Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Интенсивное обновление систем образования в мире — одна из ярких примет нашей эпохи на пороге XXI века. Происходит оно под воздействием многих причинных факторов: это и экономические императивы, и социокультурные традиции, и социально-психологические реальности тех или иных стран.
так или иначе здесь явно выделяется одна закономерная и, можно сказать, универсальная — по крайней мере для развитых стран — тенденция: все большее использование психологического знания в практических целях формирования личности, социализации детей и молодежи.
Господствующие в современной психологии направления — бихевиоризм, психоанализ, «гуманистическая психология», интеракционизм — постоянно генерируют научно-педагогические концепции, получающие непосредственный выход в реальную действительность, в практику школ и университетов, детских садов и учреждений системы непрерывного образования взрослых, общественного и семейного воспитания.
Очень важно и другое: на этих концепциях базируются передовые технологии обучения и морально-нравственного воспитания личности.
Проблемы формирования личности традиционно привлекали внимание различных психологических школ. Это давало им возможность выйти за узкие рамки лабораторных исследований к широкому социально-практическому приложению выдвигаемых идей. Влиятельные западные психологи, среди которых были такие крупные ученые, как У. Джемс, Дж. Дьюи, Э. Клапаред, Э. Мейман, Э. Торндайк и другие, обращались к педагогической проблематике, откликаясь на запросы системы образования, продиктованные социально-экономическим развитием индустриального общества.
Определяя личность как «борца за цели», У. Джемс выделял волевой, творчески активный аспект сознания как его функциональную особенность. Это должно, по его мнению, ориентировать педагогику не на инертную созерцательность, а на целеустремленное содействие индивиду в его умственном и нравственном развитии путем формирования у него — притом с самого раннего детства — как можно большего числа полезных навыков и привычек [2]. Вспомним народную мудрость: «Посеешь привычку — пожнешь характер».
По У. Джемсу, школа всегда имеет дело с «целостным ребенком», и ее задача заключается в том, чтобы направлять его поведение и деятельность к достижению позитивных и нравственно достойных целей. Решительно выступив против традиционных авторитарных методов, в частности, механической зубрежки, У. Джемс видел сущность воспитания и образования в следующем: «Организовать ресурсы и поведенческие силы человека так, чтобы он мог приспосабливаться к окружающему его социальному и физическому миру» [3]. Поэтому усилия учителя должны быть направлены не на передачу неких «препарированных» знаний — пусть даже в стройной системе, — а на руководство целостным поведением ребенка в атмосфере, свободной от страха и угроз.
Использование западной педагогической мыслью психологических концепций — характерная ее черта на протяжении нашего столетия.
Основной пафос учения Ст. Холла состоял в том, что воспитателю не следует вмешиваться в предопределенные природой неумолимые процессы развития индивида (натуралистический детерминизм), в ходе которых происходит как бы спонтанное «вызревание» изначально заложенных в нем интеллектуальных сил и психологических особенностей.
Влияние Ст. Холла на развитие взглядов по вопросам развития личности нельзя оценивать однозначно. Его заслуга состоит в том, что он решительно выступил против схоластической педагогики, переместив центр внимания на самого ребенка, его непосредственные нужды и потребности, которые школа не должна игнорировать. Вместе с тем, он аргументировал пассивную, фаталистическую позицию воспитателя.
Концептуальная линия Ст. Холла в вопросах социализации индивида встретила неизбежную оппозицию со стороны более социологизированного бихевиористского направления в психологии.
Лейтмотивом первоначальной его программы, выдвинутой Дж. Уотсоном, была идея о возможности практически безграничного «управленческого» влияния на поведение и становление личности, равнозначного произвольной внешней детерминации. «Дайте мне дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого типа — доктора, юриста, артиста, коммерсанта или же нищего и вора безотносительно к его к таланту, склонностям, тенденциям, способностям, призванию, а также расе его предшественников», — программно заявил Д. Уотсон.
Оптимистический пафос Дж. Уотсона в то время хорошо сочетался с безудержной верой в себя стремительно усиливавшейся в экономическом, политическом и военном отношении Америки первых двух десятилетий XX века.
Однако абсолютизация внешних воздействий — линия, первоистоки которой восходят к воззрениям К. Гельвеция, — диссонировала с теми задачами жесткой дифференциации обучения, которые ставились и продолжают ставиться, порой приобретая неоправданную селекцион ную окраску, перед западной школой и педагогикой.
Неудивительно, что чрезмерно радикальная в педагогическом плане концепция Дж. Уотсона уступила место установкам значительно более реалистической научной школы Э. Торндайка и его последователей. Они отводили исключительно важную роль обучению и внешней стимуляции индивида, но в то же время оставались убежденными сторонниками биологической доминанты в понимании человеческой природы и не сомневались во врожденности умственного потенциала личности. Соответственно подчеркивалась лимитированность его фактором наследственности. В несколько механической трактовке Э. Торндайка внешняя среда (в более узком смысле — процесс обучения) выступает лишь как мощный «проявитель» врожденного умственного потенциала, для чего ее необходимо организовать и упорядочить, сообразуясь с классической бихевиористской схемой формирования поведения: «стимул—реакция—подкрепление».
Глубокий концептуальный раскол между научными школами Э. Торндайка и Ст. Холла положил начало существующему противостоянию основных педагогических программ формирования личности: между рационалисти-ческой, четкой и манипулятивной по своей направленности педагогической технологией, с одной стороны, и, соответственно, комплексом антитехнократических, педоцент-ристских концепций и установок, заметно более психологизированных, расплывчатых и акцентирующих «спонтанность» процесса социального формирования индивида в противовес внешнему контролю над ним — с другой.
Давая простор экспериментальному поиску, педагогическая проблематика нередко выступала на первый план в западном человекознании. Порой этот процесс наполнялся довольно антидемократическим содержанием, о чем не следует умалчивать. Так произошло с психодиагностическим, или тестологическим, направлением психологических исследований, которое органически соединилось с западной педагогикой технократической («технологической») ориентации, основанной, как уже отмечалось выше, на бихевиористских идеях управления человеческим поведением, включающих манипулятивный подход к личности.
Распространенные на Западе версии о неравноценном интеллектуальном потенциале представителей различных социальных, национальных и расовых групп — это реальность, на которую было бы неправильно закрывать глаза. Стоящие на этой вызывающей постоянные споры позиции ученые, хотя и с различными оговорками, полагают, что в конечном счете социальная иерархия людей соответствует картине их генетических данных.
Сторонники формальной тестовой оценки интеллекта на протяжении нескольких десятилетий убежденно аргументировали давно существующую практику разделения учащихся на «неравноценные» категории и соответствующее дозирование их образовательной программы. В частности, вполне в социал-дарвинистском духе утверждалось, что это разделение предопределено самой природой, которой педагоги мало что могут противопоставить со своими «социокультурными» усилиями.
Усиление общей тенденции в высокотехнологическом обществе к укреплению прав личности, гражданских свобод и культурной автономии различных этнических групп приводит на Западе к заметному возрастанию влияния гуманистического взгляда на эту проблему.
Сфера образования в них тоже эволюционирует не прямолинейно. Так, педагогическая мысль Западной Европы в целом тяготеет к умозрительной философской традиции. Начало ее восходит еще к Платону как создателю первого в истории учения о целесообразности строго иерархической системы образования. Такая система в принципе мало восприимчива к идеям «прозрачности границ» между теми или иными направлениями и программами обучения, что и приводило к жесткой обособленности типов школ по степени их элитарности, или, наоборот, общедоступности в таких странах, как Англия, Франция или Германия.
В то же время в Соединенных Штатах еще в начале XX века возобладал курс на более демократическую практику школьного образования. На протяже нии многих десятилетий американская педагогика традиционно ориентируется на единый тип общеобразовательной школы эгалитарного (противоположного элитарному) типа, в стенах которой осуществляется точное планирование профильных дифференцированных программ обучения при наличии параллельно общеобразовательного «ядра», предназначенного для всех учащихся.
Наиболее разработана и, пожалуй, доминирует на Западе модель «феномена человека» в процессе научения и усвоения им нового опыта, созданная бихевиоризмом. В его рамках проблемы научения и непосредственного воздействия на поведение человека выдвинуты на первый план.
Методологическое влияние бихевиоризма на педагогическую теорию в западных странах обусловлено идейной основой этого течения — посылкой о широкой возможности управления и «модификации» человеческого поведения в соответствии с заданными извне целями.
На основе бихевиористских идей внешней регуляции поведения индивида процесс формирования личности рассматривается как «модификация» человеческого поведения с целью его наибольшего приспособления к стандартам и нормам современного высокотехнологического общества, для которого идеалом на практике является «функциональный» человек, конформный и квалифицированный исполнитель определенной социальной роли.
Идеи «технологизированной школы», разработанные бихевиористами, натолкнулись на оппозицию со стороны тех западных ученых и специалистов в области образования, которые озабочены тем, что школа более или менее успешно осуществляет передачу некоторой суммы знаний, умений и навыков, пренебрегая задачей «учить мыслить». Данная точка зрения характерна для либерально настроенных педагогических кругов, опирающихся на концепции психологов-когнитивистов (от лат. cognition — знание, познание). Примыкая к гештальтистской традиции в психологии, педагоги этого направления выступают против бихевиористской трактовки процесса формирования личности и научения индивида. Одновременно они подвергают острой критике традиционную книжно-вербальную дидактику. Наиболее крупным представителем данного направления в западной педагогике стал Дж. Брунер (США), чьи идеи оказали существенное влияние на современную педагогическую мысль в англоязычных странах.
По Дж. Брунеру, ребенок выступает не как пассивный реципиент, аккумулирующий знания и навыки, он — исследователь окружающего мира, активный субъект познавательной деятельности.
Обосновывая задачу максимального выявления интеллектуальных резервов ребенка в стенах школы, Дж. Брунер выступил с конструктивной теоретической программой, противостоящей биогенетическим установкам. По Дж. Брунеру, осваивая полученный опыт, каждый индивид опирается на собственные уникальные когнитивные структуры. В процессе обучения расширению и совершенствованию их можно содействовать путем выдвижения на первый план «рекомбинационных способностей» и поисковой деятельности. Поэтому учение ребенка Дж. Брунер предложил организовать в русле самостоятельного поиска ответов на те или иные проблемы. Научный генезис разработанной им системы взглядов на развитие умственных сил личности своими корнями уходит к тем достижениям западной психологии в изучении развития ребенка, которые ассоциируются с именем Ж. Пиаже, одного из крупнейших психологов XX века.
Построенная на многочисленных экспериментах, некоторые из которых стали классическими, теория Ж. Пиаже сосредоточена на раскрытии качественного своеобразия умственных операций детей. В своих исследованиях Ж. Пиаже стремился показать, как ребенок прогрессирует от эгоцентризма и наивного субъективизма к осознанию собственной мыслительной деятельности и как он обретает Умение проводить все более четкое различие между своим личным опытом и окружающей реальностью.
Согласно Ж. Пиаже, дети в своем умственном развитии последовательно проходят через несколько качественно разных стадий. Ж. Пиаже выделяет следующие универсальные по своей природе стадии процесса умственного развития у детей и подростков: 1) сенсомоторная стадия — от момента рождения до примерно 2-х лет; 2) дооперационное мышление — от 2-х до 7 лет; 3) стадия конкретных операций — от 7 до 11 лет; 4) стадия концептуального мышления (формальных операций) — от11-12до14-15 лет. По своим границам стадии эти варьируют в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и являются в значительной мере условными в онтогенезе конкретного индивида; тем не менее, по Ж. Пиаже, их последовательность и основное содержание носят инвариантный характер.
Психологическим учением Ж. Пиаже целиком обусловлены и его взгляды на воспитание. Они образуют концепцию, направленную на утверждение «активного метода» в педагогике. Ж. Пиаже подчеркивает, что воспитание является «необходимым формирующим условием, способствующим естественному развитию как таковому. Без определенных внешних влияний индивиду не удалось бы выработать у себя наиболее базовые умственные структуры... На всех возрастных уровнях социальный, воспитательный фактор образует условие для дальнейшего развития».
Он приходит к убеждению, что «главной целью образования является формирование людей, способных к созданию новых вещей, а не просто повторяющих то, что сделали до них предшествующие поколения, — людей творческих, изобретательных, которым присущ дух открывателей нового. Вторая цель образования состоит в формировании критически направленных умов, которые способны верифицировать, а не просто принимать на веру то, что им предлагают».
Й еще один немаловажный аспект — взаимодополняемость учения Ж. Пиаже и психолого-педагогического учения Дж. Дьюи, крупнейшего реформатора американской школы и педагогики. Фактически Дж. Дьюи на основе своего богатого педагогического опыта предвосхитил ряд фундаментальных положений учения Ж. Пиаже. Эта сторона наследия Дж. Дьюи до сих пор остается малоизученной. Психолого-педагогические разработки Дж. Дьюи заслуживают особого внимания. Они представляют собой реальный вклад в развитие педагогической психологии, сделанный еще в первой четверти XX в.
Дж. Дьюи стоял у истоков гуманистически окрашенного прогрессивизма — течения в западной педагогике, заявившего о себе в качестве новой научной программы в сфере образования. Дьюи подверг острой критике атмосферу «старой школы» с ее подавлением творческой активности ребенка, упором на книжно-вербальное обучение и формальные методы. В своих работах он вскрыл психологическую и педагогическую несостоятельность традиционного курса школы на усвоение детьми оторванных от жизни академических знаний.
Взгляд на ребенка как на активного исследователя окружающего мира впервые получает обоснование у Дж. Дьюи. Дж. Дьюи рассматривает процесс учения как постоянное обогащение опыта. Естественным следствием такого взгляда становится положение о том, что ребенок выступает активным субъектом познания. Начиная с Дж. Дьюи, педагогическая наука в США все больше опирается на положение о том, что в основе школьного обучения должен лежать личный опыт ребенка, раз за разом восходящий на качественно новую ступень, что и обусловливает достижение необходимой социальной зрелости молодым поколением. Прогрессивизм обогатил педагогику научно обоснованным представлением о ребенке как о динамично растущем, испытывающем острую потребность в усвоении нового опыта организме, становление которого прогрессирует (отсюда и сам термин — прогрессивизм. — В.П.) от одной стадии к другой, более высокой. Именно под влиянием Дж. Дьюй наиболее восприимчивая ко всему новому американская педагогическая наука постепенно вышла на качественно новый уровень разработки принципа природосообразно-сти, т.е. адекватности целей, содержания и технологий.
Начиная с 1970-х годов внимание научно-педагогичес-кюисругов США, ряда других стран (Германия, Швейцария, впоследствии Россия) привлекают фундаментальные работы Л. Колберга (США) по моральному формированию личности. Опираясь на теории стадиального становления психики ребенка Дж. Дьюи и Ж. Пиаже при проведении экспериментальных исследований, Л. Колберг обосновал концепцию взаимосвязи морально-этического сознания личности с ее умственным развитием. Изучение соответствия морального формирования ребенка, подростка их «интеллектуальному росту» позволило выявить три основных стадии: доконвенциальной морали (наивный релятивизм в восприятии понятий «добра» и «зла», «правильного» и «неправильного» ради избежания наказаний и получения поощрений наряду с «реалистическим» признанием физического контроля со стороны взрослых); коввенциальной морали (примитивный конформизм с ориентацией на микро- и макрогрупповую солидарность, авторитет власти и, далее, на нормативную включенность в социальный порядок); наконец, посткоивенциальной, автономной морали, достигаемой далеко не всегда (стремление вывести для себя моральные нормы, имеющие «социально-контрактные» и, далее, универсально-этические правовые основы типа «золотого правила»: не делай другим того, чего себе не желаешь).
Большое влияние на педагогическую мысль Запада оказывает психоанализ. Теория личности, выдвинутая 3. Фрейдом, и ее неофрейдистские модификации играют роль отправных пунктов в работах многих западных философов, социологов, психологов и педагогов. Согласно исходной психоаналитической концепции личности, сфера самосознания индивида постоянно подвергается мощному воздействию как со стороны глубинного пласта бессознательных инстинктивных влечений, так и со стороны сферы морального сознания, совести. По Фрейду, структура личности образует иерархию из трех тесно взаимосвязанных, но в то же время самостоятельно проявляющих себя психических компонентов — «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Супер-Эго). «Оно» — это резервуар бессознательных, инстинктивных по своей природе, вечных и внеисторических импульсов и влечений, движимых лишь «принципом удовольствия». «Оно» образует как бы скрытый от посторонних глаз и в то же время наиболее внушительный по своему удельному весу пласт психики. По своей природе человек антисоциален, утверждает Фрейд, поскольку он бессознательно стремится к беспрепятственному удовлетворению своего «либидо» — преимущественно сексуально обусловленных влечений, желаний, порывов. В свою очередь, общество рассматривается ортодоксальным психоанализом как извечно враждебное личности окружение, которое контролирует и регулирует жизненное проявление ее на основе социальных, юридических, моральных норм и установлений. Благодаря социальному контролю «первозданные» импульсы и влечения индивида удерживаются в темной паутине бессознательного, но это угнетает его психику, приводит к различным неврозам.
Одной из краеугольных посылок психоанализа стала концепция сублимации как принципа воспитания и перевоспитания личности. Под сублимацией подразумевается преобразование неодобряемых (агрессивных, антисоциальных) импульсов в такие формы, которые контролируется сознанием и одобряются обществом.
Одним из примеров интеграции психоанализа и современной западной педагогики выступает теория личностного становления Э.Эриксона (США), вклад которого в науку о человеке является общепризнанным. Он обращается к формированию сознательного «Я»-Эго в условиях социальной среды, к роли самосознания в жизни индивида. Э.Эриксон рассматривает индивидуальное развитие личности как последовательную смену стадий, каждая из которых имеет не только свои соматические, но и качественные эмоциональные особенности.
Э.Эриксон показывает, что воспитательные факторы (скажем, стиль обращения матери со своим младенцем) ставят развивающегося индивида перед психоэмоциональными альтернативами: бессознательного «базового» доверия или недоверия к окружающему миру (на первом году жизни); самостоятельности, автономии — в противоположность стыду и сомнению (в раннем детстве); чувства инициативы — в противоположность чувству вины и пассивности (дошкольный возраст); удовлетворенности своими навыками и усилиями, собственной «компетентностью» — в противоположность сознанию своей неполноценности, неумелости (школьный возраст); чувства собственной индивидуальной ценности, «идентичности» — в противоположность неопределенному «Я» (юность).
Теоретической основой новейшей антропологической (неопедоцентристской) программы воспитания на Западе стало направление гуманистической психологии, лидерами которого выступали А. Маслоу и К. Роджерс (оба родились и работали в США). Возникшее сравнительно недавно, оно противопоставило свою концепцию человека как бихевиоризму, так и психоанализу в качестве так называемой «третьей силы». Гуманистическая психология делает основной акцент на категории уникальности, неповторимости личности и на предоставлении ей свободы выбора, что сближает это течение в человекознании с философией экзистенциализма. Психологи этого направления считают, что, если рассматривать человека «как пучок инстинктов или собрание рефлекторных схем, можно прийти к блестящим обобщениям, но потерять человека».
Бросается в глаза следующая характерная особенность гуманистического воспитания, неразрывно связанного с «третьей силой» в психологии: отрицая ведущую роль бессознательных, «животных» инстинктов в жизни личности, его представители тоже «биологизируют» человека, но с противоположной стороны: они говорят об инстинктивности позитивной основы человеческой природы, которая, до их убеждению, часто атрофируется на «конвейере» традиционного воспитания и образования.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 673 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!