Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития



Многообразные способы описания и интерпретации общественного развития можно свести к двум основным подходам: формационному и цивилизационному.

1. Формационный подход рассматривает историю человечества как прогрессивно-поступательный монолинейный тип развития, включающий в себя как «спокойное» эволюционное развитие, так и крутые переломы, связанные с революционным преобразованием. Этот подход нашел наибольшее свое отражение в трудах Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса и др. Формация в этом контекстеэто общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. Маркс называл следующие пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую (причем, социализм он считал начальной стадией коммунизма). История любого общества, согласно этому подходу, представляет собой поступательный процесс смены формаций, например: первобытнообщинная сменяется рабовладельческой, рабовладельческая сменяется феодальной и т.д.

2. Цивилизационный подход отстаивает циклический тип развития отдельных цивилизаций, в результате которого на смену ограниченным во времени фазам развития, приходят фазы стагнации и упадка. Развитие человеческого общества, взятое в целом с точки зрения этого подхода, представляет собой не единый процесс, а совокупность более или менее однотипных циклов развития отдельных цивилизаций, этносов, государств и т.п.

Одним из способов осмыслить роль и место культуры в социальной системе стало создание теории культурно-исторических типов или локальных цивилизаций, которая относится ко второму (цивилизационному) типу развития. Наиболее известные сторонники данной концепции — Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон, по мнению которых, различные ценности, культурные нормы, традиции и обычаи формируют различные по своей сути социокультурные объединения, так называемые культурно-исторические типы или цивилизации.

Эти социокультурные объединения (цивилизации) уникальны, ни одна из них не похожа на другую, они замкнуты (локальны), а их глубинные культурные смыслы недоступны друг другу. Общими у этих цивилизаций являются только этапы существования: рождение, развитие, расцвет, надлом, смерть. Они схожи с живыми организмами, которые также проходят свой цикл жизни. Средний срок жизни отдельной цивилизации 1000-1500 лет, после чего она умирает, становясь добычей более молодых народов, или уступает место новой цивилизации, вырастающей на ее месте. Так как культурно-исторические типы – замкнутые, локальные образования, со своими собственными системами ценностей, нет смысла говорить о едином пути исторического развития, общих его целях и культурных универсалиях.

Впоследствии, столь категоричный взгляд на цивилизационные образования был смягчен, сторонники теории культурно-исторических типов стали признавать возможность межкультурного диалога как одного из движущих факторов социокультурной динамики [24].





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 718 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...