении автономии и свободы личности. Потребность в об­щепризнанном порядке и справедливости закономерна для любого человеческого общежития. Право и права человека устанавливают определенные нормы поведения людей, ко­торые не должны нарушаться, чтобы не возникало конфлик­тов и ущемления прав и свобод других членов общества. Поэтому права человека выражают всеобщий масштаб и равную меру свободы и ответственности. Права человека как феномен мировой культуры отражают жизнь человека в особом качественном состоянии, связанном с утверждением в общественном сознании и практике идеи свободы лично­сти. Они призваны в нормативной форме закреплять духовно-нравственные ценности и социальные достижения человечества в данной области общественного развития. Это специфическое осознание действительности отражается в таких категориях и понятиях, как демократия, социальная справедливость и равенство, право и закон, права и свободы, обязанности и ответственность человека, милосердие, гу­манность, солидарность и т.д.

Их объективирование в общественньгх явлениях и процессах способствует преодолению произвола, социаль­ной несправедливости, дискриминации людей. " Именно по­нятие о правах, — писал французский историк и политиче­ский деятель Алексис де Токвиль.еще 160 лет назад, — по­зволило людям определить, что есть вседозволенность и произвол. Оно помогает им быть независимыми без высоко­мерия и подчиняться не унижаясь... Не может быть ни вели­ких людей, не наделенных добродетелями, ни великих наро­дов, не уважающих прав человека... Можно без преувеличе­ния сказать: искусство жить свободным способно творить чудеса, но в то же время нет ничего труднее, чем учиться жить свободным".

Для реализации прав человека большое значение име­ет правовая культура как часть общей культуры человека и общества. Она представляет собой сочетание знаний о праве и правах человека, духовно-нравственных установок, опре­деляющих уважительное отношение человека к праву и за­кону, а также умение и стремление реализовать права чело­века. Важной составной частью правовой культуры является также понимание того, что права и свободы неразрывно свя­заны с ответственностью человека перед другими людьми, обществом и мировым сообществом за последствия своей деятельности. Ответственность еще более очевидно обу­словлена необходимостью выполнения людьми своих обя­занностей, определенных конституцией и законодательством данной страны и международно-правовыми нормами в об­ласти прав человека. "Нет прав без обязанностей" — это должен помнить каждый человек, начиная с юных лет. В публикации ЮНЕСКО, посвященной образованию в области прав человека, говорится в связи с этим, что " права ребенка бесполезны, если ребенок не усвоил, что граждане обладают и обязанностями; которые также носят общий или даже универсальный характер". То есть правовая культура создает важные интеллектуальные и субъективно-психологические предпосылки для осуществления одного из основных прав современного человека — права знать свои права и иметь возможность их цивилизованно защищать.

Мировой опыт показывает, что вопрос о правах челове­ка приобретает особую актуальность на переломных этапах развития человечества. На одном из них сейчас находится наша страна и весь мир. Это обстоятельство обусловлено це­лым рядом международных и национальных причин, что от­ражает закономерный характер возрастания роли и значения феномена прав и свобод личности в истории человечества.

Прежде всего надо обратить внимание на то, что XX в. был отмечен масштабностью и интенсивностью интеграци­онных процессов во всем мире, углублением контактов и связей между различными цивилизациями, странами и наро­дами. Все это отражает процесс формирования человечества как новой социально-исторической общности людей. Очевидно, что мир перешел в качественно иное состояние — состояние целостности и взаимозависимости. Ныне ни одно значимое событие, совершающееся на Земле, не проходит, бесследно для всего человеческого сообщества. Эти инте­грационные тенденции пронизывают все сферы общественной жизни — экономическую, научно-техническую», политическую, социальную, культурную и гуманитарную, вклю­чающую в себя права человека. Одним из главных направлений международного сотрудничества является область прав человека, требующая глубокого осознания мировым сообществом сущности и роли прав человека в развитии личности, общества и человечества в целом, а также поиск методов и путей их надежной защиты как главной общече­ловеческой ценности. Права человека являются общим языком человечества.

He случайно поэтому в деятельности Организации Объединенных Наций, ее специализированных и других международных организаций вопросы прав человека зани­мают центральное место. Это же касается целей и основной направленности деятельности Совета Европы, Европейского Союза, Организации по сотрудничеству и безопасности в Европе, а также Содружества Независимых Государств.

В Договоре между Республикой Беларусь и Россий­ской Федерацией о создании Союзного государства указы­вается, что его важнейшими целями, кроме создания едино­го экономического и оборонного пространства, также явля­ются:

• неуклонное соблюдение основных прав человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

• формирование единой правовой системы демокра­тического государства;

• проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь и свободное развитие чело­века.

Возрастающее практическое значение проблемы прав человека, обусловлено также ее непосредственной связью с глобальными проблемами современности и необходимостью их решения в целях сохранения и выживания человечества. При этом права человека сами являются важнейшей гло­бальной проблемой, воздействующей на другие глобальные проблемы нашего времени.

Глобальные проблемы отражают противоречия совре­менной культуры и цивилизации. В них выражается диалек­тическое единство сущего и должного. Это особенно ярко прослеживается в сфере прав и свобод человека. Основными особенностями глобальных проблем, является то, что, во-первых, они затрагивают самые основы существования об­щества и мирового сообщества в целом. Во-вторых, вопрос об их преодолении имеет жизненно важное значение не только для нынешних, но и грядущих поколений. В-третьих, они требуют для своего решения объединения усилий всех стран и народов.

Все глобальные проблемы так или иначе концентри­руются на проблеме прав человека — его жизни, использо­вании созидательных способностей, безопасности, выжива­нии. Они непосредственно связаны с развитием у человека чувства ответственности, справедливости, милосердия, со­лидарности, которые формируются у людей в процессе пре­одоления таких глобальных проблем, как военная и эколо­гическая угроза миру, обострение социальных проблем, свя­занных с голодом и инфекционными болезнями, неграмот­ностью, а также с социальной патологией. Последняя свиде­тельствует о том, что угроза человеческому существованию, и развитию личности исходит не только извне. Она таится также в самом человеке. Академик Андрей Сахаров в связи с этим подчеркивал, что в конечном счете гибель или спасе­ние цивилизации зависит от внутренней духовной жизни людей, их нравственных и ценностных установок. Человечеству, писал он, угрожает упадок личной и государственной морали, проявляющийся уже сейчас в глубоком распаде во многих странах основных идеалов права и законности, в по­требительском эгоизме, во всеобщем росте уголовных тен­денций, в ставшем международном бедствием национальном и политическом терроризме, в разрушительном распростра­нении алкоголизма и наркомании. Все эти процессы связаны с распространением бездуховности, с утратой смысла жизни.

На эту опасную тенденцию указывал и крупнейший современный теоретик психологии личности Виктор Франкл. Он отметил, что нравственный кризис, о котором заговорили во весь голос относительно недавно, позднее, чем о кризисах экономическом и экологическом,— это не что иное, как ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести, нередко без возможности какого-либо реального выбора, и невоз можности найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации "новых" и от­сутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позво­ляющей прийти к уникальному смыслу жизни своим, непо­вторимым путем. Этим во многом объясняется распростра­нение так называемой социальной патологии в современном мире.

Проблема прав человека, его судьбы и смысла жизни, сохранения и развития общечеловеческих интересов и цен­ностей — это не просто одна из глобальных проблем. Это — их основное содержание, сосредоточение результатов разви­тия мировой культуры и цивилизации. В условиях сохране­ния в мире военной опасности, развития электроники и атомной энергетики, широкого использования в хозяйстве химических и высокотоксичных веществ любые проявления духовной и нравственной деградации людей могут привести к глобальной катастрофе, ибо от нравственных качеств, чув­ства ответственности человека за свои поступки, его отно­шения к делу ныне зависит судьба отдельных народов и ми­ра в целом. Эта опасность еще более усилилась в последний период, когда не только на территории бывшего СССР, но и в других регионах мира все чаще возникают острые межна­циональные конфликты, которые легко могут принять ин­тернациональный характер и привести к глобальным потря­сениям. Воинствующий национализм, расизм, политический радикализм и экстремизм, религиозная нетерпимость и дру­гие проявления вражды и недоверия к другим нациям и эт­ническим группам, инакомыслящим несовместимы с права­ми человека и общественным прогрессом.

Кроме отмеченных, важными препятствиями на пути осуществления прав и свобод человека в новых независимых государствах на территории бывшего Советского Союза яв­ляется коррумпированное чиновничество и криминализированный бизнес. Их политические и финансовые возможно­сти широко используются для того, чтобы опорочить гума­нистическую идею прав человека, превратить ее в фарс, ос­меять и посеять скептицизм и неверие в возможность обес­печения прав и свобод человека в нашем обществе, подор­вать веру и ослабить волю людей, их стремление к свободе и демократии. Эти силы кровно заинтересованы в том, чтобы люди не знали и не стремились к достижению этих общече­ловеческих идеалов.

В то же время для все большего числа граждан нашей страны становится очевидным огромное практическое зна­чение проблемы прав и свобод человека. Актуализация этой проблемы обусловлена, во-первых, переходом Республики Беларусь к рыночным экономическим отношениям, предполагающим широкое использование личной свободы и ини­циативы.

Во-вторых, утверждением в стране демократиче­ских основ общественной жизни и ростом политической ак­тивности населения.

В-третьих, усилением личной ответст­венности и сознательного отношения человека к результатам своей деятельности, что связано с пониманием того, что он сам является хозяином своей судьбы и творцом личного сча­стья.

В-четвертых, современный этап развития страны свя­зан с формированием гражданского общества и правового социального государства как важнейших общественно-политических институтов, которые обеспечивают не только надежную защиту прав человека, но и создают реальную возможность самим гражданам активно участвовать в обеспечении своих прав и свобод.

В-пятых, осознанию важности прав человека и пре­вращению их в жизненную потребность способствует создание в республике специальной системы образования в об­ласти прав человека. Именно такая система, как показывает мировой опыт, имеет важнейшее значение для выработки сознательного и ответственного отношения основной массы населения к вопросу о правах личности как общечеловеческой ценности.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 329 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...