Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Футурология и будущее человечества. Техногенная цивилизация и ее проблемы



Футурология – в широком значении общая концепция будущего Земли и человечества. В узком – наука о будущем. Она учитывает, что в ХХ веке сложилась техногенная цивилизация. И на основе этого футурология строит свои прогнозы, изучая глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы – это общечеловеческие проблемы, которые затрагивают коренные интересы всей цивилизации, каждого человека. Изменения планетарного характера стали глобальными проблемами человечества.

К глобальным проблемам относятся:

1. Сохранение жизни и здоровья человека в совокупности с экологическими проблемами:

- уменьшение способности экосистемы к саморегуляции;

- разрушение экосистемы;

- проблема чистой питьевой воды;

- парниковый эффект, разрушение озонового слоя, возрастание содержания серы и соединений азота в атмосфере;

- нерациональное использование природных ресурсов;

- аллергии, хромосомные нарушения, хронические заболевания людей;

- нейропсихологические нарушения.

2. Продовольственная проблема:

- голод – на планете по-прежнему каждый год умирают люди от недоедания;

- экологически чистые продукты питания стоят очень дорого, и они доступны не всем слоям населения.

3. Международные конфликты и противоречия, обусловленные экономической и политической зависимостью стран:

- неравномерность экономического развития Запада и Востока, Севера и Юга;

- увеличение международных противоречий, перерастающих порой в серьезные региональные конфликты;

- растущие ножницы цен на сырьевые материалы и наукоемкую продукцию развитых стран;

- усиление борьбы за источники сырья, рынки сбыта и т. п.

-

Глобальные проблемы современности ставят перед человечеством ряд задач. Задачи, которые стоят перед мировым сообществом можно свести к следующим:

- предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов;

- преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости;

- обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии);

- преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу;

- своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

Культура техногенной цивилизации сформировалась на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться из зависимости от природы и высшими ценностями этой цивилизации признавались господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. Но подобная ситуация привела к тому, что человек превратился в простое орудие эффективной экономической деятельности.

Выдающиеся гуманисты и мыслители ХХ века с тревогой говорили о процессе деградации культуры.

В результате в культуре ХХ века развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентической и антисциентической. В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством – экономические, политические, моральные и т.д.

Понятие «сциентизм» происходит от латинского слова «scientia» – знание, наука. Сциентисты утверждают: науке подвластно все. «Сциентизм как направление философской мысли возник в результате научно-технической революции. Он представлен такими основными течениями как технологический детерминизм (Д. Белл, Дж. К. Гэлбрейт, Г. Кан, А. Турен и др.) и философия науки (Г. Башляр, А. Койре, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд). В качестве определяющей детерминанты сциентизм рассматривает науку. Он исследует этот феномен всесторонне, что бесспорно является ценной стороной исследований философов - сциентистов. Так Д. Белл впервые в своих работах ввел понятие «интеллектуальная технология», под которой понимает систему знаний и основанных на этих знаниях методов. Этоматематическая логика, кибернетика, теория множеств, игр, метод моделирования, ситуационного анализа и др. Белл считает, что ученые-социологи, вооруженные «интеллектуальной технологией », став «технологистами», способны влиять через политиков на формирование различных общественных явлений и общества в целом» [34, с. 2 11.].

Действительно, современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику, административную и военные сферы. Однако не все в мире – наука. Например, существует сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения. Антисциентизм появился как реакция на преувеличенную роль науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала серьезные мировые кризисы: экономический, экологический, национальный.

Сложившийся первоначально в Европе, а затем распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития его свободы. Но вместе с тем он имел изъяны. Техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природы является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем неограниченной. Ей присущ тип развития, который можно выразить одним словом: б о л ь ш е…

Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе и социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присущи представление о том, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-техническое движение последних десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры.

Меняется представления о необратимости и нарастании общественного прогресса. Со времен бомбардировок Хиросимы и Нагасаки ценность науки и научно-технического прогресса поставлена под вопрос. Сегодня довольно скептически воспринимаются идеи о возможностях научного знания, а точные науки уже не считаются главными. Отсюда и посетившее человечество чувство бессилия перед вызванными им неуправляемыми силами научно-технического прогресса, получившее наиболее яркое отражение в философии экзистенциализма, где существование человека носит трагедийный, безвыходный характер.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 892 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...